kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики и физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Игровые моменты на уроках математики и физики как один из интерактивных методов обучения. На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность применения игровых технологий на уроках математики и физики»

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики и физики:



Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Игровые моменты на уроках математики и физики как один из интерактивных методов обучения. На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:

  • Несформированность системы приемов логического мышления;

  • Слабость вычислительных навыков;

  • Отсутствие интереса к учебной деятельности;

  • Преобладание репродуктивных способов решения учебных задач;



Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности; в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением, включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес школьников к учебному предмету. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Главной целью применения математической и физической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразие применения математических и физических игр.

Цели применения математических и физических игр:

  • развитие мышления;

  • углубление теоретических знаний;

  • самоопределение в мире увлечений и профессий;

  • организация свободного времени;

  • общение со сверстниками;

  • приобретение новых знаний, умений и навыков;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие волевых качеств;

  • контроль знаний:

  • мотивация учебной деятельности.

Математические и физические игры призваны решать следующие задачи:

  • образовательные;

  • развивающие;

  • воспитательные

  •  Традиционным является сообщение учителем темы и цели урока. Просто и ясно, но иногда хочется изменить эту традицию, предложить ученикам самим разгадать тему урока. Работа напоминает работу с текстом, но задания и ответы сведены в таблицу. По горизонтали вписываются буквы из темы урока вперемешку, по вертикали – вопросы. В образовавшихся прямоугольниках – варианты ответов. Правильный ответ записан напротив буквы, которую необходимо внести в расшифровку. Место этой буквы в теме урока указано цифрой рядом с вопросом. Цифровая шифровка темы написана на доске.

  •    Данная работа позволяет:

  • Занять работой всех обучающихся.

  • Повысить интерес за счет соревнования. Высокий эмоциональный настрой, т.к. первые 5 человек, расшифровавшие название, получают хорошие оценки.

  • Организовать повторение в нестандартной форме.

  • Создать внешнюю мотивацию, т.к. в следующий раз некоторые учащиеся будут готовиться лучше, чтобы получить хороший результат.

В своей работе в качестве средств формирования таких качеств у учеников использую: создание проблемной ситуации; самостоятельную деятельность; дидактические игры; оценочный балл; тесты; тренажеры.

Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто заставить его пройти через определенные трудности, а не подавать ему все в готовом виде.

Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Среди различных активных методов выделяю игру.

Такая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровой технологии происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства,

  • вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

1. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. В этом виде игр значительно укрепляется связь (ученик – учитель), раскрывается творческий потенциал обучаемого. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных проблем, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.

Одним из действенных средств развития интереса школьников к математике и физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры, которые природосообразны ребенку на протяжении всего периода обучения в школе и являются одним из интерактивных методов обучения.

Применение этого метода выступает как средство пробуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Использование дидактических игр происходит по таким основным направлениям:

  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • Учебный материал используется в качестве ее средства;

  • Вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в игровую;

  • Успешное выполнение задачи связывается с игровым результатом;

Деловые игры различны по способам подачи информации учащимся, а также различаются по формам проведения.

В целях повышения эффективности учебного процесса можно и нужно тестирование использовать как элемент игры.

Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь ребенка, а в том, чтобы на основе «праздника» превратить урок в процесс активной деятельности учеников по теме. Бывает, что на уроке дети сами предлагают поиграть. И неудовлетворенная детская потребность выльется наружу. Ребенок может начать играть ручкой, дергать соседа, тот не без удовольствия откликнется – и урок все равно собьется. В итоге потеря времени урока на замечания и призывы к дисциплине. Если нельзя искоренить желание играть. То остается лишь направить игру в выгодное для урока русло.

Творческие самостоятельные работы вызывают у учеников наибольший интерес. Здесь они открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в неожиданных нестандартных ситуациях. Такой вид игры на уроках математики и физики служит формированию у обучающихся интереса к предмету, воспитывают положительное отношение к предмету, развивают логическое мышление. Например, ученики испытывают удивление, когда в процессе игры составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна; что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал, когда при изучение темы « Умножение обыкновенных дробей» мы «получили» письмо от Бабы-Яги с просьбой о помощи: «Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по «х» литров каждый?

Соревнуясь в игровой форме, дети быстро воспринимают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала. Например, игра «Крестики – нолики». Задаю теоретические вопросы, дети быстро отвечают на них. Ответ правильный – плюс, неправильный – минус, ответы заносим в квадрат, в конце игры суммируем плюсы и минусы. Данную игру можно всячески видоизменять, назначать баллы. Объединять детей в команды и т.д.

Игра объединяет класс: открываются умения подстраховать друг друга, выслушать мнение каждого. Например, игра «Что? Где? Когда? Здесь важны не столько знания, сколько умение детей обсуждать вопрос и выслушивать позицию другого, у них меняется мнение о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе.

На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь, всегда есть возможность специально подстроить игру так. Чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.

1. Игра  «Угадай слово» используется обычно при  закреплении материала  Эти задания очень нравятся школьникам, они быстро  включаются в деятельность, стараются  не  ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.

2. Игра «Лабиринт» используется в основном на этапах самостоятельной работы обучающихся. В зависимости от темы она может видоизменяться, иметь групповую форму.

Например в 5 классе на этапе устного счета можно дать задание: 

Точка отправления – правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, избрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в клеточках на вашем пути составила 45. Двигаться можно только по горизонтали и вертикали.

    

 На отдельных этапах уроков бывают полезны следующие игры, которые можно наполнять различным содержанием в зависимости от темы урока. 

1. Математическая зарядка

Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй – за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.

2. «Расшифруй»

Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.

Например: Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать фамилию российского математика.

3,4 +1,12=

0,17 +1,2 =

2,13 – 1,9 =

16,3 – 14,25 =

21,673 - 13,25 =

2,05

23

1,37

4,62

1,3

4,52

2,5

20,5

0,23

84,23

137

3,6

8,423

2,3

 

С

 

М

 

Е

 

А

 

Г

 

О

 

Н

 

И

 

Р

 

Ц

 

К

 

И

 

Н

 

Й

3.  «Математическая эстафета».

Учащиеся выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.


4.  Игра «Третий лишний»

Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:

· гектар, сотка, метр;

· ярд, тонна, центнер;

· конус, квадрат, круг;

·  треугольник, прямоугольник, квадрат;

·  прямая, отрезок, угол;

·  0,7; 2,1; 0,6;

5. Игра «Аукцион»

На торги выносятся задания по какой- либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.

Заключение. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому игра имеет еще и огромную воспитательную ценность.

1.Игры со спичками

1) Из девяти спичек сложить 100;

2) Из трех спичек сделать 4;

3) Из 14 спичек получить метр.

2.Загадочный прямоугольник

Сложить прямоугольник из математических фигур.

3.Конкурс художников (по 1 чел)

Из цифр нарисовать человечка

4.рекламная пауза

Гость – гадалка отгадывает дату Дня рождения.

Итоги конкурса художников.

5. «Хитрые стаканы»

На столе стоят в ряд три пустых стакана и три наполненных. Надо расположить стаканы так, чтобы пустые чередовались с полными. Для этого разрешается взять в руки только один стакан.

6.Говорите правильно

Зачитывают предложения, содержащие числительные

7. «Автоматизированный процесс» (по 2 человека)

При помощи программы «Автомат» получить число 100.


8.Черный ящик

Задавая вопросы по очереди, на которые можно ответить «да» или «нет», угадывают содержимое ящика (простой карандаш)

9.Заморочки из бочки

1) Батон разделили на три части. Сколько сделали разрезов? (2)

2) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)

3) У Маши было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько яблок было у Маши? (3)

4) Сколько нулей в записи числа «десять миллионов»? (7)

5) Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)

6) На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)

Математическую эстафету «Числовой фейерверк». Каждой команде предлагается свой рисунок. К доске вызываются капитанами команд поочередно учащиеся. Требуется выполнить действия по стрелке над числами в При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 6 классе провожу кружочках. Выполняя действия, следует идти от центрального кружка к периферии. Можно к одному рисунку вызывать сразу трех школьников. Побеждает та команда, у которой самая высокая результативность.

В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». Также эту игру можно использовать и в 7 классе при изучении темы: «Прямоугольная система координат на плоскости».

Учитель: Сеанс компьютерной графики. Даны координаты точек (3;14); (4;15); (3;16); (2;15); (3;14); (0;7);(1;6); (-2;3); (-4;3); (-2;2); (-1;1); (0;2); (1;1); (2;2); (3;2); (4;2); (5;1); (6;2); (3;5); (0;2); (0;0); (1;-1); (1;-3); (2;-4); (2;-7); (0:7); (0;-8); (1;-9); (3;-7); (5;-9); (6;-8); (6;-7); (4;-7); (4;-4); (5;-3); (5;-1); (6;0); (6;2); (7;1); (8;2); (10;3); (8;3);(5;6);(6;7);(3;14);

Глаза (1;8);(2;9);(3;8);(4;9);(5;8). Рот (1;7); (2;6);(4;6);(5;7);(1;7). Что получилось?

Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а ученики на листочках записывают ответы.

Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. 

Известный педагог В. А.Сухомлинский подчёркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах детей на уроках математики? Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Благодаря такому общему подъёму, дети начинают смотреть на учителя с любопытством и влюбленностью, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках, включая в них игры, различные нестандартные задания. Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гринченко И. С. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе».- М. «ЦГЛ», 2002.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

3. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / Авт.-сост. В. М. Симонов. – Волгоград: Учитель, 2005. 



.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики и физики

Автор: Скопкарёва Маргарита Николаевна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "ГУ Многопрофильная гимназия № 5 "Та?дау" "
    ["seo_title"] => string(41) "gu-mnoghoprofil-naia-ghimnaziia-5-tan-dau"
    ["file_id"] => string(6) "166885"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423019402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства