Просмотр содержимого документа
«Нестандартные задания как развитие математических способностей обучающихся»
Нестандартные заданиякак развитие математических способностей обучающихся
Бут Надежда Николаевна,
учитель СШ № 1им. Димитрова с. Федоровка
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости. Н.Я. Виленкин
Цель : систематизация нестандартных заданий и обоснование места и времени их применения в процессе обучения математике в начальной школе для развития математических способностей учащихся.
Задачи:
1)изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую, учебно-методическую литературу по теме:
2)систематизировать нестандартные задачи по методам их решения и по содержанию;
3) разработать методические рекомендации по использованию составленной системы задач на уроках математики;
4) составить сборник нестандартных задач для учащихся начальной школы
Нестандартная задача – это такая задача для которой в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу её решения…
Сборник
«Нестандартные задачи по математике»
Может быть использован:
для организации и проведения математических олимпиад
для организации кружковых занятий
в качестве дополнительных заданий на уроках
для домашней работы учащимся
для работы по решению математических задач в семейном кругу
Задания в данном сборнике расположены по определённой схеме – от простого к сложному:
• Познавательные задачи, задачи сказки, задачи-смекалки, задачи-шутки, рассчитанные на подготовку ребёнка к выполнению творческих заданий;
• Частично-познавательные задачи разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления;
• Творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний.
Целью большинства этих задач является формирование таких мыслительных операций, как …
анализ
синтез
сравнение
аналогия
обобщение
СОВЕТЫ ПО РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ:1.ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ЗАДАЧУ, ОБДУМАЙТЕ ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС, ЧЕТКО ПРЕДСТАВЬТЕ ТОТ ПРЕДМЕТ ИЛИ ЯВЛЕНИЕ, О КОТОРОМ В НЕМ ГОВОРИТСЯ.2.ОБДУМАЙТЕ СВЯЗИ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ МЕЖДУ ДАННЫМИ В УСЛОВИИ И ВОПРОСЕ ЗАДАЧИ.3.ВСПОМНИТЕ, НЕ ВСТРЕЧАЛАСЬ ЛИ ВАМ ПОХОЖАЯ ЗАДАЧА, СПОСОБ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ВАМ ИЗВЕСТЕН.4.ПОПРОБУЙТЕ, УПРОСТИВ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ, НАЙТИ ПРИНЦИП ЕЕ РЕШЕНИЯ, А ЗАТЕМ ПРИМЕНИТЬ ЭТОТ ПРИНЦИП ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИСХОДНОЙ ЗАДАЧИ.5.ЕСЛИ В ЗАДАЧЕ НЕСКОЛЬКО НЕИЗВЕСТНЫХ, ПОПРОБУЙТЕ РАЗБИТЬ УСЛОВИЕ НА НЕСКОЛЬКО ПОДЗАДАЧ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ В КАЖДОМ.6.ПОДУМАЙТЕ, КАКИЕ ЧАСТИ УСЛОВИЯ НЕСУЩЕСТВЕННЫ И ТОЛЬКО СБИВАЮТ ВАС С ТОЛКУ.7.ПОДУМАЙТЕ, НЕЛЬЗЯ ЛИ ПРИМЕНИТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КАКИЕ-ЛИБО ЗНАНИЯ ИЗ ДРУГОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.8.ПОДУМАЙТЕ, НЕЛЬЗЯ ЛИ РАССМОТРЕТЬ СИТУАЦИЮ В ЗАДАЧЕ С ДРУГОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (НАДО ПОДНЯТЬ ГРУЗ НА ПЛАТФОРМУ, А НЕЛЬЗЯ ЛИ ОПУСТИТЬ ПЛАТФОРМУ ПОД ГРУЗ).9.ПОПРОБУЙТЕ С ПОМОЩЬЮ КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ НАЩУПАТЬ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ.10.ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЙТЕ ПРОВЕРКУ ПОЛУЧЕННОГО ОТВЕТА, СОПОСТАВИВ ЕГО С ЖИЗНЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ОБ ИСКОМОЙ ВЕЛИЧИНЕ ИЛИ ПОДСТАВИВЭТУ ВЕЛИЧИНУ В УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ.
Виды задач:
- Сказочные задачи
Задачи-смекалки.
Задачи-шутки.
Занимательные вопросы и задачи
Задачи на переливание
Задачи с геометрическим материалом
Задачи на нахождение неизвестного по их сумме и разности
Задачи на движение
Эвристические задачи
Нестандартные задания призваны пробудить у учащихся интерес к математике. А заинтересованный занимательными задачами ученик начинает увлекаться математикой. В конечном счёте. Это способствует быстроте и глубине усвоения материала, прочности знаний.