kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кластерный анализ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по теме Кластерный анализ 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кластерный анализ»

Костанайский государственный педагогический институт  Естественно-математический факультет  Кафедра физико-математических и общетехнических дисциплин    Дипломная работа « Математическая модель кластерного анализа» Выполнила: Едрисова А.С. Научный руководитель: к.ф.м.н., доцент Калжанов М.У.

Костанайский государственный педагогический институт Естественно-математический факультет Кафедра физико-математических и общетехнических дисциплин

Дипломная работа

« Математическая модель кластерного анализа»

Выполнила: Едрисова А.С.

Научный руководитель: к.ф.м.н., доцент Калжанов М.У.

Актуальность Использование математических методов кластерного анализа в общеобразовательной школе, с их практическим подтверждением.

Актуальность

Использование математических методов кластерного анализа в общеобразовательной школе, с их практическим подтверждением.

Цель исследования

Цель исследования

  • Изучить основные математические модели кластерного анализа;
  • Предложить алгоритм и основные этапы решения предлагаемых методов;
  • Обосновать использование математических методов кластерного анализа в общеобразовательной школе;
  • Изучить и обосновать использование математического пакета Statistica.
  • Использовать методы кластерного анализа для решения практических задач, а именно задач встречающихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования Математические методы и модели кластерного анализа. Объект исследования Использование и применение методов кластерного анализа в общеобразовательных школах.

Предмет исследования

Математические методы и модели кластерного анализа.

Объект исследования

Использование и применение методов кластерного анализа в общеобразовательных школах.

Гипотеза исследования Проследить динамику уровня успеваемости и микроклимата в коллективе. Количество успевающих и отстающих по группам, Определить психологическую совместимость учащихся в группах.

Гипотеза исследования

Проследить динамику уровня успеваемости и микроклимата в коллективе.

Количество успевающих и отстающих по группам,

Определить психологическую совместимость учащихся в группах.

ЗАДАЧИ применен теоретический материал по математическим методам кластеризации; проведен анализ и алгоритм решения предлагаемых моделей в дипломной работе; теоретически обоснован и экспериментально подтверждена эффективность предложенных методов с использованием пакета

ЗАДАЧИ

применен теоретический материал по математическим методам кластеризации;

проведен анализ и алгоритм решения предлагаемых моделей в дипломной работе;

теоретически обоснован и экспериментально подтверждена эффективность предложенных методов с использованием пакета

Практическая значимость результатов заключается в том, что полученные теоретические знания применяются для исследования школьных коллективов, с целью составления кластеров по успеваемости и психологической совместимости учащихся, с возможностью прогнозирования.  

Практическая значимость результатов заключается в том, что полученные теоретические знания применяются для исследования школьных коллективов, с целью составления кластеров по успеваемости и психологической совместимости учащихся, с возможностью прогнозирования.

 

Структура работы:

Структура работы:

Кластерный анализ – это комплекс точных математических методов, специализированных на формировании

Кластерный анализ – это комплекс точных математических методов, специализированных на формировании "отдаленных" друг от друга групп «близких» между собой объектов по информации о расстояниях или связях (мерах близости) между ними.

Основные понятия Объект - от латинского objectum – предмет-конкретный предмет исследования Признак (англ. - variable - переменная.) - представляет собой конкретное свойство объекта Расстояние между объектами - такая величина

Основные понятия

Объект - от латинского objectum – предмет-конкретный предмет исследования

Признак (англ. - variable - переменная.) - представляет собой конкретное свойство объекта

Расстояние между объектами - такая величина

Аксиомы метрики

Аксиомы метрики

  • d ij 0 (неотрицательность расстояния)
  • d ij = d ji (симметрия)
  • d ij + d jk d ik (неравенство треугольника)
  • Если d ij не равно 0, то i не равно j (различимость нетождественных объектов)
  • Если d ij = 0, то i = j (неразличимость тождественных объектов)
В менеджменте - разбиение персонала на различные группы, классификация потребителей и поставщиков В информатике - группировка результатов при поиске файлов,  Применение  В археологии - систематизация каменных сооружений, памятников В медицине - классификация симптомов

В менеджменте - разбиение персонала на различные группы, классификация потребителей и поставщиков

В информатике - группировка результатов при поиске файлов, 

Применение

В археологии - систематизация каменных сооружений, памятников

В медицине - классификация симптомов

Методы кластерного анализа Неиерархический Иерархический

Методы кластерного анализа

Неиерархический

Иерархический

  • Метод ближнего соседа.
  • Метод наиболее удаленных соседей.
  • Метод k-means
Метод ближнего соседа или одиночная связь.   Расстояние между двумя кластерами определяется расстоянием между двумя наиболее близкими объектами (ближайшими соседями) в различных кластерах.

Метод ближнего соседа или одиночная связь.

 

Расстояние между двумя кластерами определяется расстоянием между двумя наиболее близкими объектами (ближайшими соседями) в различных кластерах.

Метод полной связи  (метод дальнего соседа)   Метод дальнего соседа увеличивает число компактных кластеров. Этот метод применим для решения задач с большим количеством испытуемых.

Метод полной связи (метод дальнего соседа)

Метод дальнего соседа увеличивает число компактных кластеров. Этот метод применим для решения задач с большим количеством испытуемых.

Алгоритм k-means Алгоритм k-means разделяет определенный набор данных на заданное пользователем число кластеров, k. Это исторически один из самых важных алгоритмов интеллектуального анализа данных.

Алгоритм k-means

Алгоритм k-means разделяет определенный набор данных на заданное пользователем число кластеров, k.

Это исторически один из самых важных алгоритмов интеллектуального анализа данных.

Пакет Statistica.

Пакет Statistica.

Пример № 1.

Пример № 1.

  • Эксперимент был направлен на практическое подтверждение теории кластерного анализа.
  • Эксперимент проводился на базе ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела образования города Костаная.
  • Экспериментом в общей сложности было охвачено 8 учеников 9 «В» класса.
Решение задач методом ближнего соседа.   Рассматривается малая группа учеников из 8 человек. У которых - это характеристика оценок по предмету алгебра, - это характеристика оценок учащихся по предмету геометрия. Данные приведены в таблице.

Решение задач методом ближнего соседа.

 

Рассматривается малая группа учеников из 8 человек. У которых - это характеристика оценок по предмету алгебра, - это характеристика оценок учащихся по предмету геометрия. Данные приведены в таблице.

Аетова А. 3 Айсина М. 3 5 Аманбаев А. 4 4 Ахметова А. 4 4 Белова В. 5 Васильева И. 4 3 Галуза В. 4 3 4 Зиннатуллина А. 4 4 4

Аетова А.

3

Айсина М.

3

5

Аманбаев А.

4

4

Ахметова А.

4

4

Белова В.

5

Васильева И.

4

3

Галуза В.

4

3

4

Зиннатуллина А.

4

4

4

Средние значения учащихся по кластерам Кластер 1 Алгебра Кластер 2 4,3 Геометрия 4 3 3

Средние значения учащихся по кластерам

Кластер 1

Алгебра

Кластер 2

4,3

Геометрия

4

3

3

Вывод: Применив метод ближнего соседа, получено два кластера. В первый кластер вошли 6 человека ( Зиннатуллина А., Галуза В., Ахметова А., Аманбаев А., Белова В., Айсина М.). Во второй 2 человека (Васильева И., Аетова А.). В первый кластер вошли ученики, у которых средний бал по предмету больше 4. Во второй кластер вошли учащиеся, у которых средний бал по предмету равен 3.  

Вывод: Применив метод ближнего соседа, получено два кластера. В первый кластер вошли 6 человека ( Зиннатуллина А., Галуза В., Ахметова А., Аманбаев А., Белова В., Айсина М.). Во второй 2 человека (Васильева И., Аетова А.). В первый кластер вошли ученики, у которых средний бал по предмету больше 4. Во второй кластер вошли учащиеся, у которых средний бал по предмету равен 3.

 

Решение задач методом дальнего соседа   Необходимо рассмотреть малую группу учащихся из 6 человек, которые прошли 6 различных теста.

Решение задач методом дальнего соседа

Необходимо рассмотреть малую группу учащихся из 6 человек, которые прошли 6 различных теста.

Номер теста Обозначение 1 2 Предмет теста 3 Память на числа Математические задачи 4 5 Находчивость 6 Сотрудничество Логические задачи Командный дух

Номер теста

Обозначение

1

2

Предмет теста

3

Память на числа

Математические задачи

4

5

Находчивость

6

Сотрудничество

Логические задачи

Командный дух

Имя Жанибек Нурадил 5 4 6 Айнагуль 7 7 8 Юля 6 8 Диана 5 9 5 8 Ольга 10 9 7 8 9 6 10 2 10 10 5 8 5 9 8 8 7 4 9 6 6 7 3 7

Имя

Жанибек

Нурадил

5

4

6

Айнагуль

7

7

8

Юля

6

8

Диана

5

9

5

8

Ольга

10

9

7

8

9

6

10

2

10

10

5

8

5

9

8

8

7

4

9

6

6

7

3

7

Вывод: Применив метод дальнего соседа получено два кластера. В первый кластер входят 2 студента (Диана и Юля), во второй 4 человека (Оля, Нурадил, Айнагуль, Жанибек).

Вывод: Применив метод дальнего соседа получено два кластера. В первый кластер входят 2 студента (Диана и Юля), во второй 4 человека (Оля, Нурадил, Айнагуль, Жанибек).

Средние значения наблюдений по тестам в двух кластерах Предмет теста Кластер 1 Память на числа Кластер 2 9,5 Математические задачи 9,5 5,25 Находчивость Сотрудничество 9,5 5,25 8 6 Логические задачи 7 8 Командный дух 6,5 5,25 8,5

Средние значения наблюдений по тестам в двух кластерах

Предмет теста

Кластер 1

Память на числа

Кластер 2

9,5

Математические задачи

9,5

5,25

Находчивость

Сотрудничество

9,5

5,25

8

6

Логические задачи

7

8

Командный дух

6,5

5,25

8,5

Решение задач методом  K-средних Необходимо рассмотреть малую группу из 9 учеников. Значения , , - оценки учащихся за I четверть по предметам: алгебра, геометрия, информатика. Ученик/ предмет Аетова А. 3 Айсина М. 3 Аманбаев А. 5 4 5 4 Ахметова А. 5 4 4 Белова В. 4 5 Васильева И. 4 4 Галуза В. 5 3 5 4 Карпыков С. 3 5 4 3 Киколенко Ю. 5 5 3 4 5 5

Решение задач методом K-средних

Необходимо рассмотреть малую группу из 9 учеников. Значения , , - оценки учащихся за I четверть по предметам: алгебра, геометрия, информатика.

Ученик/

предмет

Аетова А.

3

Айсина М.

3

Аманбаев А.

5

4

5

4

Ахметова А.

5

4

4

Белова В.

4

5

Васильева И.

4

4

Галуза В.

5

3

5

4

Карпыков С.

3

5

4

3

Киколенко Ю.

5

5

3

4

5

5

Вывод : Методом K-means получено три кластера. В первый кластер вошли ученики: Аманбаев А., Ахметова А., Галуза В. У данных учеников оценки по предметам « Алгебра » и « Геометрия » 4, по предмету информатика видно, что оценки лучше у всех членов трех кластеров. Во второй кластер вошли Айсина М., Белова В., Киколенко Ю. У данных учеников оценки по алгебре и информатике одинаковые, и выше чем по геометрии. В третий кластер вошли Аетова А., Васильева И., Карпыков С. У них оценки по алгебре и геометрии низкие и равны оценке « 3 » , но по информатике « 4 и 5 » .

Вывод : Методом K-means получено три кластера. В первый кластер вошли ученики: Аманбаев А., Ахметова А., Галуза В. У данных учеников оценки по предметам « Алгебра » и « Геометрия » 4, по предмету информатика видно, что оценки лучше у всех членов трех кластеров.

Во второй кластер вошли Айсина М., Белова В., Киколенко Ю. У данных учеников оценки по алгебре и информатике одинаковые, и выше чем по геометрии.

В третий кластер вошли Аетова А., Васильева И., Карпыков С. У них оценки по алгебре и геометрии низкие и равны оценке « 3 » , но по информатике « 4 и 5 » .

Выводы

Выводы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кластерный анализ

Автор: Едрисова Альбина Советовна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "План открытого урока на тему "Обработка кармана в листочку" "
    ["seo_title"] => string(60) "plan-otkrytogho-uroka-na-tiemu-obrabotka-karmana-v-listochku"
    ["file_id"] => string(6) "173375"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423987793"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства