kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация мастер-класс по теме«Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  ммммм     «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класс по теме«Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики»»

мастер-класс Иванова Татьяна Владимировна учитель математики МАОУ «Школа № 17 г. Белогорск»

мастер-класс

Иванова

Татьяна Владимировна

учитель математики

МАОУ «Школа № 17 г. Белогорск»

«Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы» Герберт Спенсер

«Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

Герберт Спенсер

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Целями проблемного обучения являются:  усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания; формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;

Целями проблемного обучения являются:

  • усвоение результатов научного познания,

а также овладение способами познания;

  • формирование и развитие интеллектуальной,

мотивационной сфер школьника;

  • - развитие индивидуальных способностей учащихся.
Три вида проблемного обучения:  проблемное изложение знаний.  привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

Три вида проблемного обучения:

  • проблемное изложение знаний.
  • привлечение учащихся к поиску

на отдельных этапах изложения знаний.

  • исследовательский метод.
Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру: Деятельность учителя : Деятельность ученика создает проблемную ситуацию организует размышление над проблемой и ее формулировкой организует поиск гипотезы организует проверку гипотезы организует обобщение результатов и применение полученных знаний осознают противоречия формирует проблему выдвигают гипотезы, объясняющие явления проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач анализируют результаты, делают выводы. применяют полученные  знания

Учебный процесс в условиях проблемного

обучения имеет следующую структуру:

Деятельность учителя :

Деятельность ученика

  • создает проблемную ситуацию
  • организует размышление над проблемой и ее формулировкой
  • организует поиск гипотезы
  • организует проверку гипотезы
  • организует обобщение результатов и применение полученных знаний
  • осознают противоречия
  • формирует проблему
  • выдвигают гипотезы, объясняющие явления
  • проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
  • анализируют результаты, делают выводы.
  • применяют полученные

знания

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку:  проблемная ситуация   проблема   поиск способов ее решения   решение проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной

ситуации выстроена в следующую цепочку:

проблемная ситуация

проблема

поиск способов ее решения

решение проблемы.

Проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и  возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации бывают двух типов:

возникшие с удивлением и

возникшие с затруднением.

Тип проблемной ситуации Тип противоречия С удивлением Приемы создания проблемной ситуации Между двумя (или более) фактами. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием. Между житейским представлением учеников и научным фактом. Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием.

Между житейским представлением учеников и научным фактом.

Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой».

Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее. Доказать, что задание учениками не выполнено.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее.

Доказать, что задание учениками не выполнено.

- Вычислить: Подвести обучающихся к противоречию и предложить  им самим найти способ его разрешения. 5 класс. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел » Возможные варианты ответа:

- Вычислить:

Подвести обучающихся к противоречию и предложить

им самим найти способ его разрешения.

5 класс. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел »

Возможные варианты ответа:

Разрешение противоречий через практическую деятельность.   7 класс. Темы: « Построение треугольника по трем элементам »  « Неравенство треугольника » , «Сумма углов треугольника»

Разрешение противоречий через практическую

деятельность.

7 класс. Темы: « Построение треугольника по трем элементам »

« Неравенство треугольника » ,

«Сумма углов треугольника»

Побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 5 класс. Тема: « Упрощение выражений » Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю, используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство, которое применяется в каждом примере: А) 27+174+73; Б) 50∙19∙2; В) 64+(79+36); Г) 135∙12+8∙135.

Побуждение делать сравнения, обобщения,

выводы из ситуации, сопоставлять факты.

5 класс. Тема: « Упрощение выражений »

Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю,

используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство,

которое применяется в каждом примере:

А) 27+174+73;

Б) 50∙19∙2;

В) 64+(79+36);

Г) 135∙12+8∙135.

Постановка проблемных задач (например, с недостаточными  или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными;  с заведомо допущенными ошибками)

Постановка проблемных задач (например, с недостаточными

или избыточными исходными данными;

с неопределенностью в постановке вопроса;

с противоречивыми данными;

с заведомо допущенными ошибками)

А ну-ка, угадай! Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей!  КАКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДВИЖЕНИЕ? Транспорт

А ну-ка, угадай!

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

КАКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДВИЖЕНИЕ?

Транспорт

Решите задачу     Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?     Сколько решений  может иметь задача?  Составь схемы.

Решите задачу

Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?

Сколько решений может иметь задача? Составь схемы.

«Обманные задачи»:

«Обманные задачи»:

  • 1. Постройте прямоугольник со сторонами 2, 3 и 5 см. 2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. 3. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника. 4. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника. 5. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
«Обманные задачи»: 7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной». Решаю быстро уравнение: (5Х+ 8) х 2 – 3 = 19 10Х + 16 – 3 = 19 10Х = 19 – 16 – 3 10Х = 0 Х = 0 Естественно при проверке ответ не сходится

«Обманные задачи»:

7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».

Решаю быстро уравнение:

(5Х+ 8) х 2 – 3 = 19

10Х + 16 – 3 = 19

10Х = 19 – 16 – 3

10Х = 0

Х = 0

Естественно при проверке ответ не сходится

Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника» Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей. Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью

5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»

  • Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность .
  • Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Иванова Татьяна Владимировна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства