Возведение в степень произведения и степени урок алгебры, 7 класс, УМК Ю.Н. Макарычев
Автор: Ржевская Марина Павловна,
учитель математики
МБОУ СОШ № 49
Г. Шахты
Проверим домашнее задание и оценим его.
- Давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке?
«Пусть кто-нибудь попробует
вычеркнуть из математики степени,
и он увидит, что без них
далеко не уедешь»
«Пусть кто-нибудь попробует
вычеркнуть из математики степени,
и он увидит, что без них
далеко не уедешь»
Гуманитарные науки:
-риторика
-грамматика и теория стиля
-поэтическая теория и практика
-история
Естествознание:
-молекулярно-кинетическая теория тепла
-физическая химия
-наука о стекле
-астрономия
-опто-механика
-теория электричества и метеорология
-твердая ртуть
-прототип вертолета
-география и навигация
Большая советская энциклопедия
http://enc-dic.com/enc_sovet/Ticiusa
Угадай фамилию ученого математика
Ваша задача
назвать фамилию учёного. Для этого нам помогут наши примеры на вычисления.
Необходимо под каждым найденным ответом приписать соответствующую букву и расшифровать слово
1.
С 5 ∙С 3
2.
3.
С 18 : С 4
4.
(С 4 ) 3
7.
С 24 : С 10
(С 4 ) 3 ∙С
С 15 ∙С 6 : С 7
5.
8.
С 15 : С 12 ∙С 11
9.
С 14 ∙ С
(С 3 ) 5 ∙С 25
Ключ к шифру:
Л
С 8
Ш
С 5
М
С 1
В
С 40
С
С 13
М
А
С 12
С 9
Т
С 16
О
С 14
Н
С 15
Возведение в степень произведения и степени
Определяем цель
Цель: сегодня на уроке я хотел(а)бы …
- формировать навык возведения в степень произведения и степени;
- потренироваться в решении примеров на применение свойств степени;
- проверить свои знания о степенях и их свойствах.
-Какое выражение называется степенью числа a с натуральным показателем? ( Запишите в тетради)
-В выражении a n
число a называется
основанием степени,
а число n - показателем
- Как вычислить
- Как вычислить
( Запишите в тетради)
2 5 =
(-2) 4 =
- Как вычислить
- Как вычислить
( Запишите в тетради)
2 5 = 2 • 2 • 2 • 2 • 2 = 32
(-2) 4 =
- При возведении положительного числа в четную, (нечетную) степень получается какое число?
11 2 = 10 3 =
- При возведении отрицательного числа в четную, (нечетную) степень получается какое число?
(-11) 2 = (- 10) 3 =
- Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями.
- Запишите в тетрадь формулу
·
Выполните умножение
с 4 ∙ с 6 =
х 5 ∙ х 12 ∙ х =
- Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями.
- Запишите в тетрадь формулу
:
Выполните деление
8 15 : 8 5 =
9 27 : 9 =
Выполните математический диктант :
В1 В2
1) х 3 ∙ х 5 1) b 4 ∙ b 6
2) c 8 : c 4 2) d 9 :d 2
3) a 5 ∙ a 2 : a 7 3) y 11 y 3 : y 14
4) 5 8 5 9 : 5 13 4) 3 7 3 9 : 3 12
5) (-2) 5 5) (-3) 4
∙
∙
Проверка ответов : Взаимопроверка ( 1балл за верный ответ)
В1 В2
1) х 3 ∙ х 5 = х 8 1) b 4 ∙ b 6 = b 10
2) c 8 : c 4 = с 4 2) d 8 :d 2 = d 6
3) a 5 a 2 : a 7 = 1 3)y 11 y 3 :y 14 = 1
4) 5 8 5 9 : 5 13 = 625 4) 3 7 3 9 : 3 12 = 81
5) (-2) 5 = -32 5)(-3) 4 = 81
∙
∙
- Сформулируйте правило возведения в степень произведения.
- Запишите в тетрадь формулу
Возведите в степень
( a с ) 2 =
(2x) 5 =
( abc) 5 =
(- 4 x) 3 =
Возведите в степень
( a с ) 2 = a 2 с 2 ;
(2x) 5 = 32 x 3 ;
( abc) 5 = a 5 b 5 c 5 ;
(- 4 x) 3 = - 64 x 3
Представьте в виде степени:
x 4 y 4 =
a 5 b 5 c 5 =
8x 3 =
- 125x 3 =
100a 2 b 2 =
Представьте в виде степени:
x 4 y 4 = ( xy) 4
a 5 b 5 c 5 =
8x 3 =
- 125x 3 =
100a 2 b 2 =
Представьте в виде степени:
x 4 y 4 = ( xy) 4
a 5 b 5 c 5 = ( abc) 5
8x 3 =
- 125x 3 =
100a 2 b 2 =
Проверим себя
x 4 y 4 = ( xy) 4
a 5 b 5 c 5 = ( abc) 5
8x 3 = (2x) 3
- 125x 3 = (-5x) 3
100a 2 b 2 = (-10ab) 2
Найдите значение выражения:
4 4 • 25 4 =
0,125 3 • 8 3 =
( работа в парах)
5 3 • 20 3 =
0,4 5 • 25 5 =
Найдите значение выражения:
4 4 • 25 4 =(4 • 25) 4 =100 4 =
0,125 3 • 8 3 =
( работа в парах)
5 3 • 20 3 =
0,4 5 • 25 5 =
Найдите значение выражения:
4 4 • 25 4 =(4 • 25) 4 =100 4 =100 000 000
0,125 3 • 8 3 =
( работа в парах)
5 3 • 20 3 =
0,4 5 • 25 5 =
Проверим:
4 4 • 25 4 =
0,125 3 • 8 3 =
5 3 • 20 3 =(5 • 20) 3 =100 3 =1 000 000
0,4 5 • 25 5 =(0,4 • 25) 5 =10 5 =100 000
«+» - встаём
«-» - садимся
- Сформулируйте правило возведения степени в степень.
- Запишите в тетрадь формулу
Примеры:
Упростите выражение :
а ) x 3 . (x 2 ) 5 =
б ) (a 3 ) 2 . a 5 =
с) (a 5 ) 2 . (a 2 ) 2 =
Упростите выражение :
а ) x 3 . (x 2 ) 5 = x 3 . x 10 =x 11
б ) (a 3 ) 2 . a 5 =
с) (a 5 ) 2 . (a 2 ) 2 =
Проверим:
а ) x 3 . (x 2 ) 5 = x 3 . x 10 =x 11
б ) (a 3 ) 2 . a 5 =a 6 . a 5 = a 11
с) (a 5 ) 2 . (a 2 ) 2 = a 10 . a 4 = a 14
:
Решение упражнений:
№ 447
I вариант – 1-ая стр .
II вариант – 2-ая стр .
Проверь себя №447
I вариант – 1-ая стр . II вариант – 2-ая стр .
а) x 13 ; б) a 11 ;
в) a 14 ; г) x 20 ;
д) m 20 . е) x 10 .
Подводим итоги
« 5 » - «+»
« 4 » - «+»
« 3 » - «+»
Оцените свою работу на уроке:
Домашнее задание:
п. 20
№ 436, № 437,
№ 448, *№ 452
«Пусть кто-нибудь попробует
вычеркнуть из математики степени,
и он увидит, что без них
далеко не уедешь»
Ломоносов М.В.
1711-1765
Естествознание:
-молекулярно-кинетическая теория тепла
-физическая химия
-наука о стекле
-астрономия
-опто-механика
-теория электричества и метеорология
-твердая ртуть
-прототип вертолета
-география и навигация
Гуманитарные науки:
-риторика
-грамматика и теория стиля
-поэтическая теория и практика
-история
Большая советская энциклопедия
http://enc-dic.com/enc_sovet/Ticiusa
Представьте в виде степени с основанием 3 число:
729 =
(81) 4 =
(27 3 ) 5 =
№ 442 ( работа в парах)
Проверь себя №438
I вариант – 1-ая стр . II вариант – 2-ая стр .
а) (x 3 ) 2 = x 6 ; б) (x 2 ) 3 = x 6 ;
в) ( a 5 ) 4 = a 20 ; г) (a 6 ) 3 = a 18 ;
д) (y 2 ) 5 = y 10 ; е) ( y 7 ) 2 = y 14 ;
ж) ( b 3 ) 3 = b 9 ; з) ( b 5 ) 2 = b 10 .
- Возведите в степень:
1) 2 3 = 2) -10 3 = 3) 12 2 = 4) 3 2 ∙4 2 = 5) 5 3 ∙7 3 :35 3 = 6) (2 a ) 3 = 7) ( bx ) 5 = 8) ( ab ) n =
Проверка ответов
Оцените ответы товарища и поставьте оценку ( 1балл за верный ответ)
- Как вычислить 2 4 ? (-2) 4 ? (-1) 5 ?
- - Как вычислить 2 4 ? (-2) 4 ? (-1) 5 ?
- Возведите в степень:
1) 2 3 = 2) -10 3 = 3) 12 2 = 4) 3 2 ∙4 2 = 5) 5 3 ∙7 3 :35 3 = 6) (2 a ) 3 = 7) ( bx ) 5 = 8) ( ab ) n =
1) 2 3 ∙5 3 = 2) 10 3 = 3) 12 2 = 4) 3 2 ∙4 2 = 5) 5 3 ∙7 3 :35 3 = 6) (2 a ) 3 = 7) ( bx ) 5 = 8) ( ab ) n =
Вычислите:
Решение упражнений:
№ 428
I вариант – 1-ая стр .
II вариант – 2-аястр .
Примеры:
Решение упражнений:
№ 438
I вариант – 1-ая стр .
II вариант – 2-аястр .
Проверь себя №438
I вариант – 1-ая стр . II вариант – 2-ая стр .
а) (x 3 ) 2 = x 6 ; б) (x 2 ) 3 = x 6 ;
в) ( a 5 ) 4 = a 20 ; г) (a 6 ) 3 = a 18 ;
д) (y 2 ) 5 = y 10 ; е) ( y 7 ) 2 = y 14 ;
ж) ( b 3 ) 3 = b 9 ; з) ( b 5 ) 2 = b 10 .
Найдите те примеры, в которых допущена ошибка
- 1) ( ab ) 3 = a 3 b 3
- 2) (-2 bc ) 2 = -4 b 2 с
- 3) (2 . 5) 4 = 10000
- 4) (-3 3 ) 2 = 3 6
- 5) (-3 2 ) 3 = 3 6
- 6) (с 4 ) 2 с 3 = с 9
- 7) (((-a) 3 ) 2 ) 4 = a 24
- 8) ((2 a ) 3 b 7 ) 2 = 2 6 a 6 b 14
у
х
с
е
п
Итог Урока: Цели:
- Усвоение свойств степени.
- Формирование навыка возведения в степень произведения и степени.
- Развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Список используемых источников
- Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ [ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова ] ; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2010.