г. Новочебоксарск 2007
Урок по геометрии Тип/форма урока: повторительно-обобщающий/индивидуальная игра Продолжительность урока 45 минут
Учитель:
Чернова Галина Петровна
Тема: Итоговое повторение
- Смежные и вертикальные углы. Треугольники и их элементы.
- Признаки равенства треугольников.
- Параллельные прямые.
Цель: развитие познавательных процессов у учащихся и закрепление знаний, умение работать с использованием информационных технологий.
ПЛАН:
- Вступление.
- Правила игры.
- Первый раунд.
- Второй раунд.
- Своя игра.
- Итог урока.
История возникновения геометрии
Особенно быстро знания о свойствах фигур развивались в Древнем Египте.
В этом государстве все земледелие было сосредоточено на узкой полосе земли – в долине реки Нил. Земли было очень мало, за участок крестьянин ежегодно платил соответствующий налог фараону.
Каждую весну Нил разливался и удобрял землю плодородным илом. Но при разливе смывались границы участков, менялись их площади.
Тогда пострадавшие обращались к фараону, а фараон посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь, и установить размер налога.
В Древнем Египте развивались и строительное искусство, торговля. Знания постепенно накапливались, систематизировались. Около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур. Так как в основном речь шла о земельных участках, то древние греки, узнавшие об этой науке то египтян, назвали ее геометрией ( по-гречески «гео» - земля, а «метрио» - измеряю.
Значит, «геометрия» буквально означает «землемерие»). Греческие ученые узнали много новых свойств геометрических фигур, и уже тогда геометрией стали называть науку о геометрических фигурах, а для науки об измерении Земли ввели другое название – «геодезия» (происходит от греческих слов «деление земли»).
Евклид
Евклид родился в 330 году до н. э. в небольшом городке Тире, недалеко от Афин. История не оставила подробного описания жизни одного из самых знаменитых математиков всех времён и народов.
Однажды царь Птолемей спросил Евклида, существует ли другой, не такой трудный путь познания геометрии, чем тот, который изложил учёный в своих «Началах». Евклид ответил: «О царь, в геометрии нет царских дорог».
Знаменитая V аксиома Евклида (V постулат) занимает особое место в "Началах". Многочисленные попытки в XIX столетии "поправить" Евклида, сделать из этой аксиомы теорему закончились провалом. "От всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию". "Ограниченную прямую можно непрерывно продолжить по прямой". "Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг". Обычно о "Началах" говорят, что после Библии это самый популярный написанный памятник древности. Книга имеет свою, весьма примечательную историю. В течение двух тысяч лет она являлась настольной книгой школьников, использовалась как начальный курс геометрии.
Правила игры
- Игра проходит в три раунда: 1-ый и 2-ой длятся по 10 минут, 3-й 1 минута.
- В первых двух раундах две категории вопросов.
- В каждой категории 5 вопросов различной сложности. За правильный ответ можно получить от 10 до 50 баллов
- Учитель зачитывает вопрос. Время на размышление 10-15 секунд.
- Если ответ правильный и обоснованный то прибавляются баллы, равные стоимости вопроса.
- В 3-ем раунде учитель объявляет тему, по которой будет задан вопрос. Игроки назначают стоимость вопроса (любую, но не больше того количества баллов которая есть у игрока.) зачитывается вопрос и даётся минута на размышление.
- Если ответ правильный, то количество баллов увеличивается на стоимость вопроса, в противном случае теряет это количество баллов.
Категории вопросов
с
1- раунд
- Смежные и вертикальные углы:
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
- Категория вопросов
- Треугольники и их элементы
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Смежные и вертикальные углы
- 10 баллов. Один из четырёх углов, образованных при пересечении двух прямых 36 0 . Найдите остальные углы .
- Ответ
Ответ
- 36 0
- 144 0
- 144 0
- В главное меню
Смежные и вертикальные углы
- 20 баллов . Два угла с общей вершиной равны. Будут ли они вертикальными?
- Ответ
Ответ
Смежные и вертикальные углы
Один из углов 48 0 , а другой 132 0 .Будут ли углы смежными?
Ответ
Смежные и вертикальные углы
- 40 баллов . Разность 2-х смежных углов равна 30 0 . Найдите эти углы?
- Ответ
Ответ
- 180 0 -х-х=30 0 180 0 -2х=30 0 2х=150 0 х=75 0
- 2*750=105 0
- В главное меню
Смежные и вертикальные углы
- 50 баллов . Градусные меры 2-х смежных углов относятся как 7:5. Найдите эти углы?
- Ответ
Ответ
- Х 0 – 1часть 7х+5х=180 0 12х=180 0 х=15 0 15 0 *5=75 0
- 15 0 *7=105 0
- В главное меню
Треугольники и их элементы
- 10 баллов. Середину стороны МК треугольника МКР соединили с вершиной Р. Как называется этот отрезок?
Ответ
Ответ
Треугольники и их элементы
- 20 баллов. В треугольнике CDE отрезок DM провели так, что угол DME прямой. Как называется отрезок DM ?
Ответ
Ответ
Треугольники и их элементы
- 30 баллов. В равнобедренном треугольнике основание равно боковой стороне. Как называется такой треугольник?
Ответ
Ответ
Равно- сторонний
Треугольники и их элементы
- 40 баллов. В треугольнике АВС биссектриса, проведённая из вершины А, не совпадает с высотой, проведённой из той же вершины. Может ли треугольник оказаться а)равнобедренным? б) равносторонним?
Ответ
Ответ
Равнобедренным может, равносторонним нет.
Треугольники и их элементы
- 50 баллов. Могут ли биссектрисы двух углов треугольника быть взаимно-перпендикулярными?
Ответ
Ответ
2 - раунд
- Признаки равенства треугольников
- 20
- 40
- 60
- 80
- 100
- Категория вопросов
- Параллельные прямые
- 20
- 40
- 60
- 80
Признаки равенства треугольников
- 20 баллов. У треугольников АВС и А 1 В 1 С 1 равны АС и А 1 С 1 и углы А и А 1 .Равенство каких сторон или углов можно установить, чтобы воспользоваться 1-ым признаком равенства треугольников?
Ответ
Ответ
- АВ и А 1 В 1
- В главное меню
Признаки равенства треугольников
- 40 баллов. Стороны одного треугольника 30см; 40см; 0,5м. Стороны другого треугольника 3дм; 4дм; 5дм. Равны ли эти треугольники?
Ответ
Ответ
- Да, по трём сторонам.
- В главное меню
Признаки равенства треугольников
- 60 баллов. Сколько пар равных углов нужно найти, доказывая равенство треугольников: а) по определению; б) по1-му признаку; в) по 2-му признаку; г) по 3-му признаку.
Ответ
Ответ
- а) 3
- б) 1
- в) 2
- г) ни одной.
- В главное меню
Признаки равенства треугольников
- 80 баллов. В неравных треугольниках АВС и МЕК стороны АВ и ВС равны соответственно сторонам МЕ и ЕК . Может ли сторона АС быть равной стороне МК ?
Ответ
Ответ
- Нет, так как иначе треугольники были бы равными по трём сторонам.
- В главное меню
Признаки равенства треугольников
- 100 баллов. Будут ли равны треугольники АВС и А МК ?
Ответ
Ответ
Параллельные прямые
- 20 баллов. Чему равна сумма внутренних односторонних углов при параллельных прямых, если накрест лежащие углы равны?
- Ответ
Ответ
Параллельные прямые
- 40 баллов. Прямые m и n пересечены секущей так, что внутренние углы составили в сумме200 0 . Сколько общих точек имеют прямые m и n ?
- Ответ
Ответ
Параллельные прямые
- 60 баллов. Могут ли быть параллельными прямые АВ и АС?
- Ответ
Ответ
- Нет, они имеют общую точку А.
- В главное меню
Параллельные прямые
- 80 баллов. Прямая а параллельна стороне треугольника АВС. Могут ли прямые ВС и АС быть параллельными прямой а?
- Ответ
Ответ
- Нет, по аксиоме Евклида.
- В главное меню
3-ий раунд
- Задача: Скорость автомобиля на 30 км/час больше мотоцикла. Они едут навстречу друг другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 240 км, и встречаются в пункте С. Найти скорость автомобиля, если известно, что автомобиль был в пути 3 часа, а мотоцикл 2 часа.
- Ответ:
- х км / ч – скорость мотоцикла
- (х+30) км / ч - скорость автомобиля составим уравнение:
- 2х+3(х+30)=240 х=30 30+30=60 км / ч - скорость автомобиля. Ответ: 60 км / ч
- Главное меню