«Повышение качества знаний
по математике на основе применения новых технологий
и традиционных форм обучения»
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения
двух условий: правильного установления конечной
цели всякого рода деятельности; отыскание
соответственных средств, ведущих к конечной цели».
Аристотель
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице президента Н.А.Назарбаева указало, что одним из приоритетов развития Казахстана является образование, причём качественное образование. В Послании Глава государства сделал акцент на следующее: «Чтобы стать развитым конкурентноспособным государством, мы должны стать высообразованной нацией» и «…чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
- научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
- природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
- последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
- доступность ( от известного к неизвестному, от легкого к трудному);
- прочность (повторение - мать учения);
- сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
- принцип наглядности ;
- принцип связи теории с практикой ;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей .
Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
- систематический характер обучения;
- упорядоченную, логически правильную подачу материала;
- организационную четкость;
- оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Основные традиционные формы обучения математике:
Уроки - лекции раскрывают новую тему крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Их структурные элементы: - обоснование необходимости изучения темы; - проблемные ситуации, анализ этих ситуаций; - работа с утверждениями по определённой схеме; - обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекций и предлагаются для самостоятельных работ; - сообщение материала, выносимого на зачёт, список литературы, дата проведения зачёта; - разбор решения ключевых задач по теме;
Урок- практикум . Форма работы - групповая и индивидуальная. Основная цель уроков практикумов по математике состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определённого типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Стержнем обучения математике в школе является решение задач на применение теоретических знаний. Умению решать задачи учитель посвящает урокам-практикумам. На первом таком уроке он дает образцы решения основных типов задач, учащиеся знакомятся с алгоритмами их решений. На последующих уроках и дома они решают задачи из предложенной системы задач по теме, которые содержатся в учебном пособии. Для учащихся, проявляющих особый интерес к математике, предлагаются задачи на творческое применение теоретических знаний. На уроках-практикумах в полную меру реализуется принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Урок - семинар . Форма работы - коллективная, при которой коллектив обучает каждого своего члена и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. На семинарских занятиях учащиеся, как правило, углубляют теоретические знания, расширяют представление о практическом применении изученных вопросов, решают задачи различными способами, рассматривают другие варианты доказательства теорем, разбирают задачи "свободного задания". На уроках-семинарах ученики могут отчитаться о самостоятельном изучении какого-то теоретического вопроса, предложить свой вариант опорного конспекта-схемы по тексту учебника с использованием дополнительной литературы или плана решения типовой задачи, рассказать решение самим составленной задачи. Семинар чаще используется для рассмотрения дополнительного материала, воспроизведение которого каждым учеником не требуется, но отдельные моменты, выводы, факты весьма полезны или даже необходимы. На семинаре обычно рассматриваются исторические сведения и практически е приложения изучаемого материала. В одной теме трудно и едва ли нужно проводить более одного семинара, так как он связан с длительной и серьёзной подготовкой.
Урок - консультация . Форма работы - коллективная или индивидуальная. По мере прохождения темы увеличивается набор образцов, приёмов, алгоритмов, которыми ученик пользуется при решении задач. Однако ученик может и не найти на уроках ответов на возникшие у него вопросы. Поэтому урок перед контрольной работой полезно отвести под консультацию, на которой и ответить на все вопросы. Уроки - консультации можно проводить с помощью карточек, когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам. Уроки коррекции . Наконец, после итоговой контрольной работы по теме нужен урок или два, для того, чтобы ученики проанализировали свои ошибки, а учитель помог им ликвидировать дефекты в знаниях. Ученики, справившиеся с контрольной на отлично, на таких уроках становятся консультантами или решают нестандартные задачи. Ученики, не справившиеся с контрольной работой, после ликвидации пробелов в знаниях, получают возможность переписать контрольную работу.
Урок - зачёт . Форма работы - индивидуальная. При изучении темы целесообразно проводить промежуточные и итоговые зачёты. Зачётные уроки, цель которых, организовать индивидуальную работу, помощь консультантов, постепенно подойти к решению более сложных задач. Зачётные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. Зачёты можно проводить в виде тестов, блиц - опросов, в игровой форме, по карточкам и Т.д.
Использование ИКТ на уроке
Для успешного проведения урока с применением компьютерных технологий учителю приходится решать следующие задачи:
дидактическую (подготовка учебного материала урока, конкретная компьютерная программа);
методическую (определить методы использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);
организационную (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени); учебную (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).
примеры видов деятельности с использованием компьютера на различных этапах обучения.
1.На этапе усвоения новых знаний возможно и желательно использовать компьютерные презентации как наглядное пособие и источник учебной информации. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
2.Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий включает в себя: тесты, дидактические игры, диктанты. Все это также может быть представлено в виде презентаций. В реализации это один из самых простых этапов. И, что немаловажно, можно наблюдать почти сразу положительный педагогический эффект: быстрое получение результатов, отсутствие субъективного фактора.
3.Проектная деятельность учащихся. Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Internet в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний можно предложить учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации о применении изучаемого материала. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: результаты их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности.
Использование компьютера на уроках – это не дань моде, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.
Применение средств ИКТ на уроках позволяет:
- Экономить время на уроках;
- Снизить нагрузку учащихся;
- Совершенствовать традиционные методы обучения;
- Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении;
- Повысить мотивацию обучения, а как следствие:
- Улучшить усвоение предмета.
Тест «Умножение и деление десятичных дробей»
Действия с обыкновенными дробями
положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе:
компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления
с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения
Становится шире набор применяемых учебных задач
благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации
При превалирующем использовании ИКТ на уроке можно заслонить основные учебные цели
В рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Интернет
Ухудшение зрения
Отчуждение детей друг от друга
У преподавателей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются ИКТ
Отсутствие компьютеров в домашнем пользовании многих учащихся и преподавателей, не всегда имеется время для самостоятельных занятий в компьютерном классе
Утомляемость
Ограничение подвижности учащихся
применения ИКТ
Остров «Правильных и неправильных»
больше знаменателя:
- дробь больше 1
- дробь неправильная
Числитель
числитель = знаменателю :
дробь равна 1
Знаменатель
больше числителя:
- дробь меньше 1
- дробь правильная
На карту
Устная работа «Думай и соображай»
- Задание 2. Где допущена ошибка?
1,4 : 0,07 = 2
3,1 ∙ 100 = 310
1,5 ∙ 0,2 = 3
6 : 0,2 = 3
- Задание 3. Найдите значение выражения.
Восстановите цепочки вычислений.
:5
+40
9
– 30
:2
60
5
:20
+55
– 50
:30
70
+36
2
:15
:3
90
Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я. и др. №124.
+10
– 10
4
:8
50
max 18
24
52,12-15,4
36,72
25,25
41,56
32,56
36,7
12,058
0,125