Решение квадратных уравнений по формуле
Презентацию подготовил
Ученик 8 класса
МОУ «СОШ №1 г.Ртищево»
Клён Александр Николаевич
Руководитель: учитель алгебры
Бакиева Галина Александровна
2009 год
900igr.net
ЦЕЛИ:
Образовательная –
закрепить навыки решения квадратных уравнений и
заданий, связанных с ними, различными способами.
Развивающая -
развивать логическое мышление, способность мыс-
лить, решать учебные задачи и работать с дополни-
тельной литературой.
Воспитательная -
прививать интерес к предмету, формировать комму-
никативные и волевые качества, воспитывать твор-
ческую личность.
Основополагающий вопрос:
Как решать квадратные уравнения?
Вопросы учебной темы:
Как решать неполные квадратные уравнения ? Как определять количество корней квадратного уравнения? Как решать приведенные квадратные уравнения по теореме Виета?
Учебные предметы: Алгебра
Участники проекта : 8 класс
Информационные ресурсы:
Интернет, печатные издания, мультимедийные приложения .
- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
- НАЧИНАЕМ МЫ СЧИТАТЬ…
- БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ.МЫ НЕ БУДЕМ
- БУДЕМ ВЕСЬ УРОК РЕШАТЬ
Способы решения квадратных уравнений.
- 1. СПОСОБ : Разложение левой части уравнения на множители.
Решим уравнение х2 + 10х - 24 = 0 . Разложим левую часть на множители:
х 2 + 10х - 24 = х 2 + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) - 2(х + 12) = (х + 12)(х - 2).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(х + 12)(х - 2) = 0
Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2 , а также при х = - 12 . Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х - 24 = 0 .
- 2. СПОСОБ : Решение квадратных уравнений по формуле.
Умножим обе части уравнения
ах 2 + b х + с = 0, а ≠ 0
на 4а и последовательно имеем:
4а 2 х 2 + 4а b х + 4ас = 0,
((2ах) 2 + 2ах • b + b 2 ) - b 2 + 4 ac = 0,
(2ax + b) 2 = b 2 - 4ac,
2ax + b = ± √ b 2 - 4ac,
2ax = - b ± √ b 2 - 4ac,
«Если В + D , умноженное на А - А 2 , равно В D , то А равно В и равно D ».
На языке современной алгебры вышеприведенная формулировка Виета означает: если имеет место
(а + b )х - х2 = ab,
т.е.
х 2 - (а + b )х + а b = 0,
то
х 1 = а, х 2 = b.
- 3. СПОСОБ: Решение уравнений с использованием теоремы Виета.
Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид
х 2 + px + c = 0. (1)
Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид
x 1 x 2 = q,
x 1 + x 2 = - p
а) x 2 – 3 x + 2 = 0; x 1 = 2 и x 2 = 1, так как q = 2 0 и p = - 3 ;
x 2 + 8 x + 7 = 0; x 1 = - 7 и x 2 = - 1 , так как q = 7 0 и p = 8 0 .
б) x 2 + 4 x – 5 = 0; x 1 = - 5 и x 2 = 1, так как q = - 5 p = 4 0;
x 2 – 8 x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = - 1 , так как q = - 9 p = - 8
- 4. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
А. Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0 .
1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1,
х 2 = с/а.
Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение
x 2 + b/a • x + c/a = 0.
Согласно теореме Виета
x 1 + x 2 = - b / a ,
x 1 x 2 = 1• c / a .
По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с . Таким образом,
x 1 + x 2 = - а + b/a= -1 – c/a,
x 1 x 2 = - 1• ( - c/a),
т.е. х 1 = -1 и х 2 = c / a , что и требовалось доказать.
- Б. Если второй коэффициент b = 2 k – четное число, то формулу корней
В. Приведенное уравнение
х 2 + рх + q = 0
совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1 , b = р и с = q . Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней
- 5. СПОСОБ: Графическое решение квадратного уравнения.
Если в уравнении
х 2 + px + q = 0
перенести второй и третий члены в правую часть, то получим
х 2 = - px - q.
Построим графики зависимости у = х 2 и у = - px - q .
• Пример
- Решим графически уравнение
х 2 - 3х - 4 = 0 (рис. 2).
Решение. Запишем уравнение в виде
х 2 = 3х + 4 .
Построим параболу у = х 2 и прямую
у = 3х + 4 .
Прямую
у = 3х + 4 можно построить по двум точкам
М (0; 4) и N (3; 13) .
Ответ : х 1 = - 1; х 2 = 4
Группа 2
Решите уравнения
рациональным способом
а) -5х ² +4х=0
б) 7х ² -49=0
в) 7х+2х ² =-3
г) 5х ² +2х=3
д)3х ² +2=5х
Группа 1
Решите уравнения
рациональным способом
а) х ² +15х=0
б) 5х ² -25=0
в) -9х+5х ² =2
г) 2х ² +4х=6
д)2х ² -9=7х
И
Э
√ 7
-√7
0 -15
Е
О
1
-3
-1
0,6
Л
М
-0,2
2
1
2/3
Й
Б
√ 5
-√5
0
0,8
Н
Р
-3
-0,5
-1
4,5
Ответы
Группа 1 ЭЙЛЕР
математик, механик, физик и астроном. По происхождению швейцарец. В 1726 был приглашен в Петербургскую АН и переехал в 1727 в Россию. Автор св. 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, кораблестроению, теории музыки
Группа 2 БИНОМ
- НЬЮТОНА БИНОМ, формула, выражающая целую положительную степень суммы двух слагаемых
- Частными случаями бинома Ньютона при n =2 и n =3 являются формулы квадрата и куба суммы двух слагаемых x и y .
- Сесть на краешек стула.
- Поднять руки, потянуться, напрячь мышцы.
- Вытянуть руки перед грудью, потянуться.
- Руки в стороны, потянуться, напрячь мышцы.
- Обхватить себя руками, выгнуть спину.
- Принять рабочее положение.
Решения уравнений
- х ² +3х-5=0
- 2х ² +3х+1=0
- 5х ² -8х+3=0
x 1 ; x 1 1) x 2 -11x+18=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ; 2) x 2 -4x+4=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ; 3) 2x 2 -10x=0 ; ( x 2 ,x 1 ) ; 4) x 2 +5x-14=0 ; ( x 2 ,x 1 ) ; 5) x 2 +9x+14=0 ; ( x 2 ,x 1 ) ; 6) 3x 2 +15=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ; 7) 3x 2 -12=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ; 8) 2 x 2 -14x-36=0 ; ( x 1 ,x 2 )" width="640"
Задание «Кувшин»
«КОД» ) ( x 1 ,x 2 или ( x 2 ,x 1 )- координаты точек координатной плоскости.
Меньшее значение корня обозначить x 1 , большее обзначить x 2
(x 2 x 1 ; x 1
1) x 2 -11x+18=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ;
2) x 2 -4x+4=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ;
3) 2x 2 -10x=0 ; ( x 2 ,x 1 ) ;
4) x 2 +5x-14=0 ; ( x 2 ,x 1 ) ;
5) x 2 +9x+14=0 ; ( x 2 ,x 1 ) ;
6) 3x 2 +15=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ;
7) 3x 2 -12=0 ; ( x 1 ,x 2 ) ;
8) 2 x 2 -14x-36=0 ; ( x 1 ,x 2 )
Творческое задание (по желанию) изготовить дидактический материал по теме: “Решения квадратных уравнений”.
МЫ БУДЕМ УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ С ОХОТОЙ
И НИЧЕГО НЕ ПОПРОСИМ ВЗАМЕН
КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ НА СВЕТЕ
ДВЕ ДРУЖНЫЕ КОМАНДЫ:
УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ!
Литература:
- Энциклопедия для детей т.11. математика
- Учебник алгебры за 8 класс. А.Г.Мордкович
- Задачник алгебры за 8 класс. А.Г.Мордкович