«Не мыслям следует учить, а мыслить»
И.Кант
Реализация метапредметного подхода
на уроках математики
Смульская А.И.
учитель математики ОШ №8
Реализация метапредметного подхода на уроках математики
личностные
Результаты
образования
метапредметные
предметные
Реализация метапредметного подхода на уроках математики
результаты
результаты
Метапредметные
результаты
Реализация метапредметного подхода на уроках математики
Функции УУД
- обеспечивать возможность обучающихся самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результат деятельности
- создавать условия для развития личности и её
самореализации, формирования «компетентности к
обновлению компетентностей», толерантных установок
личности
- обеспечивать успешное усвоение знаний, умений и навыков,
формировать картину мира, компетентностей в любой
предметной области познания
Реализация метапредметного подхода на уроках математики
Личностные УУД
действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и
смыслы учения
- внутренняя позиция ( самоопределение,
смыслообразование)
- нравственно-этическая оценка
Реализация метапредметного подхода на уроках математики
Регулятивные УУД
действия, с помощью которых обучающиеся организуют
учебную деятельность
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- саморегуляция волевая
- самооценка учебного труда
- определение и понимание УЗ
- планирование учебной
деятельности и работа по плану
деятельности
Реализация метапредметного подхода на уроках математики
Познавательные УУД
действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют
процесс познания
- общеучебные УД (самостоятельное формулирование
познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний и др.)
- логические (анализ, синтез, доказательство, выбор
оснований и критериев для сравнения и др.)
- постановка и решение проблемы
Реализация метапредметного подхода на уроках математики
Коммуникативные УУД
действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для
решения учебных задач общение с разными людьми
- планирование учебного сотрудничества
с учителями и сверстниками
- постановка вопросов
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнёра
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Я иду на метапредметный урок
- что я делаю? (предмет деятельности)
- для чего я это делаю? (какова цель)
- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
- какой это даёт результат?
- за счёт чего этот результат достигнут?
Я иду на метапредметный урок
Метапредметный урок – это урок, целью которого
является …
Метапредметный урок – это урок, на котором …
Метапредметный урок – это урок, с помощью которого…
Я иду на метапредметный урок
- … самостоятельная учебная деятельность
обучающихся (эксперимент, поисковая,
исследовательская …)
- … используются новые образовательные
технологии ( кейс-технология, web -квест,
проектные технологии…)
- … ключевые понятия, проблемы, задачи
урока рассматриваются в качестве деятельностных
единиц содержания и концентрируют в себе
достаточно широкую область познаваемого
бытия
Я иду на метапредметный урок
Структурные элементы метапредметного урока
- мобилизующий этап – включение обучающихся в
активную интеллектуальную деятельность
- целеполагание – формулирование обучающимися
целей урока по схеме:
вспомнить узнать уметь
- коммуникация – момент осознания обучающимися
недостаточности имеющихся знаний и умений
- взаимопроверка и взаимоконтроль
- рефлексия – осознание обучающимся и воспроизведение
в речи того, чему научился и каким способом действовал
Я иду на метапредметный урок
Требования к заданиям на уроке
- повышенный уровень сложности,
проблемный и поисковый характер
- задания должны предполагать необходимость
комплексного применения знаний и умений,
которыми владеет обучающийся, и стимулировать
освоение им новых способов мыследеятельности
Я иду на метапредметный урок
Требования к учителю
- не говорить лишнего : не повторять задание,
не озвучивать информацию, которая есть в учебнике,
не повторять без необходимости ответ ученика
- добиваться от учеников аргументированных ответов
- не произносить слов «неправильно», «неверно» -
пусть ученики сами заметят ошибку, исправят
и оценят ответ товарища
- чётко и точно формулировать задания
- способность к импровизации
- основная деятельность учителя не на уроке , а в
процессе подготовки к нему, в подборе
материала и оценивании урока
- Учитель не актёр, а режисёр!
Я иду на метапредметный урок
метапредметный урок
интегрированный урок
межпредметный урок
Я иду на метапредметный урок
Урок с межпредметными связями –
получение знаний об учебном объекте с точки зрения
различных наук. Знания по смежным дисциплинам для
лучшего усвоения материала данной темы
Интегрированный урок –
систематизация знаний, умений, навыков.
Рассмотрение учебного материала со стороны
двух или более предметных областей, развитие
потенциала учащихся.
Обязательное присутствие нескольких учителей
Метапредметный урок – применение
метапредметных УУД в связи с жизненными
потребностями