МАТЕМАТИКА
Учитель математики
МОУ «Лицей №3» г.Курчатова
Мазурова А.А.
Противоречия современного образования
1 . Мы должны научить детей жить в мире , которого не знаем сами.
2. Обучение должно быть предметным. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира.
3. Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему трудно найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.
4. Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками.
5. Образование должно быть дорогим , чтобы быть качественным, должно быть дешёвым , чтобы быть доступным.
6. Образование должно быть добровольно,
ибо в этом случае оно максимально эффективно
образование должно быть обязательным , ибо некомпетентность стала социально опасной.
7. Жить хорошо хочется сейчас, сегодня,
вложения в будущее требует ограничений в настоящем.
04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней
предметной деятельности во внутреннюю.
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих ученическое действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Как учить?
обновление
средств
обучения
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
ценности
образования
формирование универсальных способов действий
- Ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
- Новый ФГОС - средство не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Отличие в структуре. Все версии стандартов первого поколения
имели структуру, состоящую из двух компонентов: минимума
содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
Новая идеология новых стандартов
Ключевой составляющей стандарта
стали планируемые
образовательные результаты
(в новой редакции Закона они названы
«Требования к освоению основных
образовательных программ»).
8
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных программ
Настоящий проект концепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образования второго поколения рассматривать три компонента – «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» и «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ » (см. рис. 3).
Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой операциональное описание целевых установок общего образования.
Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ.
8
Изменение роли участников педагогического процесса
Учитель
Ученик
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Получает готовую
информацию
Транслирует
информацию
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Осуществляет:
- поиск
- выбор
- анализ
- систематизацию и
презентацию
информации
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению
компетенций» и мотивация к обучению
на разных этапах развития личности обучающихся
8
11
Традиционная дидактика
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Новая дидактика
Совместная деятельность учителя и ученика
11
Требования к результатам освоения
основной общеобразовательной программы
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Основы системы
научных знаний
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем; оценка своих поступков
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
11
Требования к структуре основной образовательной программе
ТРЕБОВАНИЯ
Пояснительная записка
Программа
Развития
УУД
Программа
здорового
образа
жизни
Программа
духовно-
нравственного
воспитания
Программа
коррекционной
работы
Планируемые
результаты
Программы
по
предметам
Система
оценки
Учебный
план
Рабочие программы:
назначение и особенности
Рабочие
программы
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Пояснительная
записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Содержание учебного предмета
Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Новая формула выстраивания траектории обучения
Планируемые образовательные
результаты
Соответствующие им виды
учебной деятельности
Необходимые средства обучения
(в частности, средства ИКТ) для
реализации учебной деятельности
ФГОС второго поколения повлечёт за собой изменения……
- Базисный учебный план – Базисный образовательный план;
- Учебный день – Образовательный день;
- В каждом классе средней и старшей школы предполагается выделить в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность – спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и т.д.
- Внеурочная деятельность рассматривается как важная составная часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования , на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
Стандарты I поколения
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
- Арифметика
- Алгебра
- Геометрия
- Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Разделы математического образования основной школы:
Требования к уровню подготовки выпускников: 1) знать/понимать; 2) уметь; 3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Требования к результатам обучения и освоению содержания
1) в личностном развитии;
2) в метапредметном направлении;
3) в предметном направлении.
В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.