kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разложение многочленов на линейные множители. Теорема Виета для приведённого многочлена n-й степени (технологические находки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы заключается в необходимости понимать, как действует метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители. Данный материал раскрывает:

•исследование и выявление новых методов разложения многочленов n-й степени на линейные множители,

•решение приведённых уравнений n-й степени,

•совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности и познания процесса изменения величин,

•воспитание чувства гордости за науку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разложение многочленов на линейные множители. Теорема Виета для приведённого многочлена n-й степени (технологические находки).»

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ   Выполнила: Д. Оралбаева, ученица 11 класса Руководитель: О.Ф. Пономарёва, учитель математики высшей квалификационной категории МКОУ  Кумылженская СШ № 1 имени Знаменского А.Д. Кумылженского района Волгоградской области

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ

Выполнила: Д. Оралбаева, ученица 11 класса

Руководитель: О.Ф. Пономарёва, учитель математики высшей квалификационной категории

МКОУ Кумылженская СШ № 1 имени Знаменского А.Д.

Кумылженского района Волгоградской области

Математика ─ наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Без современной математики с её развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности.

Математика ─ наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

Без современной математики с её развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности.

Актуальность: заключается в необходимости понимать, как действует метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители.

Актуальность:

заключается в необходимости понимать, как действует метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители.

Проблема:  насколько разнообразны способы разложения многочленов n-й степени на линейные множители?

Проблема:

насколько разнообразны способы разложения многочленов n-й степени на линейные множители?

Цели:

Цели:

  • исследование и выявление новых методов разложения многочленов n-й степени на линейные множители,
  • решение приведённых уравнений n-й степени,
  • совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности и познания процесса изменения величин,
  • воспитание чувства гордости за науку.
Задачи проекта:

Задачи проекта:

  • развитие интереса к исследовательско-познавательной деятельности, популяризация знаний;
  • раскрытие творческого потенциала;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование управленческих умений (умения понимать поставленную задачу, понимать последовательность действий для выполнения поставленной задачи, планировать свою работу);
  • формирование социального опыта (навыков организации, осуществление сотрудничества в процессе совместной работы, воспитание ответственности за порученное дело).
Методы:

Методы:

  • поисково-исследовательский метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в Интернет-ресурсах;
  • анализ данных, полученных в ходе исследования.
Вспомним определение и свойства приведённого квадратного трёхчлена:   приведённый квадратный трёхчлен: Р(х) = х 2 + pх + q, где х ― переменная, p и q ― некоторые числа;

Вспомним определение и свойства приведённого квадратного трёхчлена:

  • приведённый квадратный трёхчлен:

Р(х) = х 2 + pх + q,

где х ― переменная, p и q ― некоторые числа;

  • разложим квадратный трёхчлен на множители: х 2 + pх + q = (х — х 1 ) (х — х 2 ), где х 1 , х 2 корни приведённого квадратного трёхчлена .
Задание 1. Составить квадратный трёхчлен по его корням х 1 = 3; х 2 = 5 .   Решение. На основании свойства приведённого квадратного трёхчлена, имеем: х 1 = 3; х 2 = 5, то (х — 3) (х — 5) = х 2 — 8х + 15. Ответ: х 2 — 8х + 15.

Задание 1. Составить квадратный трёхчлен по его корням х 1 = 3; х 2 = 5 .

Решение.

На основании свойства приведённого квадратного трёхчлена, имеем:

х 1 = 3; х 2 = 5, то (х — 3) (х — 5) = х 2 — 8х + 15.

Ответ: х 2 — 8х + 15.

Задание 2. Решить уравнение  х 2 — 5 х + 6 = 0.   Решение. х 2 — 5 х + 6 = 0, х 1 = 2; х 2 = 3, так как — (х 1 + х 2 )  = — 5, х 1 • х 2 = 6.  Ответ: х 1 = 2; х 2 = 3.

Задание 2. Решить уравнение х 2 — 5 х + 6 = 0.

Решение.

х 2 — 5 х + 6 = 0, х 1 = 2; х 2 = 3,

так как — (х 1 + х 2 ) = — 5, х 1 • х 2 = 6.

Ответ: х 1 = 2; х 2 = 3.

«Справедливы ли эти свойства для произвольного многочлена n-й степени?»

«Справедливы ли эти свойства для произвольного многочлена n-й степени?»

  • Если х 1 , х 2 , х 3 ,..., х n корни приведённого многочлена Р(х) степени n, то Р(х) = (х — х 1 ) (х — х 2 )... (х — х n ).
Задание 3.  Составить приведённый многочлен Р(х) 3-й степени,  если х 1 = 1, х 2 = 2, х 3 = ―1.   Решение. Так как Р(х) = (х — х 1 ) (х — х 2 )... (х — х n ), где х 1 , х 2 , х 3 ,…, х n — корни приведённого многочлена Р(х) степени n, то Р(х)= (х — 1  ) (х — 2  ) (х + 1  ). Произведя раскрытие скобок, имеем: Р(х) = х 3 — 2 х 2 — х + 2.  Ответ: х 3 — 2 х 2 — х + 2.

Задание 3. Составить приведённый многочлен Р(х) 3-й степени, если х 1 = 1, х 2 = 2, х 3 = ―1.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х 1 ) (х — х 2 )... (х — х n ),

где х 1 , х 2 , х 3 ,…, х n — корни приведённого

многочлена Р(х) степени n,

то Р(х)= (х — 1 ) (х — 2 ) (х + 1 ).

Произведя раскрытие скобок, имеем:

Р(х) = х 3 — 2 х 2 — х + 2.

Ответ: х 3 — 2 х 2 — х + 2.

Задание 4.  Составить приведённый многочлен Р(х) 4-й степени, если  х 1 = х 2 = √2, х 3 = х 4 = ―√2.   Решение. Так как Р(х) = (х — х 1 ) (х — х 2 )... (х — х n ), где х 1 , х 2 , х 3 ,…, х n — корни приведённого многочлена Р(х) степени n, то Р(х)= (х —  √2) (х — √2) (х + √2) (х + √2). Используя формулу сокращённого умножения (а 2 — в 2 ) =(а — в) (а + в), имеем: Р(х) = (х 2 — 2) 2 , Р(х) = х 4 — 4 х 2 + 4.  Ответ: х 4 — 4 х 2 + 4.

Задание 4. Составить приведённый многочлен Р(х) 4-й степени, если х 1 = х 2 = √2, х 3 = х 4 = ―√2.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х 1 ) (х — х 2 )... (х — х n ),

где х 1 , х 2 , х 3 ,…, х n — корни приведённого

многочлена Р(х) степени n, то

Р(х)= (х — √2) (х — √2) (х + √2) (х + √2).

Используя формулу сокращённого умножения

2 — в 2 ) =(а — в) (а + в), имеем:

Р(х) = (х 2 — 2) 2 , Р(х) = х 4 — 4 х 2 + 4.

Ответ: х 4 — 4 х 2 + 4.

Вывод соотношений между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.   Если многочлен х 3 + pх 2 + qx + r имеет корни х 1 , х 2 , х 3 , то верны равенства: р = ― (х 1 + х 2 + х 3 ),  q = x 1 х 2 + х 2 х 3 + х 1 х 3 , r = ― х 1 х 2 х 3 .  Если многочлен х 4 + pх 3 + qx 2 + rх + s имеет корни х 1 , х 2 , х 3 , х 4 , то верны равенства:  р = ― (х 1 + х 2 + х 3 + х 4 ),   q = x 1 х 2 + x 1 х 3 + x 1 х 4 + х 2 х 3 + х 2 х 4 +х 3 х 4 ,  r = ― (х 1 х 2 х 3 + х 1 х 2 х 4 + х 2 х 3 х 4 ), s = х 1 х 2 х 3 х 4 .

Вывод соотношений между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.

  • Если многочлен х 3 + pх 2 + qx + r имеет корни х 1 , х 2 , х 3 , то верны равенства: р = ― (х 1 + х 2 + х 3 ), q = x 1 х 2 + х 2 х 3 + х 1 х 3 , r = ― х 1 х 2 х 3 .
  • Если многочлен х 4 + pх 3 + qx 2 + rх + s имеет корни х 1 , х 2 , х 3 , х 4 , то верны равенства:

р = ― (х 1 + х 2 + х 3 + х 4 ),

q = x 1 х 2 + x 1 х 3 + x 1 х 4 + х 2 х 3 + х 2 х 4 3 х 4 ,

r = ― (х 1 х 2 х 3 + х 1 х 2 х 4 + х 2 х 3 х 4 ), s = х 1 х 2 х 3 х 4 .

Задание 5.  Числа х 1 , х 2 , х 3 ― корни многочлена D(х) = 3х 3 + 5х 2 + х + 4.  Определить: 1) х 1 + х 2 + х 3 ; 2) х 1 х 2 х 3 ; 3) 1/ х 1 + 1/х 2 + 1/х 3 .   Решение. Так как D(х) = 3х 3 + 5х 2 + х + 4, то Р(х) = х 3 + 5/3 • х 2 + 1/3 • х + 4/3, где х 1 , х 2 , х 3 — корни приведённого многочлена Р(х) степени 3-й.

Задание 5. Числа х 1 , х 2 , х 3 ― корни многочлена D(х) = 3х 3 + 5х 2 + х + 4. Определить: 1) х 1 + х 2 + х 3 ; 2) х 1 х 2 х 3 ; 3) 1/ х 1 + 1/х 2 + 1/х 3 .

Решение.

Так как D(х) = 3х 3 + 5х 2 + х + 4, то Р(х) = х 3 +

5/3 • х 2 + 1/3 • х + 4/3,

где х 1 , х 2 , х 3 — корни приведённого

многочлена Р(х) степени 3-й.

х 1 + х 2 + х 3 = — р, то 1) х 1 + х 2 + х 3 = — 5/3. Используя r = ― х 1 х 2 х 3 , имеем: 2) х 1 х 2 х 3 = ―  4/3. 3) Преобразуем: 1/ х 1 + 1/х 2 + 1/х 3 = х 2 х 3 : (х 1 х 2 х 3 ) + х 1 х 3 : (х 1 х 2 х 3 ) + х 1 х 2 : (х 1 х 2 х 3 )  = (х 1 х 2 + х 1 х 3 + х 2 х 3 ) : (х 1 х 2 х 3 ) = 1/3 : (― 4/3) = ― 1/4.  Ответ: — 5/3; ― 4/3; ― 1/4.

х 1 + х 2 + х 3 = — р, то 1) х 1 + х 2 + х 3 = — 5/3.

Используя r = ― х 1 х 2 х 3 , имеем: 2) х 1 х 2 х 3 = ―

4/3.

3) Преобразуем: 1/ х 1 + 1/х 2 + 1/х 3 =

х 2 х 3 : (х 1 х 2 х 3 ) + х 1 х 3 : (х 1 х 2 х 3 ) + х 1 х 2 : (х 1 х 2 х 3 ) = (х 1 х 2 + х 1 х 3 + х 2 х 3 ) : (х 1 х 2 х 3 ) =

1/3 : (― 4/3) = ― 1/4.

Ответ: — 5/3; ― 4/3; ― 1/4.

Задание 6. Решить уравнение  х 3 — 5 х 2 — х + 21 = 0.    Решение. х 3 — 5 х 2 — х + 21 = 0, Так как х 1 + х 2 + х 3 = 5; x 1 х 2 + х 2 х 3 + х 1 х 3 = — 1; х 1 х 2 х 3 = — 21. Решая систему из трёх уравнений с тремя неизвестными, отыскиваем корни данного уравнения: х 1 = 1 — 2√2; х 2 = 3; х 3 = 1 + 2√2. Ответ: х 1 = 1 — 2√2; х 2 = 3; х 3 = 1 + 2√2.

Задание 6. Решить уравнение х 3 — 5 х 2 — х + 21 = 0.

Решение.

х 3 — 5 х 2 — х + 21 = 0,

Так как х 1 + х 2 + х 3 = 5; x 1 х 2 + х 2 х 3 + х 1 х 3 = — 1;

х 1 х 2 х 3 = — 21.

Решая систему из трёх уравнений с тремя

неизвестными, отыскиваем корни данного

уравнения: х 1 = 1 — 2√2; х 2 = 3; х 3 = 1 + 2√2.

Ответ: х 1 = 1 — 2√2; х 2 = 3; х 3 = 1 + 2√2.

Результаты работы: апробация  созданного проекта на: внеурочной деятельности школьников профильных групп, элективных занятиях, на заседании МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ. Участие в международной научно-практической интернет конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2015».

Результаты работы:

апробация созданного проекта на:

  • внеурочной деятельности школьников профильных групп,
  • элективных занятиях,
  • на заседании МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ.

Участие в международной научно-практической интернет конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2015».

Вывод:   Отметим, что рассмотренный метод позволяет быстро определять корни приведённых уравнений n-й степени и уравнений общего вида n-й степени, производить разложение многочленов n-й степени на линейные множители.   Доступность, логичность материала может быть использовано для подготовки к различным типам исследований качества знаний учащихся.

Вывод:

Отметим, что рассмотренный метод позволяет быстро определять корни приведённых уравнений n-й степени и уравнений общего вида n-й степени, производить разложение многочленов n-й степени на линейные множители.

Доступность, логичность материала может быть использовано для подготовки к различным типам исследований качества знаний учащихся.

Литература:

Литература:

  • Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / под ред. А. Б. Жижченко.– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 368 с.
  • Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пономарёва Ольга Фёдоровна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства