kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инварианты в олимпиадных задачах по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержатся классические задачи на тему "Инвариант", которые подойдут для первого занятия по этой теме на математическом кружке. Задачи снабжены подсказками и полными решениями, для того, чтобы школьники могли увидеть, как нужно оформлять решения подобных задачах на олимпиадах и других различных соревнованиях по математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инварианты в олимпиадных задачах по математике»

Кружок олимпиадной математике в 6-7 классе Тема: Инварианты Занятие 1. Учитель: Гранкина Наталья Юрьевна Школа: ГАОУ ТО “ФМШ”, г. Тюмень

Кружок олимпиадной математике в 6-7 классе

Тема: Инварианты

Занятие 1.

Учитель: Гранкина Наталья Юрьевна

Школа: ГАОУ ТО “ФМШ”, г. Тюмень

Инвариант - это некоторая характеристика объекта/процесса, которая остается неизменной в результате изменений. С помощью инварианта можно показать невозможность достижения некоторого состояния объекта.

Инвариант - это некоторая характеристика объекта/процесса, которая остается неизменной в результате изменений.

С помощью инварианта можно показать невозможность достижения некоторого состояния объекта.

Задача 1 На доске написаны шесть чисел:  1, 2, 3, 4, 5, 6. За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять  по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными?

Задача 1

На доске написаны шесть чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6.

За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными?

Задача 1 На доске написаны шесть чисел:  1, 2, 3, 4, 5, 6. За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять  по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными? Подсказка Рассмотрите сумму чисел на доске, какая она сначала? как изменяется? Какая должна получиться в конце?

Задача 1

На доске написаны шесть чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6.

За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными?

Подсказка

Рассмотрите сумму чисел на доске, какая она сначала? как изменяется? Какая должна получиться в конце?

Задача 1 На доске написаны шесть чисел:  1, 2, 3, 4, 5, 6. За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять  по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными? Решение Сумма написанных чисел нечётна (она равна 21). За каждый ход эта сумма увеличивается на 2, т.е. всегда остаётся нечётной. А сумма шести равных чисел всегда чётна. Это значит, что сделать числа равными невозможно.

Задача 1

На доске написаны шесть чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6.

За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными?

Решение

Сумма написанных чисел нечётна (она равна 21). За каждый ход эта сумма увеличивается на 2, т.е. всегда остаётся нечётной.

А сумма шести равных чисел всегда чётна. Это значит, что сделать числа равными невозможно.

Задача 1 На доске написаны шесть чисел:  1, 2, 3, 4, 5, 6. За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять  по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными? Что являлось инвариантом? Нечетность суммы написанных на доске чисел

Задача 1

На доске написаны шесть чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6.

За один ход разрешается к любым двум из них одновременно добавлять по единице. Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными?

Что являлось инвариантом?

Нечетность суммы написанных на доске чисел

Задача 2 100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке?

Задача 2

100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке?

Задача 2 100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке? Подсказка Какие фишки могут меняться местами? С какими номерами? Используйте раскраску, если нужно

Задача 2

100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке?

Подсказка

Какие фишки могут меняться местами? С какими номерами? Используйте раскраску, если нужно

Задача 2 100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке? Решение Занумеруем места, на которых стоят фишки, числами от 1 до 100. Заметим, что после выполнения данной в условии операции номер каждой фишки либо не изменился, либо изменился (увеличился или уменьшился) на 2. Таким образом, фишка, стоящая вначале на месте с четным номером, в любой момент остается стоять на месте с четным номером. Следовательно, фишка, стоящая на месте номером 100 никогда не сможет попасть на клетку с номером 1.

Задача 2

100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке?

Решение

Занумеруем места, на которых стоят фишки, числами от 1 до 100. Заметим, что после выполнения данной в условии операции номер каждой фишки либо не изменился, либо изменился (увеличился или уменьшился) на 2.

Таким образом, фишка, стоящая вначале на месте с четным номером, в любой момент остается стоять на месте с четным номером.

Следовательно, фишка, стоящая на месте номером 100 никогда не сможет попасть на клетку с номером 1.

Задача 2 100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке? Что являлось инвариантом? Четность номера конкретной фишки.

Задача 2

100 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все фишки в обратном порядке?

Что являлось инвариантом?

Четность номера конкретной фишки.

Задача 3 Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка?

Задача 3

Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка?

Задача 3 Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка? Подсказка Как изменяется расстояние от лягушки до исходной точки?

Задача 3

Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка?

Подсказка

Как изменяется расстояние от лягушки до исходной точки?

Задача 3 Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка? Решение После каждого прыжка четность расстояния (в сантиметрах) между исходной точкой и той, где находится лягушка, меняется. Значит, после 57-го прыжка лягушка будет на нечетном расстоянии от исходной точки и не сможет в ней оказаться.

Задача 3

Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка?

Решение

После каждого прыжка четность расстояния (в сантиметрах) между исходной точкой и той, где находится лягушка, меняется. Значит, после 57-го прыжка лягушка будет на нечетном расстоянии от исходной точки и не сможет в ней оказаться.

Задача 3 Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка? Что являлось инвариантом? Чередование четности расстояния от лягушки до исходной точки.

Задача 3

Лягушка прыгает вдоль прямой. Сначала она прыгнула на 1 см, затем на 3 см в том же или в противоположном направлении, затем на 5 см в том же или в другом направлении и т. д. Могло ли случиться так, что она оказалась в исходной точке после 57-го своего прыжка?

Что являлось инвариантом?

Чередование четности расстояния от лягушки до исходной точки.

Задача 4 Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой?

Задача 4

Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой?

Задача 4 Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой? Подсказка Как изменяется количество минусов на доске?

Задача 4

Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой?

Подсказка

Как изменяется количество минусов на доске?

Задача 4 Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой? Решение Заметим, что после каждого действия Юры четность количества минусов не меняется, поэтому количество минусов не может сравняться с нулем. Значит, последним знаком мог оказаться только минус.

Задача 4

Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой?

Решение

Заметим, что после каждого действия Юры четность количества минусов не меняется, поэтому количество минусов не может сравняться с нулем. Значит, последним знаком мог оказаться только минус.

Задача 4 Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой? Что являлось инвариантом? Нечетность количества минусов

Задача 4

Миша написал на доске в некотором порядке 2016 плюса и 2017 минусов. Время от времени Юра подходит к доске, стирает любые два знака и пишет вместо них один, причем если он стер одинаковые знаки, то вместо них он пишет плюс, а если разные, то минус. После нескольких таких действий на доске остался только один знак. Какой?

Что являлось инвариантом?

Нечетность количества минусов

Задача 5 Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10?

Задача 5

Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10?

Задача 5 Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10? Подсказка Как изменяется четность написанного числа?

Задача 5

Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10?

Подсказка

Как изменяется четность написанного числа?

Задача 5 Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10? Решение Нет, не может. После того, как листок побывает в руках у богатыря, число, на нем написанное, будет менять свою четность, т.е. станет четным, если было нечетное, и наоборот. Это значит, что после 33-х изменений число станет нечетным, т.е. никак не сможет равняться 10.

Задача 5

Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10?

Решение

Нет, не может. После того, как листок побывает в руках у богатыря, число, на нем написанное, будет менять свою четность, т.е. станет четным, если было нечетное, и наоборот. Это значит, что после 33-х изменений число станет нечетным, т.е. никак не сможет равняться 10.

Задача 5 Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10? Что являлось инвариантом? Чередование четности полученного числа.

Задача 5

Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10?

Что являлось инвариантом?

Чередование четности полученного числа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Инварианты в олимпиадных задачах по математике

Автор: Гранкина Наталья Юрьевна

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "План работы по подготовке к олимпиаде по математике в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(68) "plan-raboty-po-podghotovkie-k-olimpiadie-po-matiematikie-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136172"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417062088"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "программа кружка "Матема" "
    ["seo_title"] => string(26) "proghramma-kruzhka-matiema"
    ["file_id"] => string(6) "118949"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413298112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства