kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по математике 1 класс для детей ОВЗ (вариант 6.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для подготовительного и 1—4 классов, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 1 класс для детей ОВЗ (вариант 6.2)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для подготовительного и 1—4 классов, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающихся. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

При овладении математическими знаниями обучающиеся с НОДА испытывают ряд объективных трудностей, которые возникают из-за поражения двигательной сферы, познавательной деятельности и речи. Двигательные нарушения ограничивают способность к освоению предметно практической деятельности, которая лежит в основе овладения представлениями о количестве, а в дальнейшем сказывается на решении текстовых задач. Нарушение таких высших психических функций, как пространственная и временная ориентировка, приводит к трудностям формирования пространственных и временных представлений, счетных операций, изучения геометрического материала, работе с тетрадью, учебником, способах записи примеров в столбик и т.п.

На уроках математики, обучающиеся с НОДА испытывают особенные трудности при выполнении рисунков, чертежей, так как им трудно одновременно держать карандаш и линейку, поэтому у них возникает потребность в помощи взрослого (учителя, тьютора). Для решения таких задач оптимально использовать современные цифровые ресурсы, позволяющие обучающимся с НОДА проводить измерительные и графические работы в виртуальном пространстве.

Из-за двигательных нарушений, низкой работоспособности и особенностей центральной нервной системы обучающимся с НОДА необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым обучающимся, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а обучающиеся должны его закончить или выполнить тестовые задания. Перед контрольными работами необходимо проводить обобщающие уроки по теме, так как у обучающихся с НОДА отмечаются недостатки развития памяти, особенно кратковременной.

Достаточно часто у обучающихся с НОДА нарушена устная речь, в некоторых случаях она отсутствует. Поэтому предлагать детям отвечать устно на вопросы, составлять задачи и т.п. упражнения не представляется возможным, таким обучающимся все задания предлагается выполнять в письменной форме. Если у обучающихся с НОДА отмечаются выраженные нарушения моторики рук, и они не овладевают письменной речью, то все задания, текущий и промежуточный контроль разрабатываются и предлагаются в электронном формате с увеличение времени для их выполнения. Для достижения результатов по формированию универсальных коммуникативных действий на уроках математики необходимо использовать средства альтернативной или дополнительной коммуникации.

У обучающихся с НОДА, особенно при выраженных двигательных нарушениях, отмечаются проблемы в познании окружающей действительности, у них отмечается низкая осведомленность о предметах и явлениях окружающего мира, поэтому большое внимание необходимо уделять практической направленности обучения математике, использованию математических знаний в повседневной жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации;

  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для решения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

  • развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.



Основные задачи реализации содержания:

- Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другими);

- Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах обыденной практической деятельности);

- Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.


Таким образом, изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих образовательных, коррекционно - развивающих целей, а также целей воспитания:

1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

2. Формирование функциональной математической грамотности обучающегося младшего школьного возраста с НОДА, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

3. Обеспечение математического развития обучающегося младшего школьного возраста с НОДА — формирование способности к интеллектуальной деятельности и ее коррекция, пространственной ориентировки и пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимися с НОДА при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося младшего школьного возраста с НОДА и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.

Принципы реализации федеральной адаптированной рабочей программы


Динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

Принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации обучающимися с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Обучающийся осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания. Опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами учреждения.

Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

При реализации принципа дифференцированного (индивидуального) подхода в обучении математике учащихся с НОДА необходимо учитывать уровень развития их экспрессивной речи и мануальных навыков, в частности уровень сформированных графомоторных навыков. Учитель в процессе обучения определяет возможности учащихся выполнять устные и письменные задания. При выраженных дизартирических расстройствах учитель предлагает обучающимся выполнять задания письменно, минимизировав устный опрос. Для лучшего усвоения учебного материала при проведении различных видов языкового анализа необходимо предлагать пошаговые алгоритмы выполнения заданий. Ограниченный жизненный опыт обучающихся с НОДА и специфика овладения понятиями требуют проведения систематической целенаправленной словарной работы. Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся с НОДА необходимо использовать те виды, которые бы объективно показывали результативность их обучения. Например, самостоятельные и практические упражнения обучающиеся могут выполнять, используя персональные компьютеры и мобильные устройства. Время для выполнения контрольно-измерительных мероприятий необходимо пролонгировать с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.

Принцип мотивации к учению. Этот принцип подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. обучающийся должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У обучающегося в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню – сделаю).

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающихся с НОДА.


Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Особые потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в образовательной программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации.

Учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА по варианту 6.2 ФАОП НОО реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие дефицит познавательных и социальных способностей, при освоении программного материала нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Общее число часов, отведённых на изучение «Математика», – 675 (4 часа в неделю в каждом классе): в 1классе– 132 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС


Числа и величины

Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.


Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.


Текстовые задачи

Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.


Пространственные отношения и геометрические фигуры

Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.

Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.


Математическая информация

Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.

Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).

Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.


Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Универсальные познавательные учебные действия:

    • наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;

    • обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;

    • понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;

    • наблюдать действие измерительных приборов;

    • сравнивать два объекта, два числа;

    • распределять объекты на группы по заданному основанию;

    • копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу при наличии возможности с учетом развития двигательной сферы;

    • приводить примеры чисел, геометрических фигур;

    • вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).

Работа с информацией:

    • понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;

    • читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

    • характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи,

    • последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;

    • комментировать ход сравнения двух объектов при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи ;

    • описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи .

    • различать и использовать математические знаки;

    • строить предложения относительно заданного набора объектов при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи.

Универсальные регулятивные учебные действия:

  • принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

  • действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;

  • проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;

  • проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.

Совместная деятельность:

  • участвовать в парной работе с математическим материалом;

      • выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обучающийся младшего школьного возраста с НОДА достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние темп деятельности, скорость психического созревания в условиях органического повреждения мозга, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).

Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Математика» на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА будут сформированы следующие личностные результаты:

  • осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

  • применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

  • осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

  • применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

  • работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

  • оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

  • оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения;

  • пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные познавательные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

  • устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);

  • применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

  • приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач при наличии возможности с учетом развития двигательной сферы;

  • представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

2) Базовые исследовательские действия:

  • проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

  • понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

  • применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).

3) Работа с информацией:

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

  • читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

  • представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

  • принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.


Универсальные коммуникативные учебные действия :

  • конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи;

  • использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;

  • комментировать процесс вычисления, построения, решения при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи;

  • объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи;

  • в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи;

  • создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

  • ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;

  • самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.


Универсальные регулятивные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

  • выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

2) Самоконтроль:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

  • выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

  • находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

3) Самооценка:

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);

  • оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.


Совместная деятельность:

  • участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

  • осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в первом классе обучающийся с НОДА научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;

  • пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;

  • находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;

  • выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток;

  • решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);

  • сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче/ниже, шире/уже;

  • выделять единицу длины — сантиметр, дециметр;

  • измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см)при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы;

  • устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;

  • распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;

  • группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;

  • различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;

  • сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);

  • распределять объекты на две группы по заданному основанию.


Выделенное количество учебных часов на изучение разделов носит рекомендательный характер и может быть скорректировано для обеспечения возможности реализации идеи дифференциации содержания обучения с учётом особенностей общеобразовательной организации и уровня подготовки обучающихся с НОДА.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ЧАСА)



Тема, раздел курса, количество часов1

Предметное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

Числа

(20 ч)

Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно.

Работа в парах/группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно.

Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной мерки, по определению длины в сантиметрах. Поэлементное сравнение групп чисел. Словесное описание группы предметов, ряда чисел.

Чтение и запись по образцу и самостоятельно групп чисел, геометрических фигур в заданном и самостоятельно установленном порядке.

Обсуждение: назначение знаков в математике, обобщение представлений. Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий.

Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5.

Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел.

Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел.

Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифрпри наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы.

Величины

(7 ч)

Длина и её измерение с помощью заданной мерки. Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче.

Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.

Знакомство с приборами для измерения величин. Линейка как простейший инструмент измерения длины.

Наблюдение действия измерительных приборов. Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни.

Использование линейки для измерения длины отрезка при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы. Коллективная работа по различению и сравнению величин.

Арифметические действия

(40 ч)

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения.

Переместительное свойство сложения.

Вычитание как действие, обратное сложению.

Неизвестное слагаемое.

Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5.

Прибавление и вычитание нуля.

Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Вычисление суммы, разности трёх чисел.

Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий».

Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия.

Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.

Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы.

Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций).

Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого.

Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта.

Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами.

Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия.

Текстовые задачи (16 ч)

Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи.

Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению)

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи).

Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколько осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче.

Соотнесение текста задачи и её модели.

Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математического отношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели

Пространственные отношения и геометрические фигуры

(20 ч)

Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/ справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Распознавание объекта и его отражения. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника.

Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей. Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию»,

«Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.

Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы. Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры.

Творческие задания: узоры и орнаменты. Составление инструкции изображения узора, линии (по клеткам). Составление пар: объект и его отражение.

Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы и устной речи.

Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута.

Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине.

Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур.

Математическаяинформация

(15 ч)

Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам).

Группировка объектов по заданному признаку.

Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.

Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.

Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу.

Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин).

Выполнение 1—3-шаговыхинструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.

Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами.

Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи.

Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положения рисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги.

Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.

Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета

относительно другого при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения.

Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.).

Знакомство с логической конструкцией «Если …, то …».

Верно или неверно: формулирование и проверка предложения.

Резерв2(14 ч) Резервные часы могут быть использованы с учётом особенностей класса, в котором ведётся обучение.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


​‌• Математика учебник (в 2 частях), 1 класс/ Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ‌​

​‌Математика. Рабочая тетрадь 1 класс (2 части). Издательство "Просвещение". Школа России. М.И. Моро, С.И. Волкова, 2023 г.‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Поурочные разработки по математике к УМК "Школа России", 1 класс/Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, М..:ВАКО, 2023‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌ https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://nachalka.info/demo?did=1001902 lid=1005521
http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http:www.nachalka.com‌​



1

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа по математике 1 класс для детей ОВЗ (вариант 6.2)

Автор: Пасько Ирина Викторовна

Дата: 20.12.2024

Номер свидетельства: 662293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа "Математика 6 класс""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia_programma_matematika_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "589957"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635484203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства