Мастер-класс «Использование ИКТ на уроках математики» учитель МБОУ СОШ №6 г.Шебекино Дорошенко Татьяна Александровна
Китайская притча, гласит: Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Сегодня мы собрались с вами на семинар учителей математики, чтобы поделиться своим опытом по теме «Использование ИКТ на уроках математики».
«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования» В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко- доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения. А теперь, я вам предлагаю посмотреть, как я стараюсь эффективно использовать ИКТ на каждом из этих типов уроков.
Уроки демонстрационного типа
Этот тип уроков – один из самых распространённых в моей работе на сегодняшний день. Для его проведения у меня есть кабинет, оснащенный компьютером. На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе, демонстрируется на большом экране. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам. Особенно удачными, на мой взгляд, являются такие диски по математике как: «Живая математика» “Практикум по математике 5-11”. «Демонстрационные таблицы математика 5-6 классы» видеоуроки /urokimatematiki.ru
Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. При объяснении нового материала я часто использую презентации. Прежде чем начать просмотр, я ставлю перед учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизировать внимание учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых требует комментария, объяснения.
Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. Ещё К.Д.Ушинский говорил: “Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Приведу пример презентации первого урока математики в 5 классе.
Следующий тип уроков:
2. Уроки компьютерного тестирования.
Одним из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты ученик получает объективную оценку знаний и умений. Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Именно поэтому я использую уроки компьютерного тестирования . Для проведения такого типа уроков необходимо наличие одного, ещё лучше двух компьютеров, так как учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Большим подспорьем в подготовке таких уроков тестовые программы. У меня имеются диски с тестами по математике. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. Давайте и мы с вами попробуем проверить свои знания с помощью тестов.
3. Уроки тренинга или конструирования. Этот тип уроков я провожу в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся Программным обеспечением является диск НФПК Математика в 5-11, позволяющая решать определённый тип задач.
4. Уроки с использованием ресурсов Интернет Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию; возможность проверить свои знания. На таких уроках сильная группа получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (обычно, я заранее прошу ребят поискать данную информацию), либо тестирование режиме onlain.
Давайте и мы с вами попробуем проверить свои знания .«ЗАЙДИТЕ НА САЙТ http://alleng.ru.
Общероссийские порталы и сайты
Общеобразовательные: математика
- ustest.ru: интерактивные тесты
Игорь Жаборовский urokimatematiki.ru
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой. Использование ИКТ на уроке позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня,
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным, занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение. Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Но однако, не следует забывать и вот о чем. Особое внимание на уроке с применение ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как санитарно-гигиенических, технических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физминутки, зарядки для глаз на таких уроках желательны. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК или интерактивной доской.
Но не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Итак, результат нашей работы будет выражен японским пятистрочным стихотворением – синту. Я прошу выразить ваши впечатления следующим образом: 1 строчка –тема мастер – класса 2 – основная мысль 3 – чувства которые вы испытали 4 – может, что нового вы здесь узнали 5 – что бы вы нам сегодня пожелали.