Просмотр содержимого документа
«Презентация уроков по теме:"Делимость чисел"»
В математике есть своя красота,как в живописи и поэзии».Н. Е. Жуковский.
“Математика-6”
Выполнилаучительматематики
общеобразовательной школы
I-IIIступеней №120
Кориненко Елена Викторовна
Донецк,2016
Содержание
Делители и кратные натурального числа.
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
Признаки делимости на 9 и на 3.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители .
Наибольший общий делитель (НОД). Взаимно простые числа.
Наменьшее общее кратное (НОК).
Контрольная работа.
Цель:
расширить знания учащихся о свойствах деления натуральных чисел; формировать понятия «делитель», «кратное»;
учить делать выводы и сравнения;
приучать к аккуратным записям в тетрадях и правильной самооценке.
Задача 1.
20 яблок необходимо разделить поровну между 4 мальчиками. Сколько яблок получит каждый мальчик?
20:4 = 5 (яблок) - получит каждый .
Задача 2.
Разделите поровну 20 конфет между 5 девочками. Сколько конфет получит каждая девочка?
20:5 = 4 (конфет) - получит каждая девочка.
Задача 3.
Разделите поровну 40 конфет на 6 детей. Сколько конфет получит каждый ребенок?
40:6 = 6 и 4 в остатке. - по 6 конфет получит каждый ребенок.
Делители
На сколько равных кучек можно разложить 36 орехов, так чтобы не осталось лишнего?
на 2, на 3, на 4, на 6, на 9, на 18, на 36.
Числа 2, 3, 4, 6, 9, 18, 36 без остатка делят натуральное число 36.
В задачах 1 и 2 числа 4 и 5 без остатка делят натуральное число 20.
Подумайте, как одним словом назвать все натуральные числа, которые делят без остатка другое натуральное число.
Определение
Делителем натурального числааназывают натуральное числоb, на котороеаделится без остатка.
Число 6 для числа 40 не является делителем, так как 40 на 6 без остатка не делится.
Определение
Кратным натурального числааназывают натуральное числоb, которое делится без остатка наа.
Еслиa,bиc– натуральные числа иa=b*c, то
aделится наb,
aкратноb
b– делительа
Задание.Найти все делители и кратные числа 12.
делители 12: 1, 2, 3, 4, 6, 12.
кратные: 12, 24, 36, 48, ....
Сравним.
Сколько может быть делителей? Сколько кратных?
Какой наименьший делитель? Наименьшее кратное?
Самостоятельная работа с последующей проверкой
1.В каждой коробке лежат 6 чайних ложек. Можно ли не разкрывая коробки, взять: а) 42 ложки; б) 49 ложек.
2.Верно ли, что
5 - делитель 45;
16 - делитель 8;
17- делитель 152;
27 - кратно 3;
6 - кратно 12;
156 - кратно 13.
3.Выберите из чисел 15, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 те, которые являются:
а) делителями 20;
б) кратными 4;
в) делителями 16 и кратными 4;
г) кратными 3 и делителями 16.
а) делителями 20;б) кратными 4;в) делителями 16 и кратными 4;г) кратными 3 и делителями 16.
а) делителями 20;б) кратными 4;в) делителями 16 и кратными 4;г) кратными 3 и делителями 16.
Цель:
систематизировать знания учащихся о признаках делимости на 10, на 5 и на 2;
учить обобщать и делать выводы;
воспитывать ответственность за выполнение работы.
1.Найдите частное от деления чисел:
280 : 10;24600: 10;30:10;
234 : 10;2345 : 10;350: 10.
Вывод.
Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то это число делится нацело на 10.
2. Найдите частное:
873 : 5;4675 : 5;4570 : 5;987 : 5;
350: 5;24600:5;234 : 5;280 : 5.
Вывод.
Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 или 5, то это число делится нацело на 5.
45780, 6380, 780, 4000, 560340, 78934620970.
Эти числа делятся на10и на5.
6790, 6780, 245, 8905, 7830, 7695, 89705, 34580.
Эти числа делятся на5, но не все из них делятся на10.
784, 6943, 7896, 4109, 78054, 97856744, 24109.
Эти числа не делятся на5и не делятся на10.
Найдите частное:
34:2;33:2;40:2;
41:2;22:2;25:2;
486:2;58:2582:2.
Вывод.
Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число делится нацело на 2.
675370, 5902, 6584, 5796, 9049568. Эти числа делятся на 2.
6571, 7843, 67895, 904557,9876589.
Эти числане делятсяна 2.
0,2,4,6,8– чётные цифры.
1,3,5,7,9– нечётные цифры.
1.Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 10, на 5, на 2.
2.Придумайте три числа, которые:
а) делятся на 2;
б) делятся на 5;
в) делятся и на 2 и на 5.
3.Назовите:
два четных числа, кратных 5.
два нечетных числа, кратных 5.
два четных числа, которые делятся на 5.
два нечетных числа, которые не делятся на 5.
6797895,6) 89654,
4090,7) 7890,
34582,8) 895608,
9805,9) 678471,
12766,10) 8733.
Ответ: 2),3),5),6),7),8).
Цель:
ознакомить учащихся с признаками делимости на 9 и на 3;
учить обобщать и делать выводы;
воспитыватьумение работать в группах.
Числа: 76455, 64575, 55647делятся на9(на 3), так как сумма их цифр (6+4+5+7+5=27)делится на9(на 3).
Числа: 57083, 30875, 80537не делятся на9(на 3), так как сумма их цифр (5+7+0+8+3=23)не делится на 9(на 3).
Определение
Еслисумма цифрчисладелится на 9,то ичислоделится на 9;
Еслисумма цифрчислане делится на 9, то ичисло не делится на 9.
Если сумма цифр числаделится на 3, то ичислоделится на 3;
Еслисумма цифрчислане делится на 3, то ичисло не делится на 3.
Замените звёздочки цифрами так, чтобы числа делились
а) на 3,б) на 9.
1)2*5, 2)46*, 3)*14.
ОТВЕТЫ:
а) 1) 2;5;8,2) 2;5;8,3) 1;4;7;
б) 1) 2;2) 8;3) 4.
Среди данных чисел 31, 70, 265, 42, 297, 404 выбрать те, которые делятся на
а) 2,б) 5,в) 10,г) 3,д) 9.
ответ:
а) 70;42;180;404;
б) 70;180;75;
в) 70;180;
г) 42;180;729;561;75;297
д) 180;729;297.
Признак делимости на 4.Число делится на 4, если две его последние цифры - нули или образуют число, которое делится на 4.
Признак делимости на 8.Число делится на 8, если три его последние цифры - нули или образуют число, которое делится на 8.
Признак делимости на 6.Число делится на 6, если оно делится на 2 и на 3.
Признак делимости на 25.Число делится на 25, если две его последние цифры - нули или образуют число, которое делится на 25.
Признак делимости на 100.Число делится на 100, если две его последние цифры – нули.
Признак делимости на 1000.Число делится на 1000, если три его последние цифры – нули.
Признак делимости на 11. На 11 делятся только те числа, у которых сумма цифр, стоящих на нечётных местах, либо равна сумме цифр, стоящих на чётных местах, либо отличается от неё на число, делящееся на 11.
П р и м е р .Число 378015 делится на 3, так как сумма его цифр равна: 3 + 7 + 8 + 0 + 1 + 5 = 24, а это число делится на 3.
Данное число делится на 5, так как его последняя цифра 5.
Наконец, это число делится на 11, так как суммы его цифр, стоящих на чётных местах (3 + 8 + 1 = 12) и суммы цифр, стоящих на нечётных местах (7 + 0 + 5 = 12) равны.
Но это число не делится на 2, 4, 6, 8, 9, 10, 25, 100 и 1000, так как …
А вот эти случаи вы проверите самостоятельно!
Математический диктант
Проверьте себя:
Верно ли что:
1)
НЕТ
142 :6
2)
ДА
735 :15
3)
ДА
70:14
4)
ДА
630:21
5)
ДА
2316:12
6)
НЕТ
5310:20
Цель:
формирование понятий “простое число”, “составное число”, ознакомление с разложением числа на протые множители;
развитие умений учащихся классифицировать натуральные числа в зависимости от количества делителей;
воспитывать ответственность за выполнение работы.
Задание.Назовите сколько делителей имеют числа
а) 2, 5, 7, 11, 13;
Ответ:Делители числа 2: 1 и 2.Делители числа 5: 1 и 5.Делители числа 7: 1 и 7.Делители числа 11: 1 и 11.Делители числа 13: 1 и 13.
б) 6, 15, 49, 1000
Ответ:Делители числа 6: 1, 2, 3, 6Делители числа 15: 1, 3, 5, 15.Делители числа 49: 1, 7, 49.Делители числа 1000: 1, 10, 100, 1000.
в) число 1.
Ответ:Делители числа 1: 1.
Натуральное число называетсяпростым, если оноимеет только дваразличных натуральных делителя:единицу и само это число.
Всякое составное число может быть единственным образом представлено в виде произведения простых множителей.
Например,
48 = 2 · 2 · 2 · 2 · 3,
225 = 3 · 3 · 5 · 5,
1050 = 2 · 3 · 5 · 5 · 7 .
Для небольших чисел это разложение легко делается на основе таблицы умножения. Для больших чисел рекомендуем пользоваться следующим способом, который рассмотрим на конкретном примере.
Произведение одинаковых множителей в разложении числа на простые множители заменяютстепенью.
Например:
18 = 2∙ 3 ∙ 3 = 2 ∙ 32
80 =2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2∙ 5= 24∙ 5
81 = 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3= 34
200 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 5∙ 5= 23∙ 52
Разложить на простые множители число 2940.
2940 кратно 2, 2940 : 2 = 1470;
1470 кратно 2, 1470 : 2 = 7354
735 не кратно 2, но кратно 3, 735 : 3 = 245;
245 не кратно 3, но кратно 5, 245 : 5 = 49;
49 не кратно 5, но кратно 7, 49 : 7 = 7;
7 кратно 7, 7 : 7 = 1.
2940 = 2∙2∙3∙5∙7∙7 = 22∙3∙5∙72
2940│ 2 1470│ 2 735│ 3
245│ 5
49│ 7
7│ 7
1│
Самостоятельная работа
Укажите все простые числа, которые удовлетворяют данному неравенству:
а) 11х19;б)23х37.
Среди данных чисел указать составные:
а) 47; 63; 71; 101.б) 29; 61; 72; 103.
Разложить числа на простые множители:
а) 14; 765б) 15; 324
Разложением какого числа на простые множители является произведение:
а) 2∙ 32;б) 23∙ 5?
Чему равно частное от деления:
а) числа 3∙5∙5∙13∙17∙19 на число 3∙13∙19;
б)числа 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 23 ∙ 37 на число 2 ∙ 3 ∙ 37
Цель:
формирование понятий “наибольший общий делитель”, “взаимно простые числа”, ознакомление с алгоритмом поиска НОД;
развитие памяти, внимания, умения самостоятельно решать задания ;
Выпишем наименьшие степени общих делителей 2 и 3 и перемножим их:
НОД = 22 · 3 = 12 .
Найти НОД (585; 616).
Решение.Разложим данные числа на простые множители:585|5616|2117|3308|239|3154|213|1377|71|11|111|585 = 5∙ 32∙ 13616 = 23∙ 7 ∙ 11
Числа 585 и 616 не имеют общих делителей. Их наибольший общий делитель равен 1.
НОД (585; 616) = 1.
Если наибольший общий делитель нескольких натуральных чисел равен 1, то их называют взаимно простыми.
Любые два (три, …) простых числа являются взаимно простыми.
НОД (17; 43) = 1,
НОД (101; 919) = 1.
Даны разложения двух чисел на простые множители.Найдите наибольший общий делитель этих чисел (устно).
1) a= 2 · 3 ·5·7 и b=3·5·7·11
2) a=2·3·11 и b=2·2·3·5
3) a= 3 · 5 ·7·19 и b=5·7·3·3·19
Решите задачу.
Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок было в каждом подарке?
Найдите НОД данных чисел, разложив их на предварительно на простые множители:
а) 72 и 120; 792 и 1188;б) 42 и 105; 588 и 252.
Среди приведенных пар чисел выберите пары взаимно простых чисел:
а) 14 и 21;б) 54 и 65;в) 42 и 55;
г) 14 и 70;д) 28 и 39;е) 63 и 42.
а) Для учащихся первого класса приготовили одинаковые подарки. Во всех подарках вместе 320 орехов, 120 шоколадок и 280 конфет. Сколько учеников в классе, если их больше 30?
б) Из 156 чайных, 390 красных и 234 белых роз составили букеты, причем в каждом из них роз одного цвета поровну. Сколько составили букетов, если их больше 50?
Цель:
формирование понятий “наименьшее общее кратное”, ознакомление алгоритма поиска НОК;
развитие памяти, внимания, умения самостоятельно решать задания ;
прививать позновательный интерес к математике.
Найти несколько общих кратных для чисел 9, 18, 45.
Найдите наименьшее общее кратное данных чисел, разложив предварительно на простые множители:
а) 320 и 720;б) 252 и 840.
а) Экскурсантов можно рассадить в лодки по 8 или 12 человек в каждую. В любом случае свободных мест не останется. Сколько было экскурсантов, если их больше 80, но меньше 100?
б) Привезенные на рынок арбузы можно распределить на груды по 10 или 12 арбузов без остатка. Сколько арбузов привезли на рынок, если их больше 300, но меньше 400?
Контрольная работа на тему «Делимость чисел»
Вариант № 1
(2б). Какие из чисел 121, 613, 546, 12345 делятся на 3?
(3б). Даны числа 15897, 39456, 62173, 71835.
Выписать те, которые делятся: а) на 5; , б) на 2 и на 3 одновременно.
(3б). Какие простые числа являются решением неравенства 42
(4б). Два теплохода одновременно вышли из порта. Рейс одного из них длится 12 дней, а второго – 15 дней. Через сколько дней они снова встретятся в порту?
Вариант № 2
(2б). Какие из чисел 129, 98, 27, 14508 делятся на 9?
(3б). Даны числа 14893, 46382, 53280, 61545.
Выписать те, которые делятся: а) на 2; , б) на 3 и на 5 одновременно.
(3б). Какие простые числа являются решением неравенства 9
(4б). От остановки разными маршрутами одновременно отправляются два трамвая. Рейс одного из них длится 40 минут, а второго – 50 минут. Через какое время они снова встретятся на остановки?
Литература
Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по математике в 6 классах./Федченко Л.Я., Литвиненко Г.Н.-Д.: ИППО, 2004.
Сборник заданий для экзамена и контрольных работ по математике в 5-6 классах./Федченко Л.Я., Тесленко В.В.-Д.: ИППО, 2000.