Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода по теме "Вычитание смешанных дробей".
Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода по теме "Вычитание смешанных дробей".
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода по теме "Вычитание смешанных дробей".»
Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель.
Я остановлюсь на уроке который проводила в 5 «Б» классе по теме:
«Вычитание смешанных дробей»
Тип урока: Урок открытия и изучения новых знаний.
Данный урок №5 в системе уроков по теме «Сложение и вычитание смешанных дробей».
На уроке были поставлены следующие цели:
-образовательные: формировать способность к построению алгоритма и использованию вычитания смешанных дробей, когда из дробной части первой дроби не вычитается дробная часть второй дроби, тренировать способность к его практическому применению;
-воспитательные: воспитывать глубокий и устойчивый интерес к изучению математики;
Цели урока были определены с учетом особенностей психического развития школьников 11-12 лет (ведущая деятельность – общение, стремление найти место среди одноклассников), особенностей класса (активность, увлеченность) и способности каждого ученика.
Реализовать цели предполагалось следующими средствами.
На учебном материале: учебник Математика. Арифметика .Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ Е.А. Бунимович и др.- 2-е издание- М:Просвещение, 2011.- (Академический школьный учебник) (Сферы), раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма вычитания смешанных дробей, когда дробная часть первой дроби меньше дробной части второй дроби.
Регулятивные: умение ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания;
Коммуникативные: организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правило вычитания смешанных дробей, когда дробная часть первой дроби меньше дробной части второй дроби и уметь применять его на практике. Умение оценить свою работу.
Метапредметные: способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение примеров.
Урок строится таким образом, что изученный ранее материал повторили по устным вопросам и выполнение письменных зданий, в каждом из которых требовалось от учащихся концентрации внимания и мобилизации знаний по ранее изученному материалу в данной теме. На уроке создала условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Тему урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания и мотивирует учащихся, в определении цели урока с помощью постановки вопросов. На уроке использовала различные формы заданий, выполнение письменных заданий и постановки проблемной ситуации, привлекает внимание учащихся и выполняет решение поставленных целей урока.
Для организации урока была использована технология сотрудничества, учащиеся работали в парах и в группах. Главным звеном в технологии сотрудничества выступает учебно-коммуникативная ситуация, в разрешении которой включаются учащиеся. Содержание такой ситуации носит как предметный, так и социально значимый характер.
Данная технология позволила использовать репродуктивный метод обучения; частично-поисковый.
Урок был построен следующим образом:
1.Этап мотивации к учебной деятельности.
Цели этапа:
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Включить учащихся в учебную деятельность.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, при помощи наводящих вопросов учителя. Данный этап был проведен и имел должный результат. Учащиеся активно работали и быстро справились с задачей.
2. Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели этапа:
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: вычитание смешанных дробей.
Зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний при вычитании смешанных дробей. Определили из предложенных примеров какой лишний? Пояснили почему? Этап прошел без затруднений.
3. Этап выявление места и причины затруднения.
Цели этапа:
Организация анализа возникшей ситуации и выявления места и причины затруднения.
Согласовать цель и тему урока.
После решения примеров в математической разминке задала вопросы. Какое значение вы получили в последнем примере? (При решении этого примера дети испытывают затруднения.) Почему у вас возникло затруднение? (Не умеем вычитать смешанные дроби, когда дробная часть первой дроби меньше дробной части второй дроби.) Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия вычитания смешанных дробей, когда из дробной части первой дроби не вычитается дробная часть второй дроби. Этап прошел без затруднений и все учащиеся выделили данную проблемную ситуацию.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цели этапа:
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения.
Зафиксировать новый способ действий с мощью алгоритма.
Была использована работа в группах по составлению алгоритма, каждая группа представила свой алгоритм-правило. Были представлены два различных вида правил. На данном этапе учащиеся активно обсуждали в группах, каждый из них предложил какие-то действия. Работа в группе позволила учащимся двигаться и свободно общаться. Данный этап самый продолжительный по времени, это оправдывается эффективностью проделанной работы.
5. Реализация построенного проекта.
Цели этапа:
Осуществить реализацию построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного алгоритма: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершении уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цели этапа:
Решить типовые задания на новый способ действия.
На этом этапе учащиеся в форме коммуникации в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух друг другу. Данный этап является первичным в закреплении новых действий, поэтому здесь необходимо точность выполнении действий, проверка была организована по образцу.
7. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.
Цели этапа:
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
На данном этапе использовала индивидуальную работу. Учащиеся самостоятельно выполняют здание заполни пропуски и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершении учащиеся в оценочный лист выставляют количество баллов по решенным правильно примерам. Этот этап имеет эмоциональную направленность в создании ситуации успеха для каждого ученика, что позволяет им включиться в дальнейшую познавательную деятельность. Этап прошел качественно.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цели этапа:
Выявить границы применения нового знания.
Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: выполнять вычитание мешанных дробей с разными знаменателями, и когда дробная часть первой дроби меньше, чем дробная часть второй дроби. Учащиеся успешно справлялись с предложенными заданиями из учебника и проверяли правильность с помощью решения на интерактивной доске. Работа на интерактивной доске всегда проходит с желанием, стараются быстрее решить пример в тетради, чтобы решение продемонстрировать на доске.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цели этапа:
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
На этом этапе снова акцентировала внимание учащихся на цели урока: умение использовать знания и применять их на практике. Цели были отработаны полностью и усвоены учащимися. Далее поставили отметки по соответствующему критерию и сдали оценочные листы. Использовала рефлексию с помощью смайликов, которые показали, что тему поняли полностью. Объяснено выполнение домашнего задания.
Я считаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели. Ребятам было интересно и комфортно на уроке. Отметку «5» получили 13 учащихся, «4» -8 учащихся и «3» - 3 человека по причине отсутствия, они болели потом материал отработали самостоятельно на «4».