Презентация по теме: "Показательная функция, её свойства и график" для 10 класса, предназначена для введения нового материала. Презентация содержит теоретический материал, устный счет, задачи на первичное закрепление материала, проверочную работу. Данная презентация может быть использована для повторения метериала при подготовке к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Показательная функция, ее свойства т график»
«Показательная функция, её свойства и график»
Показательная функция
Определение
График
Свойства
Применения
График функции
у
1
x
0
Определение
Функция вида
называетсяпоказательнойсоснованиема.
Замечание.
Вместе с функциейy=axпоказательной считают и функцию видаy=Cax, где С- некоторая постоянная.
ЗаданиеA1
Из предложенного списка функций, выбрать ту функцию,
которая является показательной:
График показательной функции
ЗаданиеA2
Укажите вид графика для функции
y
y
1
1
x
x
В
А
ЗаданиеA3
Из предложенных функций выберите ту,
график которой изображён на рисунке.
y
1
x
Свойства функции
Проанализируем посхеме:
1.область определения функции
2.множество значений функции
3. нули функции
4. промежутки знакопостоянства функции
5. четность или нечётность функции
6. монотонность функции
7. наибольшее и наименьшее значения
8. периодичность функции
9. ограниченность функции
0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни нечётная. 6) Функция монотонна: возрастает на R при а 1 и убывает на R при 0 . 7) Наибольшего и наименьшего значений у функции нет. 8) Функция непериодична. 9) Ограничена снизу, не ограничена сверху. y 1 x о" width="640"
Показательная функция,её график и свойства
1)Область определения – множество всех
действительных чисел(D(у)=R).
2) Множество значений – множество всех
положительных чисел(E(y)=R+).
3) Нулей нет.
4) у0при хR.
5)Функция ни чётная, ни нечётная.
6) Функция монотонна: возрастает наRпри а1
и убывает наRпри 0.
7) Наибольшего и наименьшего значений у функции нет.
8) Функция непериодична.
9) Ограничена снизу, не ограничена сверху.
y
1
x
о
ЗаданиеA4
Выберите функцию возрастающую на
R:
ЗаданиеA5
Выберите функцию убывающую на
R:
Задание В1
Укажите область значений функции
Задание В2
Какое из указанных чисел входит в область значений функции
Решение :
Для любого
R
y
3
2
1
5
4
Ответ : 5.
Применения
показательной функции
Рост древесины происходит по закону , где: A- изменение количества древесины во времени; A 0 - начальное количество древесины; t -время, к, а- некоторые постоянные.
А
A n
A 3
A 2
A 1
A 0
0
t
t 3
t 1
t 2
t n
t 0
Давление воздуха убывает с высотой по закону: , где: Р - давление на высоте h,Р0 - давление на уровне моря , h - высота, а, к - некоторые постоянные .
P
P 0
P 1
P 2
P 3
0
h
h 2
h n
h 3
h 1
h 0
Т=const
Температура чайника изменяется по закону , где: Т- изменение температуры чайника со временем; Т0- температура кипения воды; t- время, к, а- некоторые постоянные .
T
T 0
T 1
T 2
T 3
0
t
t 3
t 2
t 1
t n
t 0
Радиоактивный распадпроисходит по закону, где:
N-число нераспавшихся атомовв любой момент времениt;N0- начальное число атомов (в момент времениt=0);t-время;
Т- период полураспада.
N
N0
N1
N2
N3
N4
0
t
t 2
t 1
t 4
t 3
Существенное свойство процессов органического
изменения величинсостоит в том, что
заравныепромежутки времени значение величины изменяется
в одном и том же отношении
К процессам органического изменения величин относятся:
Рост древесины
Изменение температуры чайника
Изменение давления воздуха
Радиоактивный распад
1, след-но показательная функция возрастает. 3. Сравнить показатели степеней (или аргументы функций) 34 4. Используя свойство возрастания (убывания) функции, сравнить степени с одинаковым основанием (или значения функций) 1,3 34 1,3 40 . 5 . Сравнить исходные числа. Сравните:" width="640"
Пример 1.Сравните числа 1,334и 1,340.
Общий метод решения.
1. Представить числа в виде степени с одинаковым основанием (если это необходимо)
1,334и 1,340.
2. Выяснить, возрастающей или убывающей является показательная функция
а=1,3; а1, след-но показательная функция возрастает.
3. Сравнить показатели степеней (или аргументы функций)
34
4. Используя свойство возрастания (убывания) функции, сравнить степени с одинаковым основанием (или значения функций)
1,3341,340.
5 . Сравнить исходные числа.
Сравните:
Пример 2.Решите графически уравнение 3х=4-х.
Решение.
Используем функционально-графический
метод решения уравнений:
построим в одной системе координат
графики функций у=3хи у=4-х.
Замечаем, что они имеют одну общую
точку (1;3). Значит, уравнение имеет
единственный корень х=1.
Ответ: 1
у=4-х
Решите графически уравнения:
(0)
2) (-1)
3) (1)
4) (1)
5) (-1)
6) (1)
1) 2 х =1;
2) (1/2) х =х+3;
3) 4 х +1=6-х;
4) 3 1-х =2х-1;
5) 3 -х =-3/х;
6) 2 х -1= .
4-х. Решение. Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе координат графики функций у=3 х и у=4-х. 2. Выделим часть графика функции у=3 х , расположенную выше (т. к. знак ) графика функции у=4-х. 3. Отметим на оси х ту часть, которая соответствует выделенной части графика (иначе: спроецируем выделенную часть графика на ось х). 4. Запишем ответ в виде интервала: Ответ: (1; ). у=4-х" width="640"
Пример 3.Решите графически неравенство 3х4-х.
Решение.
Используем функционально-графический
метод решения неравенств:
1.Построим в одной системе
координат графики функций
у=3хи у=4-х.
2. Выделим часть графика
функции у=3х, расположенную
выше (т. к. знак) графика
функции у=4-х.
3. Отметим на оси х ту часть,
которая соответствует
выделенной части графика
(иначе: спроецируем выделенную
часть графика на ось х).
4. Запишем ответ в виде интервала:
Ответ: (1; ).
у=4-х
1; 2) 2 х 3) (1/3 ) х 4) (1/2) x x+3 ; 5 ) 5 x 6-x ; 6) (1/3) x x+1 ." width="640"
Решите графически неравенства:
1) 2 х 1;
2) 2 х
3) (1/3 ) х
4) (1/2) x x+3 ;
5 ) 5 x 6-x ;
6) (1/3) x x+1 .
Подведём итог
Показательная
функция
Показательная
функция
Определение
График
Свойства
Применения
Самостоятельная работа (тест)
1. Укажите показательную функцию:
1) у=х3; 2) у=х5/3; 3) у=3х+1; 4) у=3х+1.
1) у=х2; 2) у=х-1; 3) у=-4+2х; 4) у=0,32х.
2. Укажите функцию, возрастающую на всей области определения:
1) у =(2/3)-х; 2) у=2-х; 3) у =(4/5)х; 4) у =0,9х.
1) у =(2/3)х; 2) у=7,5х; 3) у =(3/5)х; 4) у =0,1х.
3. Укажите функцию, убывающую на всей области определения:
1) у =(3/11)-х; 2) у=0,4х; 3) у =(10/7)х;
4) у =1,5х.
1) у =(2/17)-х; 2) у=5,4х; 3) у =0,7х;
4) у =3х.
4. Укажите множество значений функцииу=3-2х-8:
5. Укажите наименьшее из данных чисел:
1) 3-1/3; 2) 27-1/3; 3) (1/3)-1/3; 4) 1-1/3.
4. Укажите множество значений функцииу=2х+1+16:
5. Укажите наибольшее из данных чисел:
1) 5-1/2; 2) 25-1/2; 3) (1/5)-1/2; 4) 1-1/2.
6. Выясните графически, сколько корней имеет уравнение2х=х-1/3(1/3)х=х1/2
1) 1 корень; 2) 2 корня; 3) 3 корня; 4) 4 корня.
1) 1 корень; 2) 2 корня; 3) 3 корня; 4) 4 корня.
I
В
А
Р
И
Н
Т
№ задания
№ ответа
II
В
А
Р
И
Н
Т
1
№ задания
2
3
№ ответа
3
1
1
2
4
4
2
5
2
3
4
3
4
2
6
5
4
1
3
6
1
1. Укажите показательную функцию:
1) у=х3; 2) у=х5/3; 3) у=3х+1; 4) у=3х+1.
2. Укажите функцию, возрастающую на всей области определения:
1) у =(2/3)-х; 2) у=2-х; 3) у =(4/5)х; 4) у =0,9х.
3. Укажите функцию, убывающую на всей области определения:
1) у =(3/11)-х; 2) у=0,4х; 3) у =(10/7)х; 4) у =1,5х.
4. Укажите множество значений функции у=3-2х-8:
5. Укажите наименьшее из данных чисел:
1) 3-1/3; 2) 27-1/3; 3) (1/3)-1/3; 4) 1-1/3.
6. Выясните графически, сколько корней имеет уравнение 2х=х-1/3