Т.В.Кудрявцев указывал на то, что “проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, “принятии” и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание проблемных ситуаций на уроках математики »
Создание проблемной ситуации на уроках математики
Тарасова Алена Петровна
МБОУ СОШ №2 г. Пыть-Ях
« Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.
Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений»
Л. Толстой.
Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами.
Первая из них – падение интереса к учебе.
Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации.
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
Как обучать?
С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО существенно меняется его функция, форма организации.
“Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация”
С.Л.Рубинштейн
“Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, “принятии” и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего”.
Т.В.Кудрявцев
Обязательным элементом современного урока является учебная проблема:
учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением".
Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще из-за нехватки знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение.
В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Рассмотрим некоторые примеры проблемных ситуаций на уроках математики:
Урок в 6 классе «Сложение десятичных дробей»
Задание – сложить десятичные дроби.
Урок в 6 классе «Сумма углов треугольника»
Построить треугольник с углами
120º , 90º и 130º.
Построить произвольный треугольник.
α
β
90°
γ
30°
50°
∑сумма
60°
50°
50°
20°
100°
80°
30°
80°
70°
80°
20°
60°
90°
60°
60°
Урок в 6 классе «Две окружности на плоскости»
Урок геометрии в 7 классе «Смежные и вертикальные углы»
Урок геометрии в 7 классе «Неравенство треугольника»
Построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 4 см; 5 см; 6 см;
б) 8 см; 4 см; 5 см;
в) 2 см; 3 см; 5 см
Каждая сторона треугольника меньше
суммы двух других сторон
Урок геометрии в 8 классе «Площадь треугольника»
Задача: “Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 см, а другой – 4 см.”
прямоугольник
Задача “Найти площадь любого остроугольного треугольника”.
параллелограмм
Задача “Найти площадь произвольного треугольника”.
Организация проблемных ситуаций на уроках математики являются эффективным подходом к преподаванию предмета. Повышается не только уровень знаний ученика, но и его мыслительная активность. Анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, он сам получает из него новую информацию.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему УУД, которая предусмотрена программой, но и развивает у школьников творческую активность Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость.
В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.