Нас очень заинтересовали старинные задачи, и в своей работе мы не только рассмотрели, «перевели» и решили много старинных задач, но и обогатили свой кругозор знанием старинных слов, работали с толковым словарем живого великорусского языка В.И.Даля, узнали интересные исторические факты о создании первого российского учебника «Арифметика,. Для решения задач достаточно минимальных знаний из арифметики, но они требуют сообразительности и умения логически мыслить, а также «перевода» многих слов на современный язык. презентация "Между прошлым и настоящим". номинация "Старинные задачи". в презентацие описаны старинные задачи в старинной и современной форме. также представлено подробное решение к каждой задаче. все иллюстрировано и анимировано.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Между прошлым и настоящим»
МКОУ Песчановская СОШ«МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ»АВТОР:ШАРОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСЕЕВНАУЧЕНИЦА : 6 КЛАССАУЧИТЕЛЬ: Слабко Анна ВладимировнаНОМИНАЦИЯ: СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ
Для решения задач достаточно минимальных знаний из арифметики, но они требуют сообразительности и умения логически мыслить, а также «перевода» многих слов на современный язык
Нас очень заинтересовали старинные задачи, и в своей работе мы не только рассмотрели, «перевели» и решили много старинных задач, но и обогатили свой кругозор знанием старинных слов, работали с толковым словарем живого великорусского языка В.И.Даля, узнали интересные исторические факты о создании первого российского учебника «Арифметика,.
Решая задачи из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого, мы распределили их на несколько групп:
Житейские историиЗадача № 1Собака усмотрела* зайца в 150 саженях * от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?_____________* Сажень – мера в 3 аршина, в 12 четвертей, в 2 метра.* Усмотреть – увидеть.
В наше время эта задача звучит так:Собака увидела зайца в 300 метрах от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 1000 метров, а собака – за 5 минут 2600 метров. За какое время собака догонит зайца?Решение:1) 1000:2=500 (м) - заяц пробегает за 1 минуту.2) 2600:5=520 (м) - собака пробегает за 1 минуту.3) 520-500=20 (м) - собака пробегает за 1 минуту больше, чем заяц.4) 300:20=15 (мин.) – за это время собака догонит зайца.Ответ:собака догонит зайца за 15 минут.
Задача №2В жаркий день 6 косцов выпили кадь* кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такую же кадь кваса.*Кадь– ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами
Решение: 1 ) Сколько косцов выпьют кадь за один час? 6х8 =48 (косцов) 2) Сколько косцов выпьют кадь за три часа? 48:3 =16 (косцов) Ответ: 16 косцов выпьют кадь кваса за 3 часа.
Задача № 3 На мельнице имеется три жернова*. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей* зерна, на втором 54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько на каждый жернов зерна насыпать?* Жернов – мельничный камень.* Четверть – мера массы в 25 кг.
В наше время эта задача звучит так:На мельнице имеется три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 1500 кг зерна, на втором 1350 кг, а на третьем 1200 кг. Некто хочет смолоть 2025 кг зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько на каждый жернов зерна насыпать?
В наше время эта задача звучит так:На мельнице имеется три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 1500 кг зерна, на втором 1350 кг, а на третьем 1200 кг. Некто хочет смолоть 2025 кг зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько на каждый жернов зерна насыпать?
Решение:1) 1500+1350+1200=4050 (кг) – мелят три жернова за сутки (24 часа).2) 4050:2025=2 (раза) - меньше потребуется времени для перемалывания 2025 кг зерна.3) 24:2=12 (час.) – понадобится, чтобы смолоть 2025 кг зерна.4) 1500:2=750 (кг) – зерна надо насыпать на первый жернов.5) 1350:2=675 (кг) – зерна надо насыпать на второй жернов.6) 1200:2=600 (кг) – зерна надо насыпать на третий жернов.Ответ:за 12 часов, 750 кг, 675 кг, 600 кг.
ПутешествияЗадача №1Послан человек из Москвы на Вологду, и велено* ему в хождении* своем совершати* на всякий день* по 40 верст; потом другий* человек в другий день послан в след* его, и велено ему идти на день 45 верст, и ведательно есть*, в коликий* день постигнет второй первого.* Велено – приказано* В хождении своем совершати – пройти* На всякий день – каждый день* Верста – старинная русская единица измерения расстояния, равная 1 066 метрам* Другий человек – другой человек* Другий день – следующий день* Вслед его – за ним* Идти на день – проходить в день* Ведательно есть – надо узнать* В коликий день – в какой день
В наше время эта задача звучит так:Один путешественник отправился в путь пешком из Москвы в Вологду. В день он проходил 40 км. Другой путешественник на следующий день отправился за ним и проходил в день 45 км. Спрашивается, через сколько дней второй путешественник догонит первого?Решение: 1) На сколько верст в день второй человек проходит больше, чем первый? 45-40= 5 (верст) 2) Через сколько дней второй человек догонит первого? 40 : 5 = 8 (дней) Ответ: второй человек догонит первого через 8 дней.
ДЕНЕЖНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублёв* и кафтан*. Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел* уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчёт 5 рублёв и кафтан, и знать надлежит*, какой цены оный* кафтан был.* Рублёв – рублей.* Кафтан – мужская верхняя одежда.* Восхотел – захотел.* Знать надлежит – надо узнать.* Оный – этот
В наше время эта задача звучит так:Один человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав 7 месяцев, захотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчёт 5 рублей и кафтан, и надо узнать, сколько стоил этот кафтан.
Решение:1) Работник не доработал у хозяина 5 месяцев и недополучил 7 рублей. Значит, егомесячная плата составляет(7:5) рубля или 1 р.40 к.2) Плата за 7 месяцев составит: 1р 40к х 7=9 р 80 к.3) Но работник получил 5р и кафтан. Значит кафтан стоит 4 р 80 кОтвет: 4 р 80 к стоил кафтан.
Задача №3 Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дал 49 рублёв 20 алтын*. За старого платил по 15 алтын и по 2 деньги*, а за молодого по10 алтын. И ведательно есть*, колико* старых и молодых баранов купил он. * Алтын – денежная единица, соответствующая 3 копейкам. * Деньга - денежная единица, соответствующая половине копейки. * Ведательно есть – надо узнать, спрашивается. * Колико – сколько.
В наше время эта задача звучит так:Один торговец купил 112 баранов старых и молодых и заплатил за них 49 рублей 60 копеек. За каждого старого барана он платил 46 копеек, а за молодого - 30 копеек. И надо узнать, сколько старых и сколько молодых баранов он купил.
Решение:1) На сколько старый баран дороже молодого?46 – 30 = 16(коп.) – разница в цене.2) Если бы торговец купил только молодых баранов, то за них он заплатил бы:30х112 = 3360(коп.)3) Поскольку за всех баранов заплатили 4960 копеек, то излишек (разница)в 1600 (4960-3360) копеек пошел на оплату старых баранов.4) Значит, старых баранов было куплено1600 : 16 = 100 (штук)5)Значит, молодых баранов было куплено:112 – 100 = 12 (штук)Ответ: 100 старых и 12 молодых баранов купил торговец.
Задача №4Некий человек купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына* и 7 полушек* за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки.Ведательно есть*, сколько стоят все гуси вместе?* Алтын – 3 копейки* Рубль- 100 копеек* Полушка – (пол уха куньего) самая маленькая монета, полденьги или четверть копейки* Деньга – 2 полушки* Копейка– 4 полушки, 2 деньги
Решение:1) Сколько полушек заплатили за каждого гуся из первой половины?2х3х4 +7= 31 (полушка)2) Сколько полушек заплатили за каждого гуся из второй половины?2х3х4 -1= 23 (полушки)3) Сколько гусей составляют половину всех гусей?96:2=48 (гусей)4) Сколько полушек заплатили за первую половину гусей?31х48=1488 (полушек)5) Сколько полушек заплатили за вторую половину гусей?23х48=1104 (полушки)6) Сколько полушек заплатили за всех гусей вместе?1488+1104=2592 (полушек)7) Сколько рублей и копеек заплатили за всех гусей вместе?2592:4 = 648 (копеек)= 6 рублей 48 копеекОтвет:за гусей заплатили 6 рублей 48 копеек
Занимательные задачи
Задача №1 Как узнать день недели? Перенумеровав дни недели, начиная с понедельника, по порядку с 1 до 7, предложите кому-нибудь загадать некоторый день недели. Затем предложите порядковый номер задуманного дня увеличить в 2 раза и к этому произведению прибавить 5. Полученную сумму предложите умножить на 5, а затем на 10. По объявленному результату вы называете тот день недели, который был загадан.
Решение: надо из первой цифры объявленного результата вычесть 2, а остаток укажет номер задуманного дня недели.
Задача №2
«Способ к твержению* таблицы по перстам* ручным»* Твержение – заучивание наизусть* Перст - палецА вот еще один из способов помочь памяти с помощью пальцев рук запомнить таблицу умножения на 9: положив обе руки рядом на стол, по порядку занумеруем пальцы так:
Первый палец слева – цифрой 1 Второй - 2 Третий – 3… Десятый – 10 Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая руками, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается 9; тогда число пальцев, лежащих слева от поднятого пальца – это число десятков, а справа – число единиц полученного произведения.
Задача №3Человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему пошла коза?Ответ: коза пошла по земле
Задача №4Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить 2 мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?Ответ:Вложить один мешок в другой
Задача №5
Разделить полтину* на половину. * Полтина – 50 копеек Половина – ½ 1) 50 : ½= 100 (копеек )= 1 (рубль)_ Ответ: 1 рубль
Задача №6 Что это такое?Две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги схватив три, бросили их в четыре, чтобы четыре оставили одну?Ответ: человек сидел на стуле, имеющем три ножки, пришла собака (кошка) и утащила куриную ногу, человек бросил стул в собаку, чтобы та оставила куриную ногу.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского: Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом, - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.
Задача №8 Шли семь старцев*. У каждого старца по семи костылей, На всяком костыле по семи сучков, На каждом сучке по семи кошелей*, В каждом кошеле по семи пирогов, На каждом пироге по семи воробьёв. Сколько всего?
* Старцы – старики * Кошели – сумки, мешки.
В наше время эта задача звучит так:Шли семь стариков.У каждого старика по семи костылей,На каждом костыле по семи сучков,На каждом сучке по семи мешков,В каждом мешке по семи пирогов,На каждом пироге по семи воробьёв.Сколько всего предметов было у старцев?
Решение: 1) 7х7=49 (к.) – столько костылей у семи старцев. 2) 49х7=343 (с.) – столько сучков на семи костылях. 3) 343х7=2401 (м.) – столько мешков на семи сучках. 4) 2401х7=16807 (п.) – столько пирогов в семи мешках. 5) 16807х7=117649 (в.) – столько воробьев на семи пирогах. 6) 49+343+2401+16807+117649=137249 (предметов) – у семи старцев. Ответ: 137249 предметов было всего у стариков.
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Выводы Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Литература 1.. Даль В.И. Толковый Словарь Живого Великорусского Языка.- М., 1998 г. 2. Магницкий Л.Ф. Арифметика, сиречь наука числительная… -М., 1703 г. 3. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи.- М., 1985 г.