Презентация мастер-класс по теме«Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики»
Презентация мастер-класс по теме«Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики»
ммммм «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»
У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класс по теме«Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики»»
мастер-класс
Иванова
Татьяна Владимировна
учитель математики
МАОУ «Школа № 17 г. Белогорск»
«Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»
Герберт Спенсер
У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Целями проблемного обучения являются:
усвоение результатов научного познания,
а также овладение способами познания;
формирование и развитие интеллектуальной,
мотивационной сфер школьника;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
Три вида проблемного обучения:
проблемное изложение знаний.
привлечение учащихся к поиску
на отдельных этапах изложения знаний.
исследовательский метод.
Учебный процесс в условиях проблемного
обучения имеет следующую структуру:
Деятельность учителя:
Деятельность ученика
создает проблемную ситуацию
организует размышление над проблемой и ее формулировкой
организует поиск гипотезы
организует проверку гипотезы
организует обобщение результатов и применение полученных знаний
осознают противоречия
формирует проблему
выдвигают гипотезы, объясняющие явления
проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
анализируют результаты, делают выводы.
применяют полученные
знания
Познавательная деятельность в условиях проблемной
ситуации выстроена в следующую цепочку:
проблемная ситуация
проблема
поиск способов ее решения
решение проблемы.
Проблемные ситуации бывают двух типов:
возникшие с удивлением и
возникшие с затруднением.
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
С удивлением
Приемы создания проблемной ситуации
Между двумя (или более) фактами.
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием.
Между житейским представлением учеников и научным фактом.
Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой».
Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.
С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Дать практическое задание, сходное с предыдущим.
Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее.
Доказать, что задание учениками не выполнено.
- Вычислить:
Подвести обучающихся к противоречию и предложить
им самим найти способ его разрешения.
5 класс. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел »
Возможные варианты ответа:
Разрешение противоречий через практическую
деятельность.
7 класс. Темы: « Построение треугольника по трем элементам »
« Неравенство треугольника » ,
«Сумма углов треугольника»
Побуждение делать сравнения, обобщения,
выводы из ситуации, сопоставлять факты.
5 класс. Тема: « Упрощение выражений »
Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю,
используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство,
которое применяется в каждом примере:
А) 27+174+73;
Б) 50∙19∙2;
В) 64+(79+36);
Г) 135∙12+8∙135.
Постановка проблемных задач (например, с недостаточными
или избыточными исходными данными;
с неопределенностью в постановке вопроса;
с противоречивыми данными;
с заведомо допущенными ошибками)
А ну-ка, угадай!
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
КАКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДВИЖЕНИЕ?
Транспорт
Решите задачу
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми50км. Скорость первого лыжника7км/ч, а скорость второго –8км/ч. Чему равно расстояние между ними через2часа?
Сколько решенийможет иметь задача?Составь схемы.
«Обманные задачи»:
1. Постройте прямоугольник со сторонами 2, 3 и 5 см. 2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. 3. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника. 4. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника. 5. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
«Обманные задачи»:
7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
(5Х+ 8) х 2 – 3 = 19
10Х + 16 – 3 = 19
10Х = 19 – 16 – 3
10Х = 0
Х = 0
Естественно при проверке ответ не сходится
Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью
5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность .
Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.