kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация аналитико-коррекционной работы в профильной школе как необходимое условие совершенствования качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование математического обучения невозможно без аналитической деятельности, т.е.:

-изучения динамики изменений показателей качества усвоения;

-анализа ошибок каждого ученика и класса в целом;

-разработки плана работы по коррекции знаний.

Поэтому умение организации аналитико-коррекционной работы – одна из важных граней разноплановой работы учителя. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация аналитико-коррекционной работы в профильной школе как необходимое условие совершенствования качества образования »

Организация аналитико-коррекционной работы в профильной школе как необходимое условие совершенствования качества образования Выступление на районном семинаре зам. директоров по УВР «Технология управления качеством образования в условиях компетентностного подхода» учителя математики специалиста высшей категории Муриной Н.А.  07.11.2013г.

Организация аналитико-коррекционной работы в профильной школе как необходимое условие совершенствования качества образования

Выступление на районном семинаре зам. директоров по УВР «Технология управления качеством образования в условиях компетентностного подхода» учителя математики специалиста высшей категории Муриной Н.А.

07.11.2013г.

Совершенствование математического обучения невозможно без аналитической деятельности, т.е.: изучения динамики изменений показателей качества усвоения; анализа ошибок каждого ученика и класса в целом; разработки плана работы по коррекции знаний. Поэтому умение организации аналитико-коррекционной работы – одна из важных граней разноплановой работы учителя. Среди всех уроков коррекции знаний особое место занимают уроки анализа контрольных работ. Их суть, методическое кредо их подготовки и проведения для меня отражаются в девизе: Урок –  это отрезок пути  духовного восхождения  ученика и учителя.

Совершенствование математического обучения невозможно без аналитической деятельности, т.е.:

  • изучения динамики изменений показателей качества усвоения;
  • анализа ошибок каждого ученика и класса в целом;
  • разработки плана работы по коррекции знаний.

Поэтому умение организации аналитико-коррекционной работы – одна из важных граней разноплановой работы учителя. Среди всех уроков коррекции знаний особое место занимают уроки анализа контрольных работ. Их суть, методическое кредо их подготовки и проведения для меня отражаются в девизе:

Урок –

это отрезок пути

духовного восхождения

ученика и учителя.

При этом, составляющие восхождения учителем , основные психолого-педагогические предпосылки его: - намеченная траектория учебных достижений каждого ученика; - создание ситуации успеха для учащихся; - формирование общеучебных умений и навыков (общих, предметных, интеллекуальных); - овладение учителем технологией личностно-ориентированного обучения. В свою очередь, составляющие восхождения учеником можно сформулировать следующим образом: - наличие мотивов обучения; - вера в свои силы и желание развиваться дальше (самообразование); - умение анализировать причины успеха или неудачи; - помощь учителя и возможность для исправления своих ошибок.

При этом, составляющие восхождения учителем , основные психолого-педагогические предпосылки его:

- намеченная траектория учебных достижений каждого ученика;

- создание ситуации успеха для учащихся;

- формирование общеучебных умений и навыков (общих, предметных, интеллекуальных);

- овладение учителем технологией личностно-ориентированного обучения.

В свою очередь, составляющие восхождения учеником можно сформулировать следующим образом:

- наличие мотивов обучения;

- вера в свои силы и желание развиваться дальше (самообразование);

- умение анализировать причины успеха или неудачи;

- помощь учителя и возможность для исправления своих ошибок.

Стать единой цепочкой духовного восхождения – наиболее трудное, но необходимое условие успешной аналитико-коррекционной работы учителя-предметника. Первый шаг на этом пути – помочь старшекласснику определить свою траекторию учебных достижений. Зарисовка №1.  10 класс. Профиль – биолого-географический, т.е. математика изучается на академическом уровне, т.к. нужна как способ изучения и анализа закономерностей, реальных явлений и процессов, одним словом, других наук. Кроме этого, 10 класс – возможно последний шанс ученика к успешной самореализации, к успешному выбору профессии. Проведены диагностическая контрольная работа, письменные работы текущего контроля, первая тематическая контрольная работа. Результаты оставляют желать лучшего.

Стать единой цепочкой духовного восхождения – наиболее трудное, но необходимое условие успешной аналитико-коррекционной работы учителя-предметника.

Первый шаг на этом пути – помочь старшекласснику определить свою траекторию учебных достижений.

Зарисовка №1.

10 класс. Профиль – биолого-географический, т.е. математика изучается на академическом уровне, т.к. нужна как способ изучения и анализа закономерностей, реальных явлений и процессов, одним словом, других наук. Кроме этого, 10 класс – возможно последний шанс ученика к успешной самореализации, к успешному выбору профессии. Проведены диагностическая контрольная работа, письменные работы текущего контроля, первая тематическая контрольная работа. Результаты оставляют желать лучшего.

   Аналитическая составляющая работы учителя: из 16 человек - 2 учащихся с высоким уровнем учебных достижений; - 3 учащихся с достаточным уровнем учебных достижений; - 3 учащихся с достаточным и средним уровнями учебных достижений; - 5 учащихся со средним и начальным уровнями, не соответствующими их способностям; - 3 учащихся – начальный уровень, не математики. Т.е. резерв обучения, моя проблема – 8 учеников.  Коррекционная составляющая
  •  

Аналитическая составляющая работы учителя: из 16 человек

- 2 учащихся с высоким уровнем учебных достижений;

- 3 учащихся с достаточным уровнем учебных достижений;

- 3 учащихся с достаточным и средним уровнями учебных достижений;

- 5 учащихся со средним и начальным уровнями, не соответствующими их способностям;

- 3 учащихся – начальный уровень, не математики.

Т.е. резерв обучения, моя проблема – 8 учеников.

Коррекционная составляющая : организация изучения очередной темы раздела «Степенная функция, ее свойства и график».

Особенность темы в том, что это систематизация и углубление знаний одной из основных содержательных линий курса – функции. Изучение материала провожу в виде практической работы по заполнению таблицы «Свойства и графики степенной функции », что дает возможность диагностики ообщеучебных умений и навыков.

 
  •  

Работа предполагала, что учащиеся:

- «увидят» знакомые им функции при ;

- изучат по учебнику случай целого отрицательного показателя и случай 0

- найдут в дополнительной литературе случай дробного (p1) и дробного отрицательного показателей;

- смогут самостоятельно провести другую классификацию степенных функций, самостоятельно определив условия для нее.

Этап первичного применения знаний: самостоятельное выполнение тренировочных упражнений обязательного и достаточного уровней.

Следующий этап аналитической работы учителя – обработка и анализ полученных результатов, предварительное составление таблицы рейтинга учащихся (без заполнения двух последних колонок).

Следующий этап – коррекционная работа на последующем уроке; - теоретический блок (работа над ошибками по таблице свойств функции); - практический блок (работа над ошибками по тренировочным упражнениям и решение упражнений достаточного и высокого уровней, ответы на вопросы учащихся). Итог изучения темы – самостоятельная работа контролирующего характера. Это опять материал для аналитической работы учителя. Составленная и уточненная таблица рейтинга учащихся по итогам диагностики общеучебных умений и навыков дает новые возможности для коррекционной работы: видны слабые и сильные стороны ОУУН каждого учащегося и класса в целом. Обязательно выделяю тех учащихся, у которых по рейтингу показатели выше, чем при тематических оцениваниях, т.е. проецирую ситуацию успеха. Еще больше информации для индивидуальной работы, для формирования мотивов обучения дает сравнительный анализ уровня учебных достижений и уровней ОУУН. Таким образом, траектория учебных достижений может быть скорректирована, а планка ожидаемых и реальных результатов поднята.

Следующий этап – коррекционная работа на последующем уроке;

- теоретический блок (работа над ошибками по таблице свойств функции);

- практический блок (работа над ошибками по тренировочным упражнениям и решение упражнений достаточного и высокого уровней, ответы на вопросы учащихся).

Итог изучения темы – самостоятельная работа контролирующего характера. Это опять материал для аналитической работы учителя. Составленная и уточненная таблица рейтинга учащихся по итогам диагностики общеучебных умений и навыков дает новые возможности для коррекционной работы: видны слабые и сильные стороны ОУУН каждого учащегося и класса в целом. Обязательно выделяю тех учащихся, у которых по рейтингу показатели выше, чем при тематических оцениваниях, т.е. проецирую ситуацию успеха. Еще больше информации для индивидуальной работы, для формирования мотивов обучения дает сравнительный анализ уровня учебных достижений и уровней ОУУН.

Таким образом, траектория учебных достижений может быть скорректирована, а планка ожидаемых и реальных результатов поднята.

Итог этой работы : - формирование положительной мотивации обучения; - создание ситуации успеха; - определение трудностей, путей самообразования; - возможность педагогического сопровождения и поддержки учащихся в вопросах самореализации. Зарисовка №2. Класс с математическим профилем обучения. Какие особенности, трудности аналитико-коррекционной работы учителя? Прежде всего, т.к. итог работы – ГИА, ВНО – должна быть общая цель – успешная ГИА, достаточная подготовка к ВНО, но только 3 из 5 планируют дальнейшее обучение, т.е. мотивация еще 2 ослаблена. Уровни обучения – от начального до высокого. Итак, первая контрольная работа – это диагностическая контрольная работа в начале учебного года.

Итог этой работы :

- формирование положительной мотивации обучения;

- создание ситуации успеха;

- определение трудностей, путей самообразования;

- возможность педагогического сопровождения и поддержки учащихся в вопросах самореализации.

Зарисовка №2.

Класс с математическим профилем обучения. Какие особенности, трудности аналитико-коррекционной работы учителя?

Прежде всего, т.к. итог работы – ГИА, ВНО – должна быть общая цель – успешная ГИА, достаточная подготовка к ВНО, но только 3 из 5 планируют дальнейшее обучение, т.е. мотивация еще 2 ослаблена. Уровни обучения – от начального до высокого.

Итак, первая контрольная работа – это диагностическая контрольная работа в начале учебного года.

Цели диагностической контрольной работы обусловлены двумя факторами: - проверить знания, умения, навыки учащихся по основным содержательным линиям курса (числа, выражения, уравнения и неравенства, функции); - подготовить базу для дальнейшего изучения курса алгебры и начал анализа. Какие же учебные достижения по математике оцениваются? - Теоретические знания; - знание способов деятельности; - способность непосредственно осуществлять уже известные способы деятельности соответственно к усвоенным правилам, алгоритмам; - способность применять приобретенные знания, умения к решению учебных и практических задач, когда способ решения нужно предварительно найти самому. С учетом вышеперечисленного и составлялись тексты диагностической контрольной работы по алгебре и началам анализа для 11 класса.

Цели диагностической контрольной работы обусловлены двумя факторами:

- проверить знания, умения, навыки учащихся по основным содержательным линиям курса (числа, выражения, уравнения и неравенства, функции);

- подготовить базу для дальнейшего изучения курса алгебры и начал анализа.

Какие же учебные достижения по математике оцениваются?

- Теоретические знания;

- знание способов деятельности;

- способность непосредственно осуществлять уже известные способы деятельности соответственно к усвоенным правилам, алгоритмам;

- способность применять приобретенные знания, умения к решению учебных и практических задач, когда способ решения нужно предварительно найти самому.

С учетом вышеперечисленного и составлялись тексты диагностической контрольной работы по алгебре и началам анализа для 11 класса.

Анализ содержания и целей диагностической контрольной работы Содержание задания Цели Тождественные преобразования и вычисление значений тригонометрических выражений и выражений, содержащих корни с рациональным показателем № задания проверка теоретического материала и знаний способов деятельности Решение уравнений и неравенств (иррациональные уравнения, тригонометрические уравнения и неравенства) выбор методов решения и способность осуществлять известные алгоритмы 1, 2 Использование свойств функций для решения заданий 3, 4, 5 способность применять знания, умения к решению учебных задач 3, 5(а)

Анализ содержания и целей диагностической контрольной работы

Содержание задания

Цели

Тождественные преобразования и вычисление значений тригонометрических выражений и выражений, содержащих корни с рациональным показателем

№ задания

проверка теоретического материала и знаний способов деятельности

Решение уравнений и неравенств (иррациональные уравнения, тригонометрические уравнения и неравенства)

выбор методов решения и способность осуществлять известные алгоритмы

1, 2

Использование свойств функций для решения заданий

3, 4, 5

способность применять знания, умения к решению учебных задач

3, 5(а)

Следующий этап аналитико-коррекционной работы: - составление диагностической таблицы результатов каждого ученика; - поэлементный анализ ошибок; - планирование коррекционной работы: • составление заданий для работы над ошибками; • систематическая работа на разных этапах уроков по повторению, углублению знаний теоретического материала и отработке их практического применения; • использование возможностей занятий факультатива и курса по выбору; - отслеживание результатов коррекционной работы.

Следующий этап аналитико-коррекционной работы:

- составление диагностической таблицы результатов каждого ученика;

- поэлементный анализ ошибок;

- планирование коррекционной работы:

• составление заданий для работы над ошибками;

• систематическая работа на разных этапах уроков по повторению, углублению знаний теоретического материала и отработке их практического применения;

• использование возможностей занятий факультатива и курса по выбору;

- отслеживание результатов коррекционной работы.

Задания для работы над ошибками по результатам диагностической контрольной работы по курсу «Алгебра и начала анализа. 10 класс» Материалы составлены по пособиям: 1) Мерзляк А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: сборник задач и контрольных работ – Х.: Гимназия, 2010. (задания № 1-4). 2) Нелин Е.П., Роганин А.Н. Тетрадь для текущего и тематического оценивания. Алгебра 11 класс. В формате ВНО. Профильный уровень – Х.: Гимназия, 2011 г. (задание № 5) Задание I. Упростить выражения Вид работы II. Вычислить Вариант контрольная работа № 4 III. Решите тригонометрическое уравнение № задания контрольная работа № 4 B II контрольная работа № 5 IV. Решите иррациональное уравнение контрольная работа № 6 B II № 2, 6 B II контрольная работа № 3 тренировочные упражнения V. Решить тригонометрическое неравенство контрольная работа № 3 № 1 B II B II № 1 B II тренировочные упражнения № 1 или № 3 B II № 198 (1) № 2 B II контрольная работа № 5 № 3 или № 5 № 63 (5, 6) № 100 (5) B III № 71 (7, 8) № 2 - 5 № 75 (4)

Задания для работы над ошибками по результатам диагностической контрольной работы по курсу «Алгебра и начала анализа. 10 класс»

Материалы составлены по пособиям:

1) Мерзляк А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: сборник задач и контрольных работ – Х.: Гимназия, 2010. (задания № 1-4).

2) Нелин Е.П., Роганин А.Н. Тетрадь для текущего и тематического оценивания. Алгебра 11 класс. В формате ВНО. Профильный уровень – Х.: Гимназия, 2011 г. (задание № 5)

Задание

I. Упростить выражения

Вид работы

II. Вычислить

Вариант

контрольная работа № 4

III. Решите тригонометрическое уравнение

№ задания

контрольная работа № 4

B II

контрольная работа № 5

IV. Решите иррациональное уравнение

контрольная работа № 6

B II

№ 2, 6

B II

контрольная работа № 3

тренировочные упражнения

V. Решить тригонометрическое неравенство

контрольная работа № 3

№ 1

B II

B II

№ 1

B II

тренировочные упражнения

№ 1 или № 3

B II

№ 198 (1)

№ 2

B II

контрольная работа № 5

№ 3 или № 5

№ 63 (5, 6)

№ 100 (5)

B III

№ 71 (7, 8)

№ 2 - 5

№ 75 (4)

При органицации работы над ошибками использую: - учет возрастных особенностей; - учет сформированности ОУУН; - прогнозирование результатов; - подбор индивидуальных заданий для учащихся с высокими результатами обучения. Виды работ над ошибками в 11 классе (как итог сформированности ОУУН, системы работ над ошибками): - решить задания из аналогичного варианта (только те, в которых были ошибки); - предлагаю к каждому заданию из написанной работы упражнения с учетом характера допущенных ошибок (упражнение из учебника, дидактических материалов, сборника для профильной школы); - найти в дидактических материалах, учебнике задания, аналогичные своим неправильно решенным и решить их; - если работа плохо написана, в качестве работы над ошибками предлагаю другой вариант контрольной работы по теме.

При органицации работы над ошибками использую:

- учет возрастных особенностей;

- учет сформированности ОУУН;

- прогнозирование результатов;

- подбор индивидуальных заданий для учащихся с высокими результатами обучения.

Виды работ над ошибками в 11 классе (как итог сформированности ОУУН, системы работ над ошибками):

- решить задания из аналогичного варианта (только те, в которых были ошибки);

- предлагаю к каждому заданию из написанной работы упражнения с учетом характера допущенных ошибок (упражнение из учебника, дидактических материалов, сборника для профильной школы);

- найти в дидактических материалах, учебнике задания, аналогичные своим неправильно решенным и решить их;

- если работа плохо написана, в качестве работы над ошибками предлагаю другой вариант контрольной работы по теме.

Система коррекционной работы на различных этапах уроков: - устный счет; - пропедевтика (озадачить, направить, обратить внимание на отдельные элементы в решении домашних заданий); - проверка отдельных элементов домашней работы; - интерактивные упражнения «Найди ошибку», «Объясни и обоснуй», работа в парах «Научи товарища»; - задания – «дай рецензию», «дай образец решения», «дай образец рассуждений», «сформулируй алгоритм решения»; – классифицируй упражнения по: а) методу решения; б) сложности; в) признаку смогу/не смогу. - выбери задания по определенной теме, по определенному правилу. Из опыта работы в классах средней ступени, хочу отметить такие формы работы как «Письмо другу», составление мини-учебника (ученицей, которая проболела 2 месяца и учеником, который хотел лучше знать тему.

Система коррекционной работы на различных этапах уроков:

- устный счет;

- пропедевтика (озадачить, направить, обратить внимание на отдельные элементы в решении домашних заданий);

- проверка отдельных элементов домашней работы;

- интерактивные упражнения «Найди ошибку», «Объясни и обоснуй», работа в парах «Научи товарища»;

- задания – «дай рецензию», «дай образец решения», «дай образец рассуждений», «сформулируй алгоритм решения»;

– классифицируй упражнения по:

а) методу решения;

б) сложности;

в) признаку смогу/не смогу.

- выбери задания по определенной теме, по определенному правилу.

Из опыта работы в классах средней ступени, хочу отметить такие формы работы как «Письмо другу», составление мини-учебника (ученицей, которая проболела 2 месяца и учеником, который хотел лучше знать тему.

Для проведения коррекции знаний и умений также использую практические работы по темам «Решение уравнений», «Решение неравенств», «Элементарные функции, их свойства и графики» (составление текстов с учетом 4 уровней обучения. Результаты коррекционной работы можно увидеть и в ближней перспективе (текущие опросы, тематическое оценивание) и в дальней перспективе: итоги ГИА и ВНО. Древние римляне считали, что корень обучения горький. Но когда учитель берёт в союзники интерес, когда ученики «болеют» жаждой знаний, стремлением к активному умственному труду, корень обучения меняет вкус. При этом достигается главное: повышается качество знаний, умений и навыков.

Для проведения коррекции знаний и умений также использую практические работы по темам «Решение уравнений», «Решение неравенств», «Элементарные функции, их свойства и графики» (составление текстов с учетом 4 уровней обучения.

Результаты коррекционной работы можно увидеть и в ближней перспективе (текущие опросы, тематическое оценивание) и в дальней перспективе: итоги ГИА и ВНО.

Древние римляне считали, что корень обучения горький. Но когда учитель берёт в союзники интерес, когда ученики «болеют» жаждой знаний, стремлением к активному умственному труду, корень обучения меняет вкус. При этом достигается главное: повышается качество знаний, умений и навыков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мурина Наталья Александровна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства