kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоритмы решения математических задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное решение задач по алгебре – это просто

Алгоритм решения стандартен для многих типов задач по алгебре.

  • Прежде всего, в голове решающего должен быть четко усвоенный теоретический материал, иначе практика окажется бессмысленной. Причем обычно требуется знание формул не только из конкретной темы, под которую можно подвести условие задачи, но и множества предыдущих.
  • Для начала следует составить план решения. Решение наугад чревато тратой времени и сил, ведь неизвестно, как быстро придет правильный способ, и придет ли вообще. Поэтому нужно несколько раз перечитать задачу, вникнуть в условие, желательно составить рисунок или схему, четко понять, на какой вопрос требуется дать ответ. Правильное оформление условий и четкое понимание смысла задачи – уже половина дела. Без понимания решение задач по математике будет представлять собой просто набор формул, подобранных наобум.
  • Как правило, план решения включает несколько этапов. Для того чтобы ответить на главный вопрос, требуется поиск промежуточных значений. Всегда нужно рассуждать: «Найти значение Х можно, если будет известен У. Найти У можно следующим образом…». И так с каждым этапом.
  • Большинство задач имеет несколько решений, которые в любом случае позволяют найти правильный ответ. Для совершенствования умения решать задачи можно попробовать искать результат разными способами.
  • Решив задачу, нужно просмотреть ее заново, проанализировать все решения, сопоставить с другими задачами такого типа или, наоборот, найти различия с задачами другого типа.
  • Имеет значение запись решения. Математика – наука точная, поэтому и записи должны быть максимально четкими и грамотно оформленными. Это также полезно для того чтобы четко проследить ход решения. Иногда решение удобно описать посредством таблицы или иллюстрации, иногда оптимальным вариантом будет связный рассказ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы решения математических задач »

Правила решения уравнений.


Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность





Уменьшаемое

=

Вычитаемое

+

Разность

Вычитаемое

=

Уменьшаемое

-

Разность












Делимое : Делитель = Частное





Делимое

=

Частное

*

Делитель

Делитель

=

Делимое

:

Частное















Статистические наблюдения.

Два основных правила теории вероятностей.

Действительные числа.



Арифметический квадратный корень

и его свойства

А) решение уравнения

,

если

a0

a=0

a0

Корней нет

x=0




б) решение уравнения

,

если

a0

a=0

a0

Корней нет

x=0

2 корня



















Уравнения, приводящиеся к квадратным.

  1. Путём использования замены переменных:

a) В уравнении ,

P(x) – многочлен от переменной х
Замена: , тогда



Исключение:

– биквадратное уравнение

Замена:



б) В уравнениях вида:
Если ,
то можно умножать попарно )
Замена: , тогда:

2. Путём равносильных повторений:

Дробно-рациональные уравнения:

Уравнения вида , где и - многочлены от одной

переменной, равносильны системе:

















Решение треугольников



Теорема косинусов






Теорема синусов




Теорема о сумме углов треугольника




  1. Дано:

Найти:

Решение:

  1. ;

  2. ;

  1. Дано:

Найти:

Решение:

  1. ;

  1. Дано:

Найти:

Решение:

  1. ;

  2. ;


  1. Дано:

Найти:

Решение:

  1. ;

  2. ;



Алгоритм построения графика функции



Способ 1

Способ 2

  1. Вычислить абсциссу вершины

.

  1. Подставить в уравнение и найти .

  2. Построить параболу с вершиной в точке . Если , ветки параболы направлены вверх, если - вниз.

  3. Для большей точности построения найти точки пересечения графика с координатными осями.

  1. Выделить полный квадрат:



  1. Применив схему геометрических преобразований графиков функций, выполнить построение параболы , потом её растяжение (или сжатие) к параболе , а затем параллельный перенос вдоль оси на и вдоль оси на .



Действительные числа и соотношения между ними

Соотношение

Запись

Означает

Графическое изображение

(больше)



( справа от )

(меньше)



( слева от )

= (равно)



( равно )





Четырёхугольники

Произвольные

Дроби

Решение неполных квадратных уравнений


c=0

b=0

b=0; c=0




или






Ответ:





Если , то




Ответ:

если , то


.

Если , то уравнение решений не имеет.











Ответ:



Найти точки, равноотстоящее от точек А(0;0;1), В(0;1;0), С(1;0;0) и отстоящие от плоскости YZ на расстояние 2. Заполнить схему решения в соответствии с указаниями.

















Схема решения линейных уравнений

Схема решения неполных квадратных уравнений .

Схема решения квадратного уравнения



Приведённое квадратное уравнение ()



Квадратное уравнение с чётным вторым коэффициентом



Элементарные иррациональные уравнения

Средний уровень (4-6 б)

Иррациональные уравнения

Достаточный уровень (7-9 б)



Пример решения:











Ответ: 11.







Пример решения:











отсюда

Ответ: -2

Пример решения:









отсюда .

Ответ: 6



Элементарные показательные уравнения

Средний уровень (4-6 б)





Достаточный уровень (7-9б)

Пример:





.

Ответ: .



Способ вынесения за скобку:

Пример:



Ответ: 4.

Квадратные уравнения:

Пример:

Ответ: 0; 1.



Однородные уравнения:

Пример:







Ответ: 0, .

Логарифмические уравнения:

Элементарные логарифмические уравнения

Средний уровень (4-6 б)


Определённый логарифм

Достаточный уровень (7-9 б)

Определённый логарифм

Равенство оснований













Уравнения с модулем:

Элементарные уравнения с модулем





Элементарные уравнения с модулем



Высокий уровень (10-12 б)







В ходе решения более сложных уравнений с модулем, необходимо:

  1. Найти ОДЗ уравнения;

  2. Найти нули всех подмодульных функций;

  3. Обозначить все найденные нули на ОДЗ и разбить ОДЗ на интервалы;

  4. Найти решение на каждом интервале и обязательно проверить, принадлежит ли найденное решение рассмотренному интервалу.



Тригонометрические уравнения

Средний уровень (4-6 б)


Достаточный – высокий уровень (7-11 б)

  1. Приведение тригонометрических уравнений к алгебраическим.

  2. Разложение на множители

Решение квадратных неравенств:

Средний уровень (4- 6 б)

Схема

Квадратное неравенство

























Ø











Ø


Ø





















Ø












Ø


Ø


Достаточный уровень (7 – 9 б)

Иррациональные неравенства


Элементарные иррациональные неравенства

Средний уровень (4-6 б)

Достаточный уровень (7-9 б)



Высокий уровень (9–11 б)



Неравенства с модулем:

Элементарные неравенства

Средний уровень (4 – 6 б)


Показательные неравенства:

Элементарные неравенства

Средний уровень (4 – 6 б)




Достаточный уровень (7 – 9 б)



Логарифмические неравенства:

Элементарные неравенства Средний уровень (4 – 6 б)







Логарифмические неравенства:

Элементарные неравенства Средний уровень (4 – 6 б)






Достаточный уровень (7-9 б)




Высокий уровень (10 – 11 б)


Значения тригонометрических функций для некоторых значений аргумента

α

(0 рад)

30°

(π/6)

45°

(π/4)

60°

(π/3)

90°

(π/2)

180°

(π)

270°

(3π/2)

360°

(2π)


0




1

0

-1

0


1




0

-1

0

1


0


1



0


0




1


0


0



1



2


-1


1



2



1


-1







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алгоритмы решения математических задач

Автор: Маркова Татьяна Николаевна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Решение текстовых задач по математике "
    ["seo_title"] => string(46) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "185079"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426145799"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Проблема формирования устной и письменной речи при решении текстовых задач "
    ["seo_title"] => string(85) "probliema-formirovaniia-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "221502"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435336902"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "" Закрепление вычислительных навыков при решении нестандартных задач". "
    ["seo_title"] => string(78) "zakrieplieniie-vychislitiel-nykh-navykov-pri-rieshienii-niestandartnykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "139648"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417770576"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспек урока математики на тему "Решение задач на  совместную работу" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiek-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-sovmiestnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "204440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429647624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства