Просмотр содержимого документа
«Развитие математического образования в МОУ «СОШ «ЛЦО» в свете реализации «Концепции развития математического образования в России»»
О Концепцииматематического образованияв России
Указ Президента РФ В. В. Путина № 599, от 7 мая 2012 г.
«О разработке Концепции развития математического образования в РФ»
ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И В РОССИИ
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни.
Изучение и преподавание математики играет системообразующую роль в образовательной системе.
Качественное математическое образование граждан существенным образом улучшает как их повседневную жизнь, так и экономический потенциал страны и ее обороноспособность.
И развитые страны (США, ЕС), и страны, совершающие рывок в технологическом развитии (КНР, Южная Корея, Индия), вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.
Проблемы современного математического образования
Система математического образования, сложившаяся в России, является прямым наследником советской системы, перенявшим как ее достоинства, так и серьезные недостатки. В процессе социальных изменений 1990-х годов обострились имевшиеся и накопились новые проблемы, которые можно условно разделить на следующие группы:
Низкая мотивация учащихся и студентов
Избыточное единство требований к результатам образования
Моральное старение содержания обучения
Отрыв вузовского образования от современной науки и общее падение их уровня
Стратегическая цель данной концепции –
не только восстановить былые позиции ,
но и выйти на качественно новый уровень в математическим образовании и математической науке, что позволило бы России занять одно из лидирующих мест в мировой науке, технологии, экономике.
Для этого математическоеобразование должно обеспечить:
Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе. Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи. Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны. Развитие математики, науки и культуры в целом. Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.
Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе.
Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи.
Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны.
Развитие математики, науки и культуры в целом.
Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.
На ступенях основного и среднего образования
необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
Первый уровень – знания, необходимые для успешной жизни в современном обществе;
Второй уровень – знания, необходимые для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
Третий уровень – знания, необходимые для подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.
Необходимо обеспечить каждому учащемуся , независимо от места и условий проживания, возможности достижения любого из уровней математического образования.
Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров. Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров. Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров.
Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ
Создание российских баз данных по результатам исследовательской деятельности в области математики и математического образования и на их основе разработка системы измерения эффективности исследовательской работы и преподавания.
Обеспечение дополнительного федерального финансирования образовательных программ мирового уровня на основании объективных независимых критериев и экспертных оценок, включающих, в том числе, уровень научных результатов магистров и аспирантов и публикационную активность преподавателей.
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ
Увеличение в структуре содержания доли таких разделов как «Геометрия», «Элементы статистики и теории вероятностей», «Логика».
Создание механизмов компенсирующего математического образования в виде поддержки школьников во внеурочное время, как в виде очных занятий, так и через сеть интернет-курсов.
Допускается отказ от полного дедуктивного построения общеобразовательных школьных программ по математике. Дедуктивный курс математики может лежать в основе обучения на высоком уровне.
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ
Для эффективной реализации программы уровневого обучения необходима создание системы мониторинга индивидуальных учебных траекторий обучающихся , начиная с первого года обучения. Создание государственной сертификации достижения уровней школьной математической подготовки
Система итоговой аттестации по математике должна оценивать достижение выбранного уровня математической подготовки.
Для учащихся, достигших выбранного уровня математической подготовки в основной школе и не претендующих на достижение следующего уровня, на ступени старшей школы должна быть предусмотрена возможность развивающего общекультурного обучения математике.
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ
Для учащихся, не достигших к окончанию основной школы, уровня математической подготовки, необходимого для успешной жизни в обществе, дальнейшее математическое образование на старшей ступени средней школы должно проводиться по компенсирующим программам, позволяющим достичь этого уровня и успешно подготовиться к выполнению сертификационных испытаний (?).
Вступительные требования к математической подготовке абитуриентов вузов должны быть приведены в соответствие с уровневой системой школьного математического образования.
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ
Никакое изменение содержания математического образования не должно сопровождаться сокращением объема интеллектуальной деятельности .
Необходимо усиление роли творческих заданий в образовательном процессе
Необходимо сохранять лучшие традиции российского математического образования и учительства , которые предписывают найти и раскрыть потенциал каждого учащегося, никогда не оставляя попыток разбудить в учащемся любопытство и вкус к знаниям.
Подготовка и переподготовка кадров:
Поддержка лидеров математического образования, осуществляющих высококачественную подготовку учащихся школ, а также ведущих активную методическую, просветительскую работу.
Создание качественно новой системы непрерывного повышения квалификации и методической поддержке учителей (?).
Работа по направленному поиску будущих учителей , повышение привлекательности учительской профессии для наиболее подготовленных студентов математических факультетов университетов и педагогических вузов.
Математическое просвещение, дополнительное образование и популяризация математики
Необходимы следующие меры:
государственная поддержка издания популярной математической и естественнонаучной литературы для детей и школьников разных возрастов, а также для взрослых;
создание и внедрение массовых популярных лекций по математике и её приложениям на телевидении и в Интернете, радиопрограмм с привлечением ведущих ученых и популяризаторов науки;
государственная поддержка энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов.
Комплексе индикаторов
Будут также использоваться международные оценки : результаты международных сравнительных исследований и олимпиад, показатели качества математического образования в вузах, используемые в международных рейтингах; индексы цитирования и международные премии, получаемые математиками.
Будут оцениваться отношение общества и отношение учащихся к математике, ее достижениям и приложениям, к математическому образованию, к профессиональной деятельности, для которой нужна математическая квалификация.
Нет детей, «неспособных к математике». Рекомендация ЮНЕСКО и Международного бюро по образованию говорит о «способности практически каждого человека к определенному уровню математической деятельности». Необходимо предусматривать возможности как для ранней профилизации, так и для гибкого изменения образовательного пути.
Планируемые результаты реализации предлагаемой концепции
Будет обеспечено право каждого гражданина России, независимо от возраста, на бесплатное математическое образование, учитывающее его индивидуальные профессиональные, интеллектуальные и культурные запросы.
Вузы будут готовить достаточное количество выпускников математической квалификации, необходимой для профессиональной деятельности. В частности, программы углубленного изучения предметов математического цикла в школах будут обеспечивать потребности вузов.
Планируемые результаты реализации предлагаемой концепции
Новое поколение учителей математики будет формироваться из студентов университетов, педагогических и иных вузов, которые сознательно выбрали для себя будущую профессию педагога, показали отличные результаты уже в школе и в вузе (?).
Математические исследования в российских вузах и исследовательских центрах достигнут уровня, не уступающего ни одной из ведущих мировых держав. Российские математические журналы войдут в число наиболее престижных в мире.
Планируемые результаты реализации предлагаемой концепции
Для каждого обучающегося будет обеспечен оптимальный индивидуальный прогресс и поддержание мотивации, отсутствие пробелов в базовых знаниях . Для педагога будет обеспечена возможность автоматизированного измерения этого прогресса по единым критериям (в ходе учебного процесса и ежегодно).
Реализация предлагаемого комплекса мероприятий выведет наше математическое образование на ведущее положение в мире, обеспечит математический компонент научно-технологического развития страны.