Технология личностного ориентирования при обучении младших школьников
Технология личностного ориентирования при обучении младших школьников
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Позиция учащегося сегодня представляет собой позицию субъекта, на паритетных с учителем началах участвующего в процессе своего образования. Коммуникация между ними приобретает характер диалога, неизменно затрагивающего личностный опыт учащегося, систему личностных смыслов и ценностей. Преобразовывается само учебное содержание. Оно становится полем межличностного общения, происходящего с учетом диалога. Соответственно содержанию обновляются и образовательные технологии, внутренняя сущность которых также предстает как диалог, обеспечивающий адекватный развитию личности способ образования.
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
Как создать проблемную ситуацию на уроке?
Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:
1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
Формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Тема: Правописание суффиксов ик, ек
При помощи суффиксов – ушк, - ышк, - к, - ок образуйте и запишите новые слова, выполните словообразовательный разбор. Были ли затруднения? Нет, так как суффиксы как слышатся так и пишутся. Предлагаю слова замок и ключ записать в уменьшительно ласкательной форме. ( Далее дети сталкиваются с тем, что гласная безударная, что это может быть один суффикс, а может два, вспоминают различные способы проверки безударных гласных и путём подбора ситуаций выходят на правильный ответ)
Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.
2. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Определить склонение существительных в данном тексте (в текст включить слово путь). Возникнет проблемная ситуация: к какому склонению отнести существительное путь, вводится понятие “разносклоняемое существительное”
При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.
(Затруднение - дети не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)
В науке морфемы трактуются как значимые части слова. Как вы думаете почему?
Обоснуйте ответ, взяв в качестве примеров слова тигрёнок, лисёнок, бусинка (к уроку по теме “Морфемика”). Через анализ лингвистического факта учащиеся приходят к выводу, что в корне заключается лексическое значение слова, в суффиксе – словообразовательное, в окончании – грамматическое, то есть каждая морфема имеет какое-либо значение.
Проблемные вопросы по природоведению:
На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям, что развивает самостоятельность и учебную активность.
4. Постановка проблемных задач.
а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
в). Задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
г). Нестандартные тексты задач.
Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.
д). Творческие задачи.
Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
5. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Широко использую данный приём на уроках природоведения.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
6. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
При написании сочинений по картине предлагаю детям написать сочинение от имени персонажа, изображённого на ней. (Например: Сочинение по картине Пластова “Первый снег” написать от имени девочки, её брата, вороны или берёзы).
Вывод: Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей. При проблемном обучении ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего образования.
Однако, по мнению И.Я. Лернера, “проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения… Оно должно строиться в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал”.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Бакулина Г.А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках рус-ского языка” Москва, “Владос”, 2001г.
2. Вахрушев А.А. “Современные проблемы модернизации образования” Москва, “Начальная школа” ” +до и после, №8 2003г.
3. Головкина Т. В. “Постановка и решение проблем на уроках русского языка”. Моск-ва “Начальная школа” +до и после, №2, 2003г.
4. Долженко Ю. А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного об-разования”. Барнаул, 2003г.
5. Ильина Т. А. “Проблемное обучение”. Вестник высшей школы, №2, 1976г.
6. Ильницкая И. А. “Проблемные ситуации и пути их создания на уроке” Москва, Знание, 1985г.
7. Лавриненко Г. А. “Задания развивающего характера по математике” Саратов, “Ли-цей”, 2002 г.
8. Матюшкин А. М. “Проблемные ситуации в мышлении и обучении”. Москва, 1972 г.
9. Махмутов М. И. . “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12, 1983г.
10. Мельникова Е. А. “Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе”. Москва, “Начальная школа” +до и после, №6, 2003г
11. Никандров Н. Д. “Проблемное обучение”. Воспитание школьников №12, 1983