kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика формирования математических понятий у детей инклюзивным развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной дипломной работы является разработка методических рекомендации для обучения математики при инклюзивном образовании.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

Раскрыть понятие и сущность инклюзивного образования;

Ознакомиться с особенностями познавательной деятельности инклюзивных детей

Подобрать и адаптировать методические рекомендации для преподавания математики при инклюзивном образовании

Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся среднего звена с интеллектуальными нарушениями

Предмет исследования - формирование знаний у учащихся среднего звена с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве.

Практическая значимость данной работы заключается в  раскрытии путей обеспечения равного доступа к получению того или иного вида  образования, создания необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных  особенностей, прежних учебных достижений, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования математических понятий у детей инклюзивным развитии »

Дипломная работа:  «Методика формирования математических понятий у детей инклюзивным развитии» Научный руководитель: К.п.н., ак.профессор кафедры математики и МПМ Выполнила: Моисеева О.С

Дипломная работа: «Методика формирования математических понятий у детей инклюзивным развитии»

Научный руководитель:

К.п.н., ак.профессор

кафедры математики и МПМ

Выполнила: Моисеева О.С

Целью данной дипломной работы является разработка методических рекомендации для обучения математики при инклюзивном образовании.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

Раскрыть понятие и сущность инклюзивного образования;

Ознакомиться с особенностями познавательной деятельности инклюзивных детей

Подобрать и адаптировать методические рекомендации для преподавания математики при инклюзивном образовании

Объект исследования  - процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся среднего звена с интеллектуальными нарушениями

Предмет исследования  - формирование знаний у учащихся среднего звена с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве.

Практическая значимость данной работы заключается в раскрытии путей обеспечения равного доступа к получению того или иного вида  образования, создания необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных  особенностей, прежних учебных достижений, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей.

Инклюзивное образование  ( фр.   inclusif -включающий в себя,  лат.   include -заключаю, включаю) — процесс развития  общего образования , который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с  особыми потребностями .  Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Инклюзивное образование  ( фр.   inclusif -включающий в себя,  лат.   include -заключаю, включаю) — процесс развития  общего образования , который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с  особыми потребностями .

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Инклюзивное образование в Казахстане

Инклюзивное образование в Казахстане

  • По состоянию на 01.01.2012г. в РК зарегистрировано 151 216 детей с ограниченными возможностями, это составляет 3,1% от всего детского населения страны. По данным республиканской психолого-медико-педагогической консультации на 01.01.2012г. в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных организациях образования и специальных классах (группах) при организациях образования обучается и воспитывается – 20 912 детей или 13,8% от общего числа детей с ограниченными возможностями. 111 405 детей с ограниченными возможностями школьного возраста были охвачены обучением в 2011 году (в общеобразовательных школах, специальных классах, на дому, в профшколах и колледжах). Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В 2009 году неправительственными организациями республики была проведена Акция «Инклюзивному образованию – ДА!» для привлечения внимания к проблеме нарушения прав детей в доступе к общему образованию. В результате были выделены средства из местного бюджета для продолжения пилотной программы по обучению детей с ограниченными возможностями в учебных заведениях г. Астаны и включению дополнительных экспериментальных школ в поддержку государственной программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 гг. и «Закона об образовании» на 2005-2011 г.  C 2011 по настоящее время  в регионах республики работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование: международная практика и пути реализации в Казахстане» для руководителей системы общего среднего образования при поддержке Фонда Сорос Казахстан. В текущий период реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusiоn.kz  в рамках информационной поддержке заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане.
Восемь принципов инклюзивного образования:   1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.  4. Все люди нуждаются друг в друге.  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные принципы занятий

Основные принципы занятий

  • 1. Опирайтесь на зрительные впечатления, зрительную память. Используйте наглядные пособия.
  • 2. Используйте практические задания и пособия, которые можно потрогать. Вспомните, как вам легче научиться работать с какой-то компьютерной программой – прочитать инструкцию или если вам кто-нибудь покажет, что и в какой последовательности делать? Конечно, второе. Заставляйте учеников что-то делать, а не только смотреть на страницы задачника а, полные цифр и букв, например, попросите всех учеников в классе, кому нравится красный цвет, встать и подойти к двери, а потом предложите посчитать, скольким ученикам нравится красный.
  • 3. Используйте структурированный подход с некоторой долей гибкости. Это позволяет им чувствовать себя увереннее. Можно нарисовать иллюстрированный план урока и следовать этой структуре. Можно также чуточку заранее предупреждать учеников о том, что их сейчас ждет, при переходе от одного вида деятельности к другой: «Сейчас мы будем считать.».
  • 4. Старайтесь сделать так, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляйтесь с ним в магазин, чтобы купить конфет или диски с мультиками, попросите его переключить каналы телевизора на пульте дистанционного управления и т.п. Внимательно следите за тем, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию.
  • 5. Старайтесь, чтобы ученик был сосредоточен на задании. Оцените, как долго могут оставаться сосредоточенными обычные дети его возраста. Продумайте, как привлечь и удержать внимание ребенка. Ваш голос не должен быть монотонным. Если вы приступаете к освоению чего-то нового, придумайте какой-нибудь завлекательный трюк. 6. Проверьте, чтобы в заданиях не было ничего, что отвлекает внимание. Ученикам трудно бывает сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется слишком много различных шрифтов, цветов, картинок. Задачи в несколько действий могут сразу сбить их с толку и заставить «отключиться». Один из способов, как можно исправить ситуацию, - взять листок бумаги с вырезанным окошком и закрыть им все ненужное на странице. Другой способ – ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, - только само задание и место, где нужно вписать ответ. Тщательно проверяйте, хорошо ли пропечатано задание, нельзя ли спутать единицу и семерку, например.
  • 7. Минимизируйте требования к мелким движениям. Так, ребенок может ошибаться при решении примеров в столбик, потому что ему трудно писать единицы под единицами, а десятки – под десятками в маленьких клеточках. Используйте тетради с крупными клетками, можно использовать «подсказки». Например, если в столбик написан пример 30+70, можно подвести под столбиком черту и несильно закрасить простым карандашом ТРИ клеточки под разрядами единиц, десятков и сотен, чтобы ребенок мог догадаться, где именно начинать писать правильный ответ «100».
  • 8. Структурируйте время, отведенное на домашнее задание. Договоритесь с учителем, как именно надо строить выполнение домашнего задания. Если ребенок старательно пытался понять, что от него требуется, в течение 20-30 минут и все равно не понимает, пойдет отрицательная реакция, он расстроится и перестанет стараться. Поговорите с учителем, что делать в таких случаях. Не давите на ребенка чрезмерно. Старайтесь выполнять домашнее задание каждый день в одно и то же время.
  Разрешение использовать калькулятор.   Группирование сходных проблем.   Размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице).   Использование малого количества заданий для получения оценки.   Использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы.   Предоставление стола с математическими предметами для справочной информации.   Обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом.   Поэтапное представление проблемных заданий.   Использование визуальных пособий (картинок, графиков)

 Разрешение использовать калькулятор.  Группирование сходных проблем.  Размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице).  Использование малого количества заданий для получения оценки.  Использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы.  Предоставление стола с математическими предметами для справочной информации.  Обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом.  Поэтапное представление проблемных заданий.  Использование визуальных пособий (картинок, графиков)

Методика преподавания обыкновенных дробей в классах с инклюзивным образованием Первые представление о доле, которая получается путём деления целого предмета на равные части, учащиеся получают уже в пятом классе. Рассматривая получение дробей, следует проводить как можно больше практических работ по делению реальных предметов (буханка хлеба, яблоко, кусок ленты, тесьмы и пр.) на равные части (доли), в учебном процессе не всегда этому уделяется должное внимание, и зачастую учителя ограничиваются делением на равные части лишь геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, отрезка). Использование геометрического материала в указанных целях правомерно, но если исключить из процесса обучения действия с реальными предметами, представления учащихся об обыкновенных дробях будут «оторваны» от жизни, и применить эти знания в жизненных ситуациях для большинства умственно отсталых детей будет весьма затруднительно.

Методика преподавания обыкновенных дробей в классах с инклюзивным образованием

Первые представление о доле, которая получается путём деления целого предмета на равные части, учащиеся получают уже в пятом классе.

Рассматривая получение дробей, следует проводить как можно больше практических работ по делению реальных предметов (буханка хлеба, яблоко, кусок ленты, тесьмы и пр.) на равные части (доли), в учебном процессе не всегда этому уделяется должное внимание, и зачастую учителя ограничиваются делением на равные части лишь геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, отрезка). Использование геометрического материала в указанных целях правомерно, но если исключить из процесса обучения действия с реальными предметами, представления учащихся об обыкновенных дробях будут «оторваны» от жизни, и применить эти знания в жизненных ситуациях для большинства умственно отсталых детей будет весьма затруднительно.

По возможности все виды работ учащихся с предметами по делению их на равные части надо отразить в тетради (наклеить, нарисовать, раскрасить, и пр.).

Для того чтобы учащиеся лучше осмыслили способы получения дробей, и значение каждого компонента дроби (числителя, знаменателя), в работе над данной учебной темой можно рекомендовать использовать следующую систему упражнений (числовой и иллюстративный материал взят условно).

При получении долей на реальных предметах предлагаем сразу перейти к модельной наглядности. Для этого пятиклассникам предлагается изобразить вторые доли (а затем третьи, четвёртые и т.д.) на чертеже с помощью симметричной геометрической фигуры. Сначала работа проводится под руководством учителя. При объяснении нового материала обращается внимание на следующие важные моменты: геометрическая фигура является одним целым и это целое делится на равные части. Строя модели долей, учащиеся должны начертить геометрическую фигуру, то есть целое, и выделить в ней указанные доли. Если это вторые доли, то разделить целое пополам, если третьи - то на три равные части и т. д. Такая работа позволит закрепить знания о том, что доли - это равные части одного целого и их количество в целом соответствуют их названию

Учащиеся получают доли с помощью моделей разных геометрических фигур путём деления их на равные части, выделяют их, считают и учатся правильно называть эти доли. В процессе знакомства с образованием дроби работа по моделированию усложняется. Для того чтобы построить модель дроби, школьники должны - начертить целое, разделить её на столько долей, сколько показывает знаменатель, и заштриховать столько долей, сколько указано в числителе. Далее целая геометрическая фигура принималась за единицу. Таким образом, установилась связь между математической записью и практическим действием по получению дроби, то есть обозначением дроби с помощью цифр и её образом. Важно, чтобы моделирование дроби не носило эпизодический характер. Школьники должны как можно чаще строить модели дроби, комментировать свои действия, повторяя значение числителя и знаменателя. Для закрепления понятия дроби ученикам предлагаются задания, где требуется соотнести записанную дробь с её моделью.

Учащиеся получают доли с помощью моделей разных геометрических фигур путём деления их на равные части, выделяют их, считают и учатся правильно называть эти доли.

В процессе знакомства с образованием дроби работа по моделированию усложняется. Для того чтобы построить модель дроби, школьники должны - начертить целое, разделить её на столько долей, сколько показывает знаменатель, и заштриховать столько долей, сколько указано в числителе. Далее целая геометрическая фигура принималась за единицу.

Таким образом, установилась связь между математической записью и практическим действием по получению дроби, то есть обозначением дроби с помощью цифр и её образом. Важно, чтобы моделирование дроби не носило эпизодический характер. Школьники должны как можно чаще строить модели дроби, комментировать свои действия, повторяя значение числителя и знаменателя. Для закрепления понятия дроби ученикам предлагаются задания, где требуется соотнести записанную дробь с её моделью.

скажите, на скoлькo равных частей разделена каждая фигура? Чтo пoказывает закрашенная часть каждoй фигуры?
  • скажите, на скoлькo равных частей разделена каждая фигура? Чтo пoказывает закрашенная часть каждoй фигуры?

2.запишите дробью заштрихованную часть фигуры.

3.раскрасьте долю фигур.
  • 3.раскрасьте долю фигур.

5. запишите дробью, какая часть целого выделенного цветом:

6. Покажите на рисунке указанную дробь (заштрихуйте её):

 

 

 

 

 

 

Чтоб правильно  оценить ребенка , можно предложить учитывать, такие аспекты:

Чтоб правильно  оценить ребенка , можно предложить учитывать, такие аспекты:

  • 1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
  • 2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
  • 3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
  • 4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
  • 5.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
  • 6.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
  • 7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
  • В результате проведенной работы можно предложить несколько методических рекомендаций к курсу математики для классов с инклюзивным обучением:
  • В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач.
  • Систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.
  • Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
  • Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.
  • Умение учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Целью данной курсовой работы было показать, что уроки математики могут быть не только полезными
Спасибо за внимания

Спасибо за внимания


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика формирования математических понятий у детей инклюзивным развитии

Автор: Моисеева Ольга Сергеевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213827


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства