Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий план учителя математики»
Личный творческий план учителя математики
Ф.Р. Алимбаевой
МОБУ СОШ с.Новофедоровское
МР Стерлитамакский район РБ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
(С 2014 по 2019гг)
Основные этапы работы над методической темой:
1этап: 2014-2015 уч.год – анализ работы над предыдущей темой самообразования, изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков, внедрение в свою практику новых технологий обучения, собеседование и консультации с методистами РОО, обучение на курсах повышения квалификации.
2этап: 2015-2016 уч.год - создание Программы по проектной деятельности, разработка системы уроков по апробации Программы, внедрение Программы на уроках математики в 5-7 классах и прослеживание за личностными и учебными результатами, анализ результатов на заседаниях ШМО учителей математики, мастер-класс «Организация проектной деятельности на уроке математики и во внеурочное время» на педсовете.
3этап: 2016-2017 уч.год - апробация Программы на уроках математики в 5-8 классах, промежуточный анализ результатов на заседаниях методических советов, ШМО учителей математики, оценивание положительных сторон и определенных трудностей по реализации Программы, подготовка учащихся для выступления в НПК «Менделеевские чтения» с проектами.
4этап: 2017-2018 уч.год - апробация Программы на уроках математики в 5-9 классах, анализ успешности учебной деятельности учащихся и личностных результатов на педагогическом совете школы, подготовка учащихся для выступления в НПК «Менделеевские чтения» с проектами.
5этап: 2018-2019 уч.год - работа по Программе на всех уроках математики, итоговый контроль по результатам, анализ результатов апробации, обобщение опыта работы по на заседаниях РМО учителей математики, на страницах методических изданий.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1
Повышение профессионализма и
педагогической грамотности
Курсы, семинары
2
Работа над методической темой
Курсы, изучение литературы
3
Изучение и применение на уроках элементов новых педагогических технологий; использование ЭОР
Семинары, вебинары, дистанционные курсы
4
Активное участие в работе ШМО учителей математики, физики, информатики и РМО учителей математики
Доклады, открытые уроки, участие в конкурсах
5
Изучение передового опыта работы учителей школы, района, города, республики, страны
Взаимопосещения, семинары, вебинары, сотрудничество в интернет-сообществах
6
Выступления с докладами и сообщениями по проблеме, над которой работаю
Педсоветы, курсы, семинары
7
Подписка на предметные журналы и газеты
Анализ работы над методической темой
1.Условия возникновения опыта.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения. Согласно им изучение математики в школе направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как
к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Введение новых форм аттестации. Новые формы проведения аттестации проверяют не только владение базовыми алгоритмами и знание и понимание важных элементов содержания, но и умение пользоваться различными математическими языками, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также умение применять знания в практических ситуациях.
Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся.
Мною было принято решение изучить вопрос формирования проектных умений учащихся на уроках и во внеурочное время.
2.Актуальность и перспективность опыта работы.
Применение учебных проектов, как компонента системы образования, открывает большие возможности для развития самостоятельного, критического мышления ученика, формирования у него определенных личностных качеств через активные способы действия. Задача учителя – создать условия для проектной деятельности, творческой самореализации учащихся при обучении математике
3.Ведущая педагогическая идея.
Сущность опыта заключается в создании условий для формирования общеучебных умений и навыков учащихся через широкое использование проектной деятельности.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
4.Теоретическая база опыта
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов
Под методом проектов понимают Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Основные цели метода проекта:
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
Сформировать навыки работы и делового общения в группе;
Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций
Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
В процессе проектной деятельности на уроках математики создаю условия для формирования следующих компетенций:
Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
На уроках математики вырабатываю у учащихся умения учитывать и соотносить данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выявлять их согласованность и противоречивость; выявлять избыточные и недостающие данные; доказывать каждый вывод.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.
Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
Предлагаю учащимся планы: а) изучения нового материала ; б) для математических доказательств; в) для самостоятельной работы над решением какой-либо задачи; г) для выполнения практической работы. Привлекаю учащихся к рецензированию устных ответов товарищей и к самооценке работы (устных и письменных ответов); использую на уроках взаимоконтроль в парной и групповой работе. Объясняю учащимся типы затруднений, классифицируем ошибки, допущенные при решении, устанавливаем причины затруднений. Проводим коллективную, групповую и индивидуальную работу над ошибками.
Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса.
Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
О проделанной работе над проектом учащимся надо не только рассказать, ее надо защитить публично. Учащиеся представляют свои работы в различных формах: реферат; устный отчет; рисунки; газеты; модели фигур; презентации на компьютере.
В организации работы по формированию проектных умений можно выделить три этапа:
Подготовительный (V – VI классы).
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.
Цели и задачи этапа:
Развитие мыслительных операций (наблюдение, сравнение, анализ и др.) через задания учебника и специально подобранные задания.
Обучение выполнению мини-исследовательских заданий.
Формирование важнейших навыков мышления и исследования (собирать и приводить в систему информацию; замечать и описывать закономерности; высказывать догадки и обосновывать их; логически рассуждать, выражать свои мысли так, чтобы их могли понять другие)
Формирование практических навыков научной организации труда (обучение работе с текстом, учебником, справочной литературой и т.п.)
Формирование навыков публичного выступления.
Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса.
На этом этапе можно использовать различные виды заданий: найти ответы на вопросы по тексту; выступить с готовым сообщением; подготовить и выступить с сообщением; составить кроссворд по теме; выполнить мини-исследовательское задание.
Развивающий этап (VII – IX классы)
Основной целью этого этапа является формирование практических навыков проектной деятельности: познание этапов научного мышления; овладение мыслительными операциями; развитие умения работать над рефератом; применение методики публичного выступления. Используются следующие виды заданий: составление конспектов; составление плана доказательства теоремы; подготовка сообщений по теме; выступление с сообщениями перед учащимися своих и чужих классов; написание реферата; выполнение исследовательских заданий в классе и самостоятельно.
Учебно-исследовательский этап (X – XI классы)
Цели и задачи этого этапа – это создание условий для глубокого и осознанного усвоения учебного материала; формирование самостоятельного и критического мышления учащихся; совершенствование учащимися умений и навыков проектной деятельности. В процессе обучения можно использовать индивидуальные исследовательские задания; рефераты; выступления на школьных и городских конференциях; компьютерные презентации.
Обозначим основные этапы работы над проектом:
- Представление проблемной ситуации: в ходе решения проблемной ситуации выдвигается социально значимая задача (проблема) – исследовательская, информационная, практическая (работа над проектом – это разрешение данной проблемы). Обсуждается круг проблем. Организуются группы сотрудничества, распределяются роли и обязанности. Группы выбирают тему и определяют цели проектной деятельности.
- Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта. Выдвижение гипотез; вырабатывается план действий, определяются конкретные задачи и способы деятельности; источники информации по теме; способы сбора и анализа информации; способы представления результатов ; устанавливаются критерии оценки процесса и результата.
- Поиск информации. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках и во внеурочное).
- Готовый продукт. продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; Оформление результатов проектной деятельности. Результаты и формулирование выводов.
- Представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
Оценка результата и процесса. Самооценка и рефлексия.
Групповая оценка. Оценка учителем.
5.Новизна опыта новизна опыта состоит в разработке, апробации и внедрении различных вариантов использования метода проектов на различных этапах уроков математики и во внеклассной работе.
Новизна состоит в авторских разработках учебных проектов по темам:
1. «Площадь прямоугольника» (математика 5 класс).
2. «Координатная плоскость» (математика 6 класс).
3. Математическая конференция по теме «Теорема Пифагора» ( геометрия 8 класс).
6.Адресная направленностьучителями математики общеобразовательных учреждений, желающими заинтересовать своим предметом школьников, которые внедряют в учебный процесс метод проектов, а так же учителями, использующим другие педагогические технологии на уроках и во внеурочное деятельности, формирующие и развивающие ключевые компетентности учеников.
7.Результативность Для того чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. На диаграмме видно преобладание мотивация благополучия – учусь, потому что на уроках интересно; люблю мыслить, думать, соображать.
(если спросят) Можно выделить следующие группы:
А) Широкие социальные мотивы – учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии; в наше время учатся все;
Б) Мотивация благополучия – учусь, потому что на уроках интересно; люблю мыслить, думать, соображать;
В) Престижная мотивация – хочу завоевать авторитет у товарищей по учебе; быть первым учеником;
Г) Мотивация содержания – нравится узнавать новое; хочу больше знать;
Д) Мотивация прессом – заставляют родители; учусь, чтобы не было неприятностей из-за плохих отметок;
На основании анкетирования проведенного в классах был сделан вывод о высоком рейтинге предмета математики среди учащихся разных возрастов.
В ходе учебного процесса вырабатываются проектные умения, которые учащиеся применяют при изучении других предметов. Исследования были проведены в 9 экспериментальном классе ( за два года эксперимента) и в 10 классе. На диаграмме виден стабильный рост проектных умений в классах, где этот метод используется регулярно.
Показателем результативности использования метода проектов является успешное участие учащихся классов, где я работаю, в различных школьных и муниципальных конкурсах:
-участие учащихся в школьной научно-практической конференции;(!!)
-грамоты и благодарности(!)
Первые результаты данного опыта работы были обобщены на уровне школы. По результатам первого года эксперимента выпущено пособие «Проектная деятельность в средней школе», в которое вошел паспорт проекта по геометрии «Пифагор и его теорема».
2-й шаг. Представление системы уроков.
Система работы учителя в режиме метода проектов: на уроке, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе.