«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
В современном обществе происходят глубокие преобразования. Предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место при обучении выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. Задача учителя – научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний.
Математика является ключом к познанию окружающего мира, базой научно – технического прогресса и важным компонентом развития личности. Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно–воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать своё мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- оценивать ответы и письменные работы своих товарищей;
- заниматься обучением отстающих учащихся;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной
задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и
практических действий;
- решать занимательные задачи путём комплексного применения
известных способов решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики……………………………………………….16
6. Творческие задания, предлагаемые на каникулы…………………………..17
7. Внеклассная работа по математике………………………………………….18
Заключение.……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………….20
« … О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух:
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг… »
А.С.Пушкин. Введение.
В современном обществе происходят глубокие преобразования. Предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место при обучении выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. Задача учителя – научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний.
Математика является ключом к познанию окружающего мира, базой научно – технического прогресса и важным компонентом развития личности. Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно–воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать своё мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- оценивать ответы и письменные работы своих товарищей;
- заниматься обучением отстающих учащихся;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной
задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и
практических действий;
- решать занимательные задачи путём комплексного применения
известных способов решения.
В своей работе ориентируюсь на методическую систему донецкого педагога- новатора В.Ф.Шаталова. Блочное введение теоретических знаний позволяет учащимся легче усваивать новый материал урока, и, в результате, даёт целостную картину всего учебного материала.
Опираясь на элементы опыта Р.Г.Хазанкина в своей работе, применяю различные формы уроков: уроков-лекций, уроков-консультаций, письменных и устных зачётов и т.д.
Полностью согласна с теорией личностно- ориентированного обучения, разработанной крупнейшими отечественными дидактами - Е.В.Бондарёвской, М.В.Кларина, В.В.Серикова, И.С.Якиманской. Данная теория призвана не только подготовить учащегося к профессиональной деятельности, но и направлена на развитие личности, раскрытие в нём механизмов самореализации, саморазвития, самовоспитания.
Интересна теория развития интуиции учащихся при решении творческих задач (теория Л.Н.Ландой, В.И.Андреева и д.р.).
Знакомство с педагогической деятельностью учителя И.А.Коровая позволило мне применять на уроках коллективные формы деятельности учащихся: работа в парах, группах, фронтальная работа.
Использование различных форм, методов обучения повышает интерес к математике, учит школьников думать, рассуждать, делать выводы.
1. Понятие «Познавательный интерес».
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес-основа положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
2. Уровни познавательной активности.
Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащегося интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, овладения различными способами решения задач. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность поставленной перед ним задачи, но и найти новый способ решения конкретной задачи. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
3. Принципы обучения.
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников.
Принцип научности создаёт основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений непрерывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.
Принцип индивидуального подходак учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учёта реальных учебных возможностей школьников.
Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.
Задача ученика – учиться и путём самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.
4. Методы и формы развития творческой деятельности учащихся на уроке математики.
В современной школе основной формой обучения математике остаётся урок. Базовой системой уроков математики являются следующие их типы:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок;
- урок- лекция;
- урок- семинар;
- урок- зачёт;
- урок- практикум;
- урок- экскурсия;
- урок- дискуссия;
- урок- консультация;
- интегрированный урок;
- театрализованный урок;
- урок- соревнование;
- урок с дидактической игрой;
- урок - деловая игра;
- урок - ролевая игра.
Любому уроку присущ ряд признаков:
- наличие образовательных, воспитательных и развивающих целей;
- отбор в соответствии с поставленными целями учебного материала и определение уровня его усвоения;
- достижение этих целей путём подбора подходящих средств и методов обучения;
- организация соответствующей деятельности учителя и учащихся.
Главное направление конструирования урока математики выражается в стремлении добиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. На своих уроках использую различные формы и методы обучения.
4.1 Использование опорных конспектов.
Опорные конспекты по математике логически упорядочивают материал, дают его компактное и наглядное изложение. Наличие примеров на применение правил, образцов решения задач, контрольных заданий с ответами позволяет самостоятельно работать с книгой. При подготовке к экзаменам по математике опорные конспекты способствуют более быстрому и эффективному повторению материала. Регулярное использование опорных конспектов способствует непроизвольному запоминанию формул и правил, системному усвоению материала.
Из опыта…
4.2 Использование нестандартных задач.
Цель изучения школьного курса математики состоит в усвоении учащимися математических теорий и в овладении умением применять математику в окружающей действительности. Следовательно, в процессе преподавания математики необходимо включать задания, содержащие наиболее полезные и интересные в общеобразовательном плане сведения из различных дисциплин: биологии, географии, истории и т.д.
Из опыта…
а) 5 класс. Тема «Натуральные числа ». Лес- санитар атмосферы. Один гектар еловых насаждений может задерживать в год до 32 т. пыли, сосновых - до 35 т, вяза- до 43 т, дуба- до 54 т, бука- 68 т. Сколько тонн пыли задержат 10 га ельника за 3 года? 3 га дуба за 6 месяцев?
б) 8 класс. Тема «Квадратные корни». Кислотные осадки разрушают сооружения из мрамора и других материалов. Исторические памятники Греции и Рима, простояв тысячелетия, за последние годы разрушаются прямо на глазах. « Мировой рекорд» принадлежит одному шотландскому городку, где 10 апреля 1974 г. выпал дождь, скорее напоминающий столовый уксус, чем воду. Устно решите уравнения и прочитайте название этого «знаменитого» городка.
(Питлохри).
х² = 0,49
Корней нет
И
х² + 16 = 0
28
Х
2х² - 4 = 0
16
О
√х – 6=0
±1
И
2√х-8=0
-2; -8
Р
√х-3=5
±2
Т
(х + 5)² = 9
±0,7
П
4х² - 4 = 0
36
Л
4.3 Занимательные задачи.
На уроке приходится наблюдать падение внимания и интереса к учению. Это связано с усталостью, переутомлением учащихся, от выполнения однообразных задач и упражнений. Поднять интерес детей к работе на уроке можно с помощью занимательных задач.
Занимательная задача- это настоящая математическая задача, только с неожиданным, нестандартным решением. Такие задачи развивают гибкость ума, повышают интерес к предмету, вырабатывают навыки нешаблонного мышления. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть интересный исторический факт; пословицы, которые можно применить к математическим чертежам; юмор; логический парадокс и т.д.
Из опыта…
а) Графики функций - пословицы.
б) Исторический факт.
Все знают А.С.Пушкина как поэта. А прадед Пушкина- Ганнибал- друг и любимец Петра, - автор двухтомного учебника геометрии. Этот учебник долгое время считался утерянным навсегда, но совсем недавно был найден в хранилищах библиотеки АН города Санкт- Петербурга. Рукопись написана каллиграфическим почерком, а приложенные к ней чертежи даже современные специалисты считают первоклассными.
в) Задачи на составление выражений.
В записи 5555 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно:
а) 20; б) 110; в) 560.
г) Головоломки.
Вырежьте 16 одинаковых квадратов четырёх цветов - по 4 квадрата каждого цвета. Сложите из них квадрат 4 на 4 так, чтобы одинаковые цвета не повторялись:
а) ни в строчках, ни в столбцах;
б) ни в строчках, ни в столбцах, ни по диагонали.
Зарисуйте решения в тетрадь, используя цветные карандаши или фломастеры.
д) Числовые ребусы.
Замените звёздочки цифрами:
е) Задачи со спичками.
Из спичек сложили шесть неверных равенств:
Переложите в каждом равенстве по одной спичке так, чтобы равенства стали верными.
1. Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла?
2. Крыша одного дома не симметрична: один скат её составляет с горизонталью угол 60˚, другой - угол 70˚. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадёт яйцо: в сторону более пологого или крутого ската?
3. Когда коня покупают, каким он бывает?
4.4 Использование исторических сведений.
Вводной частью новой темы, нового раздела математики может и должен быть 3-5 минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Это позволяет показать учащимся, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Те свойства, правила, теоремы, которые изучаются в школе на уроках математики - есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Изучая жизнь и деятельность учёного- математика, учащиеся имеют достойный пример для подражания, который побуждает их к творческой деятельности, к исследовательской работе при изучении нового материала.
Из опыта…
а) На первом уроке геометрии в 7 классе можно рассказать о древнегреческом математике Фалесе, который начал получать геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств). О трудах греческого учёного Евклида. Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Геометрия, изложенная в «Началах», впервые предстала как математическая наука и стала называться евклидовой геометрией. В результате делаются выводы о значимости работ Евклида, о необходимости их изучения в школе.
б) На уроках математики учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью учёных- математиков разных веков. И это является примером для более глубокого изучения математики.
4.5 Лабораторные и практические работы.
В процессе выполнения лабораторных и практических работ учащиеся совершенствуют свои знания, обнаруживают связь математики с жизнью. При выполнении данных работ совершается множество различных действий:
- обмен наблюдениями;
- выработка алгоритма действий;
- анализ результатов.
Из опыта…
а) При изучении темы «Длина окружности. Число π» провожу лабораторную работу. На каждую парту ученики получают набор из пяти окружностей, у каждой измеряется диаметр и длина с помощью нити. Данные заносятся в таблицу. Затем для каждого случая находится отношение длины окружности к длине её диаметра. Это отношение одно и то же для всех кругов (вывод делают сами учащиеся). Далее учащимся сообщается, что это число π и записывается формула для вычисления длины окружности.
б) Примеры практических работ:
- вычерчивание диаграмм;
- задания по вычислению объёмов, площадей;
- составление разного рода смет и д. р.
4.6 Тестовый контроль знаний.
Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации учащихся. Использование тестов в обучении считается одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Тестирование соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе. Следует отметить и гуманизм тестирования, который состоит в том, что всем предоставляются равные возможности (единая процедура проведения, единые критерии оценки). Недостаток тестирования - в отсутствии информации о ходе размышлений ученика и в возможности прямой подстановки вариантов ответов при их выполнении. Но систематический учёт знаний по тестовой методике в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную и познавательную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований и выполнение письменных работ.
Из опыта…
а) Проверка знаний и умений учащихся (Тест. 5 класс).
1.Выполните действия: 60-54:3+3.
а) 5. б) 1. в) 45.
2. В каком примере указан правильный порядок действий?
4 1 2 4
а) 400-(18+705:15)·4
3 2 1 4
б) 400-(18+705:15)·4
4 2 1 3
в) 400-(18+705:15)·4
3. Найдите значение выражения(1496+3672):34-17.
а) 135; б) 1587; в) 304.
4. В рассказе 25 страниц. На каждой странице 33 строки по 8 слов в каждой. Сколько слов в рассказе?
а) 6600; б) 3300; в) 264; г) 6100.
5. Отрезали 4 куска ткани. В одном куске 125 см., а каждый следующий на 15 см. больше предыдущего. Сколько всего ткани отрезали?
а) 6 м; б) 5м 90см; в) 6м 50см.
6. В четырёх пакетах 200г семян. В первом пакете 84г семян, во втором в 3 раза меньше, а в третьем и четвёртом поровну. Сколько граммов семян в четвёртом пакете?
а) 88; б) 56; в) 44.
7. Стоимость пятидесяти изделий данного образца обходится заводу в 900 тыс. руб. При изменении технологии стоимость одного изделия снизилась на 3 тыс. руб. На сколько изделий больше сможет выпускать завод, расходуя ту же сумму?
а) 60; б) 20; в) 10.
б) Тест «Нахождение на координатной окружности точки с данными координатами» (10 класс).
Тест предназначен для проверки умения ученика находить на числовой окружности точку с заданными координатами. Позволяет проверить и закрепить понимание учеником соответствия между представлением чисел на координатной окружности и в прямоугольной системе координат.
4.7 Математические диктанты.
Рекомендуется проводить диктанты в начале урока. Провожу чаще диктанты, число вопросов в которых равно пяти (удобно для оценивания результата работы). Характер вопросов таков, что не требует особой сообразительности для верного ответа. Нужно только хорошо знать пройденный материал. Вопросы не требуют каких-либо длительных выкладок. Они элементарны. Целью проведения диктантов является систематическое повторение ранее изученного материала.
Из опыта…
а) 7 класс« Среднее арифметическое».
1. Найдите среднее арифметическое чисел 2 и 6.
2. Найдите среднее арифметическое чисел 1, 3, 4, 5, 7 и 7.
3. Вычислите неизвестный член пропорции 8:5 = х:2.
4. Решите уравнение - 5х = 10.
5. Составьте пропорцию из чисел 6, 16, 3 и 8.
б) 7 класс «Многочлены и действия над ними».
1) Выпишите одночлены, которые получатся, если умножить:
(3 - 2у²) на (2у - 1) [(3х - 2) на (5 - 6х²)]
2) Представьте в виде многочлена стандартного вида:
3b (2b + 3) [2a (3a + 5)]
3) Умножить многочлен на многочлен:
(x - 1) на (x + 3) [(x + 1) на (x - 3)]
4) Представьте в виде многочлена стандартного вида произведение разности 2a и 3b на сумму x и y [сумму a и b на разность 2x и 3y].
5) Умножьте разность выражений 2a и 3b на сумму тех же выражений [сумму выражений 2a и c на разность тех же выражений].
Когда диктант написан, учащиеся сверяют свои записи с правильными ответами, записанными на карточках, и подчёркивают неверные ответы. Ставят себе оценки.
Критерий оценки: «5»-5 верных ответов, «4»- 4 верных ответа, «3»- 3 верных ответа, «2» не ставится, так как это диктант обучающий, учащийся работал с диктантом и что-то не понял.
4.8. Для повторения теоретических вопросов учащимся предлагаю кроссворды.
Из опыта…
4.9 Устный счёт на уроках математики.
Из опыта…
а) Устный счёт заранее заготовлен на доске. Каждый вариант получает своё задание.
Для 1 варианта х = 1,3; для 2 варианта х = 1,8.
б) Устный счёт проводится последовательно каждым учеником.
4.10. Расшифровка выполненных примеров.
Такого вида задания очень интересны учащимся в том плане, что они хотят узнать, какой текст, слово, зашифровано.
п о д р у ж и с ь с м а т е м а т и к о й у д а ч и т е б е
5. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся. Познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию.
На уроках математики использую деловые и ролевые игры.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения.
Из опыта…
Тема урока.
Дидактическая игра (деловая игра)
«Метод координат»
«Путешествие»
«Проценты»
«Банкир»
«Преобразование фигур на плоскости»
«Конструктор»
Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Основу ролевой игры составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.
Из опыта…
На уроках проводятся следующие ролевые игры: игра «Рыбалка»; круговые примеры; «Кто быстрее»; «Найди ошибку»; «Математическое лото» и другие.
6. Творческие задания, предлагаемые на каникулы.
1. «Судоку». Необходимо заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате каждая цифра встречалась бы только один раз.
2.Сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит число.
3.1. На карточке записаны координаты точек. Если каждую точку, построенную в прямоугольной системе координат, соединить отрезком последовательно с предыдущей точкой, то в результате получится определённый рисунок.
3.2. И, наоборот, изобразите с помощью отрезков рисунок и выпишите последовательно координаты точек.
3.3. По изображённым рисункам запишите координаты точек, использованных при построении рисунка.
7. Внеклассная работа по математике.
Внеклассная работа по математике развивает у учащихся интерес к её изучению, повышает их математическую культуру и является составной частью учебно-воспитательного процесса.
Значение внеклассной работы по математике состоит в следующем:
- содействует развитию познавательной деятельности учащихся посредством восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
- помогает формированию творческих способностей учащихся в процессе выбора наиболее рациональных способов решения в математической и логической смекалке;
- позволяет учащимся глубже понять роль математики в жизни людей;
- воспитывает навыки товарищества и коллективизма при групповых формах работы;
- способствует воспитанию культуры интеллектуальных чувств учащихся, таких, как чувства справедливости, чести, долга, ответственности.
Из опыта…
Проведение математической недели в школе. Это конкурсы математических газет, часы занимательной математики, конкурсы, турниры, эстафеты, КВМ, викторины «Что? Где? Когда?», игры-шоу «Поле чудес», «Слабое звено», математические вечера и многое другое.
Заключение.
Для активизации учащихся в учебном процессе, а, следовательно, развития интереса к предмету можно использовать различные педагогические технологии. Выбор методов зависит от особенностей материала, состояния материально – технической базы, наличия времени и множества иных обстоятельств. Какими бы обстоятельства не оказались, выбор метода обучения для каждого конкретного урока становится обоснованным.
Учитель, используя разнообразные технологии обучения, систематически целенаправленно развивает у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулирует процессы переключения, поисковую активность; учит детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы осуществить удовольствие от учения.
Список используемой литературы:
1. Журналы «Математика в школе».1993.№3,№5,2006.№6
2. Кордемский Б.А. Математическая смекалка/ ГИТТЛ. М.,1954.
3.Левитас Г. Г. Диктанты по алгебре. 7-11 классы. Дидактические материалы.- М.: «Илекса», 2005.
4.Математика. 5-11классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках/ авт.- сост. М.Е.Козина, О.М.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
5. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках/ авт.- сост. Н.В.Барышникова.- Волгоград: Учитель, 2007.
6. Математика: открытые уроки. 5, 6, 7, 9, 11 классы. Вып.2/ авт.- сост. Н. М. Ляшова и др.- Волгоград: Учитель,2007.
7. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. М.: Учпедгиз, 1961.
8. Педагогический поиск/ сост. И.Н Баженова.- 3-е изд., с испр. и доп.- М.: Педагогика,1990.
9. Предметные недели в школе. Математика/ сост. Л.В.Гончарова.- Волгоград: Учитель,2007.
10. Савченко Ю.С. Опорные конспекты по математике: Школьнику, учителю, абитуриенту: Справочник по теории и методам решения задач алгебры и начал анализа.
11. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М .: 1982.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время посредством использования современных образовательных технологий "
["seo_title"] => string(189) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-matiematiki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-posriedstvom-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "159864"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1421952580"
}
}