kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология уровневой дифференциации как одно из средств управления познавательной деятельностью при подготовке к итоговой аттестации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете « Управление познавательной деятельностью обучающихся при подготовке к итоговой аттестации» учителя математики Тихоновой О.В. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации как одно из средств управления познавательной деятельностью при подготовке к итоговой аттестации»»


«Технология уровневой дифференциации как одно из средств управления познавательной деятельностью при подготовке к итоговой аттестации»

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ОГЭ и ЕГЭ. Как сделать обучение максимально развивающим мышление, как использовать все познавательные способности учащихся, как научить их быстро ориентироваться при решении тестовых задач – это те вопросы, которые находятся в центре внимания учителей математики выпускных классов. Тем более, в свете модернизации школьного образования, где результатами являются не только знания, умения и навыки, но и сформированность различных компетенций, т.е. умений делать перенос полученных знаний в жизненные ситуации, решать эти проблемные ситуации.

Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что «мы таких задач не решали»?

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

• уметь самостоятельно приобретать знания;

• применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Подготовка к ЕГЭ по математике заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?»

Основные требования к современному уроку:

1.Учитель обеспечивает мотивацию деятельности ученика на каждом этапе : перспективная мотивация – темы, раздела, всего курса; мотивация на этапе усвоения знаний – получение новой информации, формирование компетенций, на этапе контроля.

Это главное! Постоянная мотивация!

2. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной



деятельности учащихся с учётом их психофизиологических особенностей и специфики содержания учебного предмета.

Управление деятельностью ученика!

3.Любой урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого-педагогических условий для обучения:

- оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности

- целесообразное разнообразие форм и видов работы на уроке

- получение обратной связи – на каждом этапе урока. Это и есть управление.

- на уроке должно быть целенаправленное и мотивированное формирование универсальных учебных действий

4. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности ученика.

5. Структура урока должна соответствовать целям. Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала урока (быстрое и заинтересованное включение всех учеников в учебно-познавательную деятельность) и завершающий этап (рефлексия) .

Ответы на многие вопросы даёт применение технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.

«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань!» - эти слова великого поэта давно уже стали девизом моей педагогической деятельности. Работая в классах смешанных способностей и осознавая, что все дети разные, всегда стремилась как можно глубже дифференцировать образовательный процесс.

Как один из этапов урока-Игра «Улей» (15 мин)

Вначале игры в течении 1 -2 минут необходимо самостоятельно выбрать посильный вариант для выполнения работы:

Объявляются условия: пользоваться тетрадью и учебником нельзя. Каждое задание проверяется отдельно. Приступать к последующему заданию только после верно выполненного предыдущего. Учитель вместе с учащимися заполняет сводную ведомость выполненных заданий Если задания решены из первого варианта – ставится синий квадратик, из второго – зеленый; третьего – красный

Анализ игры «Улей», коррекция ошибок

Класс разбивается на группы, группу возглавляет консультант – ученик, выполнивший задание на «4» или «5»

Отличия от обычной разноуровневой самостоятельной работы состоят в следующем:

  • предложенные номера выполняются строго по порядку, поскольку последующий номер всегда сложнее предыдущего;

  • каждое задание решается на отдельном листе;

  • решённые задания остаются у учителя. Таким образом, исключена возможность несамостоятельного решения, так как более сильные учащиеся уже в начале урока «уходят в отрыв»;

  • к концу урока на бланке ответов отражается чёткая картина успехов и неудач всех выполнявших задания: каждый номер подразумевает один конкретный способ действий.

В вариантах ОГЭ 9 класса есть задание найти площадь фигуры, так как вычисление площади вызывает затруднение у ребят, то я считаю, что необходимо формирование познавательной геометрической деятельности. Не для кого не секрет, выполнение геометрических заданий всегда вызывает затруднения у ребят, геометрию мы начинаем изучать не в 7 классе, а в 5 на уроках наглядной геометрии. Выполняем ряд практических работ на вычисление площадей фигур, работаем с программой «Живая геометрия», при выполнении которой уже в 6 классе накапливается багаж знаний, которые мы применяем при решении заданий части «Геометрия». Уроки построены так, что ребята самостоятельно добывают информацию через практические работы.

Цель уровневой дифференциации (УД) – научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, поэтому в 9 провожу компьютерное тестирование, которое является эффективным способом оценки знаний учащихся среди учащихся старшей школы.

Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:

- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;

- позволяет индивидуализировать работу с учениками.

Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка  ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему  спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Одной из особенностей методики преподавания по этой технологии является блочная подача материала, которую использую в 10-11 классах.

1. Урок мотивации (знакомство с технологической картой изучаемой темы, формами работы, контроля.)

2. Уроки изучения нового.

3. Уроки формирования умений и навыков (отработка материала)

4. Уроки контроля.

Перед началом работы в ходе эвристической беседы бывает полезно обсудить способ решения и тех, и других заданий и только после этого ставить учащихся перед выбором.

Считаю, что “Блочная система ” имеет следующие преимущества:

  1. Наглядность результатов. У каждого учащегося имеется “диагностическая карта”, в которой выставлены все текущие оценки, результаты зачетов и контрольных работ по всем блокам

  2. Преподаватель ведет специальную общую итоговую ведомость всех оценок по каждому блоку.

  3. Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.

  4. Не тратится время для повторения теоретического материала (достаточно просмотреть лекционный материал.)

  5. Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты - что так необходимо на первых курсах техникума и института.

  6. До изучения текущего блока учащиеся имеют представление об объеме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.

  7. Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема. Мною сформированы методические копилки по подготовке к ЕГЭ.

  • Собран банк КИМов, разноуровневых проверочных и контрольных работ;

  • Оформлены для каждого класса папка, содержащая тематические дифференцированные тестовые задания структурированных в соответствии с темами и вопросами содержания контрольно-измерительных материалов из разных методических пособий;

  • Собраны и систематизированы основные формулы и алгоритмы в помощь учащимся.

Мною систематически проводятся экспертизы результатов, ведется мониторинг, используются различные методы диагностики:

– помимо традиционных (контрольные, проверочные, диагностические работы, результаты которых заношу в диагностическую карту, созданную на каждого ученика;

– проведение работ СТАДГРАД, репетиционные ЕГЭ. Так как ребята уже определились какой экзамен они будут сдавать, поэтому в соответствии с их выбором предлагаются базовые и профильные задания.

Уроки обобщения и систематизации знаний строю с привлечением к работе учащихся-консультантов из числа успешных ребят.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что уровневой дифференциации на уроках математики, направленных на формирование умений у школьников выполнять задания ЕГЭ способствует росту качества подготовки выпускников к итоговой аттестации, где особое внимание нужно уделять очень слабым ученикам и одарённым детям!

Мы обучаем детей в новых условиях, где очень актуальны слова Л.Г. Петерсон: «Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю». На первый план выходит личность ученика, его отношение к миру, способность к культурному общению и рефлексии, адекватной самооценке и саморазвитию, нацеленность на созидание и добро».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Тихонова Ольга Владимировна

Дата: 10.06.2016

Номер свидетельства: 333975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства