В презентации содержится материал для изучения свойств показательной функции, межпредметные связи,способы решения показательных уравнений и неравенств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Функция- одно из основных математических и общенаучных понятий. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира.Идея функциональной зависимости восходит к древности. Ее содержание обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах действий над числами. В первых формулах для нахождения площади и объема тех или иных фигур.
Функция- это основной математический инструмент для изучения связей, зависимостей между различными величинами. Чем большим запасом функций мы располагаем, тем шире и богаче наши возможности математического описания окружающего мира. С примерами быстро растущих функций человек столкнулся очень давно. Однако лишь с конца17 в. стали систематически рассматриваться зависимости типау = сּgx, в которых переменная x принимает не только целые значения.
19.01.17
0 , a 1), называется показательной функцией с основанием а 19.01.17 Запишите в тетрадь" width="640"
Определение показательной функции
Функция, заданная формулойу=аx(гдеа0, a1), называетсяпоказательной функцией с основаниема
19.01.17
Запишите в тетрадь
0? При а выражение (-7) ½ . Почему а≠1? 1̽ = 1 при любом х. Почему а ≠ 0? 0̽ = 0, 0° не имеет смысла. Запишите в тетрадь 19.01.17" width="640"
Отработка определения.
Почему а0?
При а
выражение (-7)½.
Почему а≠1?
1̽ = 1 при любом х.
Почему а ≠ 0?
0̽ = 0, 0° не имеет смысла.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Свойства функции
Схема:
Область определения функции
Область значений функции
Четность или нечётность функции
Нули функции
Промежутки знакопостоянства функции
Монотонность функции
Экстремумы
Ограниченность функции
Непрерывность
19.01.17
1 ,и убывающей ,если 0 Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения Непрерывна Если а1 ,то функция выпукла вниз Запишите в тетрадь 19.01.17" width="640"
Свойства показательной функции
Область определения:множество всех действительных чисел, D (y)=R
Область значений:множество всех положительных чисел, E (y)=R+
Функция ни четная, ни нечетная
Нулей функции нет
Не ограничена сверху, ограничена снизу
Показательная функцияу=ахявляетсявозрастающейна множестве всех действительных чисел,еслиа1,иубывающей,если0
Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения
Непрерывна
Если а1 ,то функция выпукла вниз
Запишите в тетрадь
19.01.17
Применение показательной функции
природе
экономике
физике
производстве
Запишите в тетрадь
19.01.17
Рост и размножение бактерий
Рост бактериальной клетки — это увеличение объема одной особи между двумя делениями. Молодая клетка увеличивается, удлиняется. Когда она достигает определенной длины, то образуется перегородка перпендикулярно ее длине. Перегородка расщепляется надвое, и получаются две дочерние клетки , чаще одинакового размера. При благоприятных условиях деление клеток совершается очень быстро, через каждые 20—30 минут, у термофилов, даже через 5 минут, у кислотоупорных гораздо медленнее, 1мор у туберкулезной палочки через 19 часов. Микобактерии размножаются не только делением, но и почкованием. Теоретически рассуждая бактерии могут размножаться беспредельно. Так, подсчитано, что при делении одной клетки через каждые 20 минут за 24 часа получилось бы 72 генерации и образовалось бы 472 • 1019 клеток. Если считать, что один миллиард клеток весит 1 мг, то 472ּ1019 клеток будут весить 4720 тонн. Через несколько дней микробные клетки заполнили бы все моря и океаны на Земле. Но этого не происходит, так как в природе нет соответствующих условий. Большая скорость размножения бактерий содействует сохранению их на Земле, так как у многих из них отсутствуют особые защитные приспособления, что могло бы привести их к быстрому вымиранию
Запишите в тетрадь
19.01.17
Биология
В питательной среде бактерия кишечной палочки делится каждую минуту. Понятно, что общее число бактерий за каждую минуту удваивается. Если в начале процесса была одна бактерия, то через х минут их число (N) станет равной 2х, т.е.N(х) = 2х
Запишите в тетрадь
19.01.17
Задача
Примером быстрого размножения бактерий является процесс изготовления дрожжей, при котором по мере их роста производится соответствующая добавка перерабатываемой сахаристой массы. Увеличение массы дрожжей выражается показательной функцией:
где первоначальная масса дрожжей,
t– время дрожжевания в часах,
m– масса дрожжей в процессе дрожжевания.
Вычислим m, если 10 кг и t = 9 ч.
Решение. Вычислим массу дрожжей в процессе дрожжевания:
Ответ: масса полученных дрожжей:
Запишите в тетрадь
19.01.17
Легенда
В древней легенде об изобретателе шахмат говорится, что он потребовал за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, а за каждую следующую — вдвое больше, чем за предыдущую. Человеку трудно представить себе порядок величины 2664-1 (общее число зерен, плату за изобретение шахмат). Если грубо заменить
210= 1024 на 103, то 264= 24.260=16.1018=1,6.1019. Достаточно сказать, что расстояние от Земли до Солнца в миллиметрах приблизительно равно 1,5ּ1014, так что, считая диаметр зерна за 1 мм, можно этим зерном 100 тысяч раз уложить путь до Солнца.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Формула сложного процентного роста
p - % годовых
S - внесенная сумма
Sn- сумма, которая будет на счёте через n лет
Запишите в тетрадь
19.01.17
Экономика
Подсчитаем, сколько денег получит вкладчик, скажем, через 3 года, если он положил на счёт в банк 1500 р. И ни разу не будет брать деньги со счёта, а тем временем сумма будет ежегодно увеличиваться на 10%:
10% от этой суммы составляют 0,1 *1500 = 150р
через год на счёте будет
1500 + 150 = 1650 р.
10% от новой суммы составляют 0,1 * 1650 = 165 р.,
через два года на счёте будет
1650 + 165 = 1815 р.
10% от новой суммы составляют 0,1 * 1815 = 181,5 р.,
через три года на счёте будет
1815 + 181,5 = 1996,5 р.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Физика
Все, наверное, замечали, что если снять кипящий чайник с огня, то сначала он быстро остывает, а потом остывание идет гораздо медленнее. Дело в том, что скорость остывания пропорциональна разности между температурой чайника и температурой окружающей среды. Чем меньше становится эта разность, тем медленнее остывает чайник. Если сначала температура чайника равнялась То, а температура воздуха T 1 , то через t секунд температура Т чайника выразится формулой:
T=(T 1 -T 0 )e -kt +T 1 ,
где k - число, зависящее от формы чайника, материала, из которого он сделан, и количества воды, которое в нем находится.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Закон радиоактивного распада
Распад большого количества ядер любого радиоактивного изотопа подчиняется одному закону, который может быть выражен в следующей математической форме:
N=N 0 . 2
Это уравнение носит название закона радиоактивного распада. В нем N 0 означает начальное количество радиоактивных ядер в момент времени, с которого начинаются наблюдения ( t=0 ). Число ядер, не испытавших распада до некоторого произвольного момента времени t , обозначено N. Символом Tобозначена постоянная величина, зависящая от типа радиоактивного изотопа. Эта постоянная называется периодом полураспада. Через промежуток времени, равный периоду полураспада ( t=T ), исходное количество радиоактивных ядер убывает вдвое. На рисунке по оси ординат отложено количество радиоактивных ядер в момент времени t , время отсчитывается по оси абсцисс.
N
Явление радиоактивного распада используется для определения возраста археологических находок, например, определен примерный возраст Земли, около 5,5 млрд. лет, для поддержания эталона времени.
O
t
T
2T
19.01.17
Запишите в тетрадь
Задача:
Период полураспада плутония равен 140 суткам. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса равна 8г ?
m = ?
Ответ: 1,13•10-7(г).
Запишите в тетрадь
19.01.17
В производстве
Численность популяции составляет 5 тыс. особей. За последнее время в силу разных причин (браконьерство, сокращение ареалов обитания) она ежегодно сокращалась на 8%. Через сколько лет (если не будут предприняты меры по спасению данного вида и сохранятся темпы его сокращения) численность животных достигнет предела – 2 тыс. особей, за которым начнётся вымирание этого вида?
Решение.Применим для вычисления времени формулу сложных процентов:
где
2 тыс. – численность животных по истечению искомого времени;
5 тыс. – численность животных в начальный момент времени;
p = 8 - % сокращения численности животных.
Предварительно разделив обе части уравнения на 1000, получим:
лет.
Ответ: приблизительно через 11 лет.
19.01.17
Запишите в тетрадь
В производстве
Лесной участок содержит 6500 м3 древесины.
Сколько будет древесины на этом участке через 10
лет, если ежегодный прирост леса составляет в
среднем 2% ?
Найдем, сколько древесины будет в лесу через 10
лет по формуле сложных процентов:
S – результат;
A – исходное кол-во товара;
p – процент увеличения;
n – кол-во лет.
S = A· (1 + p/100)n
S = 6500· (1 +2/100)10≈ 7923,46 м3
Запишите в тетрадь
19.01.17
0,a≠1,b0 . Если a x =a c , то x=c является решением этого уравнения, его корнем. Если a x =b , то x=log a b - корень этого уравнения. Запишите в тетрадь 19.01.17" width="640"
Показательные уравнения
Показательным называется уравнение, содержащее переменную в показателе степени.
Простейшимипоказательнымиуравнениями являются уравнения вида:
ax=acиax=b,a0,a≠1,b0.
Еслиax=ac,тоx=cявляется решением этого уравнения, его корнем.
Еслиax=b, тоx=logab- корень этого уравнения.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Методы решения уравнений
Методы
Аналитический
Графический
Приведение степеней
к одному основанию
Вынесение общего
множителя за скобки
Замена переменной
Почленноеделение
Метод группировки
Запишите в тетрадь
19.01.17
Приведение степеней к одному основанию
а)
Решение.
5 –x =5 2 ,
-x=2,
x=-2.
Ответ: -2.
б)
Решение.
x=4.
Ответ: 4.
в) 2 . 4 x =64.
Решение.
2 . 2 2x =2 6 ,
2 2x+1 =2 6 ,
2x+1=6,
2x=5,
x=2,5.
Ответ: 2,5.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Вынесение общего множителя за скобки
Запишите в тетрадь
19.01.17
Замена переменной
9x-4.3x+3=0.
Решение.
9x-4.3x+3=0,
32x-4.3x+3=0,
Уравнение квадратное оносительно 3x=y.
Имеем уравнение y2-4y+3=0.
Корни y1=1; y2=3.
Перейдем к переменной x.
При y1=1 имеем 3x=1, 3x=30,x1=0,
при y2=3 имеем 3x=3, x2=1.
Ответ: 0; 1.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Почленное деление
5 x = 8 x .
Решение.
Разделим обе части у равнения на 8 x
0
x=0.
Ответ: 0.
Запишите в тетрадь
19.01.17
Метод группировки
Запишите в тетрадь
19.01.17
Графический способ
Решить графически уравнение:
2-x=3x+10.
Решение.
Пусть y=2-xили y=-убывающая функция,
(0;1) – точка пересечения с осью Oy.
y=3x+10- прямая.
Построим график данной функции и прямой.
x =-2-абсцисса точки пересечения.
Ответ: -2.
19.01.17
Запишите в тетрадь
Графический способ
2)
Решение.
Пусть y=
или y=3x-возрастающая функция, (0;1)- точка пересечения с осью Oy,
y=2x+5-прямая. Построим график данной функции и прямой.
x=2- абсцисса точки пересечения.
19.01.17
Ответ: 2.
Запишите в тетрадь
Графический способ
3)2x=3-2x-x2.
Решение.
Построим графики функций y=2xи y=3-2x-x2.
Функция y=2x-возрастающая показательная функция. График этой функции пересекает ось Oy в точке (0;1).
Функция y=3-2x-x2-парабола, ветвями направлена вниз.
(-3;0) и (1;0)-точки пересечения графика функции с осью Ox.
(-1;4)- координаты вершины параболы. Абсциссы точек А и В являются корнями данного уравнения:x1≈ -2,6, x2≈0,6.
19.01.17
Запишите в тетрадь
Графический способ
4)3-x=
Решение.
Построим графики функций
при
- корень данного уравнения.
Абсцисса точки пересечения этих графиков x=
Запишите в тетрадь
19.01.17
a c и a x b,a0,a≠1,b0. Если Если Запишите в тетрадь 19.01.17" width="640"
revolution.allbest.ru › Педагогика › 00181238_0.html
musoch50.narod.ru › otkr_uroki/morojoba_2.doc
lawrencenko.ru › files/calc1-l13-lawrencenko.pdf
mathem.by.ru › kompl6.html
sh10-borisov.narod.ru › urok/matem8.pdf
zavuch.info › component/mtree/tochnie/algebra/…
19.01.17
Литература
Н.Я. Виленкин «Алгебра и математический анализ для 11 класса»,М., «Просвещение», 1990 г.
Севрюков П.Ф. Тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства: учебное пособие. Изд. 2 доп./П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков.-М.: Илекса;Народное образование;Ставрополь:Сервисшкола,2010.-396с.-(Серия «Изучение сложных тем школьного курса математики»).
А.Н. Колмогоров «Алгебра и начала анализа, 10–11», М., «Просвещение», 2001 г.
Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа. 10–11 класс», М., «Мнемозина», 2001г.
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Сидоров Ю.В, «Алгебра и начала анализа», учебник для 10–11 классов общеобразовательных, Просвещение 2003г.
Р.А. Погосьян «Алгебра и начала анализа. 10 кл.».-Ростов н/Д.:Изд-во «Феникс», 1996г.