Урок по теме "Линейное уравнение с одной переменной"
Урок по теме "Линейное уравнение с одной переменной"
Уравнением с одной переменной, называется равенство, содержащее только одну переменную.
Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.
Найти все корни уравнения или доказать, что их нет – это значитрешить уравнение.
Свойство 1. При переносе слагаемого из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, получается уравнение с теми же корнями. x – 3 = 6 ⇒ x = 6 + 3 ⇒ x = 9 .
Свойство 2. При умножении или делении обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля, мы получим уравнение с теми же корнями (решениями).
3x = 6 ⇒ 3x : 3 = 6 : 3 ⇒ x = 2 .
Уравнение вида ax = b называется линейным. Например:
1. 3x = 9 ( ax = b ) .
2. 3x – 3 = 9 ; 3x = 9 + 3 ; 3x = 12 ( ax = b ) .
Принято: цифры в алгебраических выражениях заменять первыми буквами латинского алфавита — a, b, c, …, а переменные обозначать последними — x, y, z.
a ≠ 0 b — любое значение ax = b имеет один корень x = b : a .
a = 0 b ≠ 0 ax = b не имеет корней .
a = 0 b = 0 ax = b имеет бесконечно много корней .
3x = 3 один корень x = 3 : 3 x = 1 .
0 • x = 5 корней нет .
0 • x = 0 бесконечно много корней x — любое число .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Линейное уравнение с одной переменной" »
МБОУ « СОШ №1» учитель математики
Самсонова Надежда Владимировна
Линейное уравнение с одной переменной
Цель : закрепить и обобщить знания учащихся о линейном уравнении с одной переменной. Задачи : - формировать умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений и задач. -развивать мышление, память, умение анализировать, развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели. - воспитывать познавательную активность, интерес к истории математики .
Девиз нашего урока
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Ответьте на вопросы
1. Какое уравнение называется линейным?
( уравнение вида ах=в, где х – переменная, а,в – некоторые числа называется линейным уравнением с одной переменной)
2. Как называются уравнения, имеющие одинаковые корни?
(равносильными)
3.Что значит решить уравнение?
найти его корень или доказать, что корня нет)
4. Какое число называют корнем уравнения?
(значение буквы, при котором уравнение превращается в верное равенство)
5. Какие свойства используются для решения линейного уравнения?
Вставьте пропущенные слова
Когда уравнение решаешь дружок,
(корешок)
Ты должен найти у него
Значение буквы проверить несложно
(уравнение)
Поставь в его осторожно
Коль верное выйдет у вас
(равенство)
То значенье зовите тот час
(корнем )
Плюс и минус два дружкаВсегда ходят рядышком.Их расставить нужно так,Чтоб был верным результат
1) -2-10=
2) -8·(-10)=
3) –15: (-13)=
4) 5,3· (-0,4)=
5) 0-3,2=
6) –4+32=
7) 25+(-30)=
8) -2,8:0,4=
Алгоритм решения линейного уравнения:
Раскрыть скобки .
С буквами влево, без букв – вправо.
Приводим подобные слагаемые .
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Решение уравнений у доски
1.3 (х +2)=2(х+2)
2.4(х-3) – 16= 5(х-5)
3. 9+2|х| =12-|х|
Решение уравнений по вариантамКак раскрыть скобки, если перед ними стоит знак +? знак - ?I- вариант II-вариант
5+
Правильное решение:
Историческая справка
Еще за 3-4 тысячи лет до н.э. египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приемы решения были не похожи на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (III век), о котором писали:
Он уйму всяких разрешил проблем.
И запахи предсказывал, и ливни.
Поистине, его познанья дивны.
Однако первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IХ века Мухаммеда бен Муссы аль- Хорезми.
Жаутиков Орынбек Ахметбекович (1911-1989)
Ученый-математик. Внес значительный вклад в развитие математических наук. Академик национальной Академии наук республики Казахстан. Доктор физико-математических наук, профессор. Автор первого национального учебника по высшей математике. Основные научные труды посвящены математическим уравнениям, теоретической и прикладной механике.
Решение задачи
Решение:
х л – во 2 бидоне
3х л – в 1 бидоне
(3х-20) л – стало в 1 бидоне
(х + 20) л – стало во 2 бидоне
3x - 20 = x + 203x - x = 20 + 20
2х = 40
х = 40: 2x = 20(л) - во втором бидоне
20*3 = 60(л) - в первом бидоне.Ответ:
60 литров и 20 литров
В первом бидоне в три раза больше молока, чем во втором бидоне. Когда из первого перелили во второй двадцать литров, то количество молока в двух бидонах стало поровну. Сколько стало молока в каждом бидоне?
Физкультминутка
Ответь: да, нет.
1. Корни уравнения изменяются, если обе части уравнения умножить на число (-10) ( )
2. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак ( )
3. Если перед скобками стоит знак «–», то нужно раскрыть скобки, сохранив знаки слагаемых ( )