Просмотр содержимого документа
«Организация аналитико-коррекционной работы в профильной школе как необходимое условие совершенствования качества образования »
Организация аналитико-коррекционной работы в профильной школе как необходимое условие совершенствования качества образования
Выступление на районном семинаре зам. директоров по УВР«Технология управления качеством образования в условиях компетентностного подхода»учителя математики специалиста высшей категории Муриной Н.А.
07.11.2013г.
Совершенствование математического обучения невозможно без аналитической деятельности, т.е.:
изучения динамики изменений показателей качества усвоения;
анализа ошибок каждого ученика и класса в целом;
разработки плана работы по коррекции знаний.
Поэтому умение организации аналитико-коррекционной работы – одна из важных граней разноплановой работы учителя. Среди всех уроков коррекции знаний особое место занимают уроки анализа контрольных работ. Их суть, методическое кредо их подготовки и проведения для меня отражаются в девизе:
Урок –
это отрезок пути
духовного восхождения
ученика и учителя.
При этом, составляющие восхождения учителем , основные психолого-педагогические предпосылки его:
- намеченная траектория учебных достижений каждого ученика;
- создание ситуации успеха для учащихся;
- формирование общеучебных умений и навыков (общих, предметных, интеллекуальных);
- овладение учителем технологией личностно-ориентированного обучения.
В свою очередь, составляющие восхождения учеником можно сформулировать следующим образом:
- наличие мотивов обучения;
- вера в свои силы и желание развиваться дальше (самообразование);
- умение анализировать причины успеха или неудачи;
- помощь учителя и возможность для исправления своих ошибок.
Стать единой цепочкой духовного восхождения – наиболее трудное, но необходимое условие успешной аналитико-коррекционной работы учителя-предметника.
Первый шаг на этом пути – помочь старшекласснику определить свою траекторию учебных достижений.
Зарисовка №1.
10 класс. Профиль – биолого-географический, т.е. математика изучается на академическом уровне, т.к. нужна как способ изучения и анализа закономерностей, реальных явлений и процессов, одним словом, других наук. Кроме этого, 10 класс – возможно последний шанс ученика к успешной самореализации, к успешному выбору профессии. Проведены диагностическая контрольная работа, письменные работы текущего контроля, первая тематическая контрольная работа. Результаты оставляют желать лучшего.
Аналитическая составляющая работы учителя: из 16 человек
- 2 учащихся с высоким уровнем учебных достижений;
- 3 учащихся с достаточным уровнем учебных достижений;
- 3 учащихся с достаточным и средним уровнями учебных достижений;
- 5 учащихся со средним и начальным уровнями, не соответствующими их способностям;
- 3 учащихся – начальный уровень, не математики.
Т.е. резерв обучения, моя проблема – 8 учеников.
Коррекционная составляющая : организация изучения очередной темы раздела «Степенная функция, ее свойства и график».
Особенность темы в том, что это систематизация и углубление знаний одной из основных содержательных линий курса – функции. Изучение материала провожу в виде практической работы по заполнению таблицы «Свойства и графики степенной функции », что дает возможность диагностики ообщеучебных умений и навыков.
Работа предполагала, что учащиеся:
- «увидят» знакомые им функции при ;
- изучат по учебнику случай целого отрицательного показателя и случай 0
- найдут в дополнительной литературе случай дробного (p1) и дробного отрицательного показателей;
- смогут самостоятельно провести другую классификацию степенных функций, самостоятельно определив условия для нее.
Этап первичного применения знаний: самостоятельное выполнение тренировочных упражнений обязательного и достаточного уровней.
Следующий этап аналитической работы учителя – обработка и анализ полученных результатов, предварительное составление таблицы рейтинга учащихся (без заполнения двух последних колонок).
Следующий этап – коррекционная работа на последующем уроке;
- теоретический блок (работа над ошибками по таблице свойств функции);
- практический блок (работа над ошибками по тренировочным упражнениям и решение упражнений достаточного и высокого уровней, ответы на вопросы учащихся).
Итог изучения темы – самостоятельная работа контролирующего характера. Это опять материал для аналитической работы учителя. Составленная и уточненная таблица рейтинга учащихся по итогам диагностики общеучебных умений и навыков дает новые возможности для коррекционной работы: видны слабые и сильные стороны ОУУН каждого учащегося и класса в целом. Обязательно выделяю тех учащихся, у которых по рейтингу показатели выше, чем при тематических оцениваниях, т.е. проецирую ситуацию успеха. Еще больше информации для индивидуальной работы, для формирования мотивов обучения дает сравнительный анализ уровня учебных достижений и уровней ОУУН.
Таким образом, траектория учебных достижений может быть скорректирована, а планка ожидаемых и реальных результатов поднята.
Итог этой работы :
- формирование положительной мотивации обучения;
- создание ситуации успеха;
- определение трудностей, путей самообразования;
- возможность педагогического сопровождения и поддержки учащихся в вопросах самореализации.
Зарисовка №2.
Класс с математическим профилем обучения. Какие особенности, трудности аналитико-коррекционной работы учителя?
Прежде всего, т.к. итог работы – ГИА, ВНО – должна быть общая цель – успешная ГИА, достаточная подготовка к ВНО, но только 3 из 5 планируют дальнейшее обучение, т.е. мотивация еще 2 ослаблена. Уровни обучения – от начального до высокого.
Итак, первая контрольная работа – это диагностическая контрольная работа в начале учебного года.
Цели диагностической контрольной работы обусловлены двумя факторами:
- проверить знания, умения, навыки учащихся по основным содержательным линиям курса (числа, выражения, уравнения и неравенства, функции);
- подготовить базу для дальнейшего изучения курса алгебры и начал анализа.
Какие же учебные достижения по математике оцениваются?
- Теоретические знания;
- знание способов деятельности;
- способность непосредственно осуществлять уже известные способы деятельности соответственно к усвоенным правилам, алгоритмам;
- способность применять приобретенные знания, умения к решению учебных и практических задач, когда способ решения нужно предварительно найти самому.
С учетом вышеперечисленного и составлялись тексты диагностической контрольной работы по алгебре и началам анализа для 11 класса.
Анализ содержания и целей диагностической контрольной работы
Содержание задания
Цели
Тождественные преобразования и вычисление значений тригонометрических выражений и выражений, содержащих корни с рациональным показателем
№ задания
проверка теоретического материала и знаний способов деятельности
Решение уравнений и неравенств (иррациональные уравнения, тригонометрические уравнения и неравенства)
выбор методов решения и способность осуществлять известные алгоритмы
1, 2
Использование свойств функций для решения заданий
3, 4, 5
способность применять знания, умения к решению учебных задач
3, 5(а)
Следующий этап аналитико-коррекционной работы:
- составление диагностической таблицы результатов каждого ученика;
- поэлементный анализ ошибок;
- планирование коррекционной работы:
• составление заданий для работы над ошибками;
• систематическая работа на разных этапах уроков по повторению, углублению знаний теоретического материала и отработке их практического применения;
• использование возможностей занятий факультатива и курса по выбору;
- отслеживание результатов коррекционной работы.
Задания для работы над ошибками по результатам диагностической контрольной работы по курсу «Алгебра и начала анализа. 10 класс»
Материалы составлены по пособиям:
1) Мерзляк А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: сборник задач и контрольных работ – Х.: Гимназия, 2010. (задания № 1-4).
2) Нелин Е.П., Роганин А.Н. Тетрадь для текущего и тематического оценивания. Алгебра 11 класс. В формате ВНО. Профильный уровень – Х.: Гимназия, 2011 г. (задание № 5)
Задание
I. Упростить выражения
Вид работы
II. Вычислить
Вариант
контрольная работа № 4
III. Решите тригонометрическое уравнение
№ задания
контрольная работа № 4
B II
контрольная работа № 5
IV. Решите иррациональное уравнение
контрольная работа № 6
B II
№ 2, 6
B II
контрольная работа № 3
тренировочные упражнения
V. Решить тригонометрическое неравенство
контрольная работа № 3
№ 1
B II
B II
№ 1
B II
тренировочные упражнения
№ 1 или № 3
B II
№ 198 (1)
№ 2
B II
контрольная работа № 5
№ 3 или № 5
№ 63 (5, 6)
№ 100 (5)
B III
№ 71 (7, 8)
№ 2 - 5
№ 75 (4)
При органицации работы над ошибками использую:
- учет возрастных особенностей;
- учет сформированности ОУУН;
- прогнозирование результатов;
- подбор индивидуальных заданий для учащихся с высокими результатами обучения.
Виды работ над ошибками в 11 классе (как итог сформированности ОУУН, системы работ над ошибками):
- решить задания из аналогичного варианта (только те, в которых были ошибки);
- предлагаю к каждому заданию из написанной работы упражнения с учетом характера допущенных ошибок (упражнение из учебника, дидактических материалов, сборника для профильной школы);
- найти в дидактических материалах, учебнике задания, аналогичные своим неправильно решенным и решить их;
- если работа плохо написана, в качестве работы над ошибками предлагаю другой вариант контрольной работы по теме.
Система коррекционной работы на различных этапах уроков:
- устный счет;
- пропедевтика (озадачить, направить, обратить внимание на отдельные элементы в решении домашних заданий);
- проверка отдельных элементов домашней работы;
- интерактивные упражнения «Найди ошибку», «Объясни и обоснуй», работа в парах «Научи товарища»;
- выбери задания по определенной теме, по определенному правилу.
Из опыта работы в классах средней ступени, хочу отметить такие формы работы как «Письмо другу», составление мини-учебника (ученицей, которая проболела 2 месяца и учеником, который хотел лучше знать тему.
Для проведения коррекции знаний и умений также использую практические работы по темам «Решение уравнений», «Решение неравенств», «Элементарные функции, их свойства и графики» (составление текстов с учетом 4 уровней обучения.
Результаты коррекционной работы можно увидеть и в ближней перспективе (текущие опросы, тематическое оценивание) и в дальней перспективе: итоги ГИА и ВНО.
Древние римляне считали, что корень обучения горький. Но когда учитель берёт в союзники интерес, когда ученики «болеют» жаждой знаний, стремлением к активному умственному труду, корень обучения меняет вкус. При этом достигается главное: повышается качество знаний, умений и навыков.