kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий план учителя математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий план учителя математики»



Личный творческий план учителя математики

Ф.Р. Алимбаевой





МОБУ СОШ с.Новофедоровское

МР Стерлитамакский район РБ















МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

(С 2014 по 2019гг)



Основные этапы работы над методической темой:

1этап: 2014-2015 уч.год – анализ работы над предыдущей темой самообразования, изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков, внедрение в свою практику новых технологий обучения, собеседование и консультации с методистами РОО, обучение на курсах повышения квалификации.

2этап: 2015-2016 уч.год - создание Программы по проектной деятельности, разработка системы уроков по апробации Программы, внедрение Программы на уроках математики в 5-7 классах и прослеживание за личностными и учебными результатами, анализ результатов на заседаниях ШМО учителей математики, мастер-класс «Организация проектной деятельности на уроке математики и во внеурочное время» на педсовете.

3этап: 2016-2017 уч.год - апробация Программы на уроках математики в 5-8 классах, промежуточный анализ результатов на заседаниях методических советов, ШМО учителей математики, оценивание положительных сторон и определенных трудностей по реализации Программы, подготовка учащихся для выступления в НПК «Менделеевские чтения» с проектами.

4этап: 2017-2018 уч.год - апробация Программы на уроках математики в 5-9 классах, анализ успешности учебной деятельности учащихся и личностных результатов на педагогическом совете школы, подготовка учащихся для выступления в НПК «Менделеевские чтения» с проектами.

5этап: 2018-2019 уч.год - работа по Программе на всех уроках математики, итоговый контроль по результатам, анализ результатов апробации, обобщение опыта работы по на заседаниях РМО учителей математики, на страницах методических изданий.











ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

1

Повышение профессионализма и

педагогической грамотности

Курсы, семинары

2

Работа над методической темой

Курсы, изучение литературы

3

Изучение и применение на уроках элементов новых педагогических технологий; использование ЭОР

Семинары, вебинары, дистанционные курсы

4

Активное участие в работе ШМО учителей математики, физики, информатики и РМО учителей математики

Доклады, открытые уроки, участие в конкурсах

5

Изучение передового опыта работы учителей школы, района, города, республики, страны

Взаимопосещения, семинары, вебинары, сотрудничество в интернет-сообществах

6

Выступления с докладами и сообщениями по проблеме, над которой работаю

Педсоветы, курсы, семинары

7

Подписка на предметные журналы и газеты






















Анализ работы над методической темой

1.Условия возникновения опыта.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения. Согласно им изучение математики в школе направлено на достижение следующих целей:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к

преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как

к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Введение новых форм аттестации. Новые формы проведения аттестации проверяют не только владение базовыми алгоритмами и знание и понимание важных элементов содержания, но и умение пользоваться различными математическими языками, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также умение применять знания в практических ситуациях.

Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся.

Мною было принято решение изучить вопрос формирования проектных умений учащихся на уроках и во внеурочное время.

2.Актуальность и перспективность опыта работы.

Применение учебных проектов, как компонента системы образования, открывает большие возможности для развития самостоятельного, критического мышления ученика, формирования у него определенных личностных качеств через активные способы действия. Задача учителя – создать условия для проектной деятельности, творческой самореализации учащихся при обучении математике

3.Ведущая педагогическая идея.

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования общеучебных умений и навыков учащихся через широкое использование проектной деятельности.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

4.Теоретическая база опыта

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов

Под методом проектов понимают Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Основные цели метода проекта:

Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

Развивать у ученика исследовательские умения (умения выявлять проблемы, собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы, обобщать);

Сформировать навыки работы и делового общения в группе;

Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций

Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

В процессе проектной деятельности на уроках математики создаю условия для формирования следующих компетенций:

Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

На уроках математики вырабатываю у учащихся умения учитывать и соотносить данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выявлять их согласованность и противоречивость; выявлять избыточные и недостающие данные; доказывать каждый вывод.

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс;

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

Предлагаю учащимся планы: а) изучения нового материала ; б) для математических доказательств; в) для самостоятельной работы над решением какой-либо задачи; г) для выполнения практической работы. Привлекаю учащихся к рецензированию устных ответов товарищей и к самооценке работы (устных и письменных ответов); использую на уроках взаимоконтроль в парной и групповой работе. Объясняю учащимся типы затруднений, классифицируем ошибки, допущенные при решении, устанавливаем причины затруднений. Проводим коллективную, групповую и индивидуальную работу над ошибками.

Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса.

Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

О проделанной работе над проектом учащимся надо не только рассказать, ее надо защитить публично. Учащиеся представляют свои работы в различных формах: реферат; устный отчет; рисунки; газеты; модели фигур; презентации на компьютере.

В организации работы по формированию проектных умений можно выделить три этапа:

Подготовительный (V – VI классы).

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.

Цели и задачи этапа:

  • Развитие мыслительных операций (наблюдение, сравнение, анализ и др.) через задания учебника и специально подобранные задания.

  • Обучение выполнению мини-исследовательских заданий.

  • Формирование важнейших навыков мышления и исследования (собирать и приводить в систему информацию; замечать и описывать закономерности; высказывать догадки и обосновывать их; логически рассуждать, выражать свои мысли так, чтобы их могли понять другие)

  • Формирование практических навыков научной организации труда (обучение работе с текстом, учебником, справочной литературой и т.п.)

  • Формирование навыков публичного выступления.

  • Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса.

На этом этапе можно использовать различные виды заданий: найти ответы на вопросы по тексту; выступить с готовым сообщением; подготовить и выступить с сообщением; составить кроссворд по теме; выполнить мини-исследовательское задание.

Развивающий этап (VII – IX классы)

Основной целью этого этапа является формирование практических навыков проектной деятельности: познание этапов научного мышления; овладение мыслительными операциями; развитие умения работать над рефератом; применение методики публичного выступления. Используются следующие виды заданий: составление конспектов; составление плана доказательства теоремы; подготовка сообщений по теме; выступление с сообщениями перед учащимися своих и чужих классов; написание реферата; выполнение исследовательских заданий в классе и самостоятельно.

Учебно-исследовательский этап (X – XI классы)

Цели и задачи этого этапа – это создание условий для глубокого и осознанного усвоения учебного материала; формирование самостоятельного и критического мышления учащихся; совершенствование учащимися умений и навыков проектной деятельности. В процессе обучения можно использовать индивидуальные исследовательские задания; рефераты; выступления на школьных и городских конференциях; компьютерные презентации.

Обозначим основные этапы работы над проектом:

- Представление проблемной ситуации: в ходе решения проблемной ситуации выдвигается социально значимая задача (проблема) – исследовательская, информационная, практическая (работа над проектом – это разрешение данной проблемы). Обсуждается круг проблем. Организуются группы сотрудничества, распределяются роли и обязанности. Группы выбирают тему и определяют цели проектной деятельности.

- Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта. Выдвижение гипотез; вырабатывается план действий, определяются конкретные задачи и способы деятельности; источники информации по теме; способы сбора и анализа информации; способы представления результатов ; устанавливаются критерии оценки процесса и результата.

- Поиск информации. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках и во внеурочное).

- Готовый продукт. продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; Оформление результатов проектной деятельности. Результаты и формулирование выводов.

- Представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

Оценка результата и процесса. Самооценка и рефлексия.

Групповая оценка. Оценка учителем.

5.Новизна опыта новизна опыта состоит в разработке, апробации и внедрении различных вариантов использования метода проектов на различных этапах уроков математики и во внеклассной работе.

Новизна состоит в авторских разработках учебных проектов по темам:

1. «Площадь прямоугольника» (математика 5 класс).

2. «Координатная плоскость» (математика 6 класс).

3. Математическая конференция по теме «Теорема Пифагора» ( геометрия 8 класс).

4. «Свойства функций» (алгебра 9 класс).

5. «Правильные многоугольники» (геометрия 9 класс)

6. «Тригонометрические уравнения» (алгебра 10 класс).

7. «Построение сечений» (геометрия 10 класс).

8. Классный час «Правила поведения в школе»

9. Классный час «За здоровый образ жизни»

6.Адресная направленность учителями математики общеобразовательных учреждений, желающими заинтересовать своим предметом школьников, которые внедряют в учебный процесс метод проектов, а так же учителями, использующим другие педагогические технологии на уроках и во внеурочное деятельности, формирующие и развивающие ключевые компетентности учеников.

7.Результативность Для того чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. На диаграмме видно преобладание мотивация благополучия – учусь, потому что на уроках интересно; люблю мыслить, думать, соображать.

(если спросят) Можно выделить следующие группы:

А) Широкие социальные мотивы – учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии; в наше время учатся все;

Б) Мотивация благополучия – учусь, потому что на уроках интересно; люблю мыслить, думать, соображать;

В) Престижная мотивация – хочу завоевать авторитет у товарищей по учебе; быть первым учеником;

Г) Мотивация содержания – нравится узнавать новое; хочу больше знать;

Д) Мотивация прессом – заставляют родители; учусь, чтобы не было неприятностей из-за плохих отметок;

Е) Узкие социальные мотивы – хочу получать хорошие отметки; нравится учитель.

На основании анкетирования проведенного в классах был сделан вывод о высоком рейтинге предмета математики среди учащихся разных возрастов.

В ходе учебного процесса вырабатываются проектные умения, которые учащиеся применяют при изучении других предметов. Исследования были проведены в 9 экспериментальном классе ( за два года эксперимента) и в 10 классе. На диаграмме виден стабильный рост проектных умений в классах, где этот метод используется регулярно.

Показателем результативности использования метода проектов является успешное участие учащихся классов, где я работаю, в различных школьных и муниципальных конкурсах:

-участие учащихся в школьной научно-практической конференции;(!!)

-грамоты и благодарности(!)

Первые результаты данного опыта работы были обобщены на уровне школы. По результатам первого года эксперимента выпущено пособие «Проектная деятельность в средней школе», в которое вошел паспорт проекта по геометрии «Пифагор и его теорема».

2-й шаг. Представление системы уроков.

Система работы учителя в режиме метода проектов: на уроке, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческий план учителя математики

Автор: Алимбаева Фирузя Ринатовна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "План работы творческой группы учителей математики "
    ["seo_title"] => string(56) "plan-raboty-tvorchieskoi-ghruppy-uchitieliei-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "164498"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422640718"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Актуальные проблемы учителя математики при работе с одарёнными детьми (обобщение педагогического опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "aktualnye_problemy_uchitelia_matematiki_pri_rabote_s_odarionnymi_detmi_obobshche"
    ["file_id"] => string(6) "626016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676742522"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "ОТЧЕТ О РАБОТЕ  учителя математики  I квалификационной  категории Королюк Светланы Викентьевны за   2014/2015 уч.г. "
    ["seo_title"] => string(125) "otchiet-o-rabotie-uchitielia-matiematiki-i-kvalifikatsionnoi-katieghorii-koroliuk-svietlany-vikient-ievny-za-2014-2015-uch-gh"
    ["file_id"] => string(6) "216612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433079712"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План методического объединения школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_metodicheskogo_obedineniia_shkolnogo_metodicheskogo_obedineniia_uchitelei_m"
    ["file_id"] => string(6) "501975"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551559708"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Призентация.Творческий отчет МежМО математиков  на базе МОУ Щербаковаской СОШ "
    ["seo_title"] => string(92) "prizientatsiia-tvorchieskii-otchiet-miezhmo-matiematikov-na-bazie-mou-shchierbakovaskoi-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "233429"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443101861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства