kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках математики как один из приёмов активизации познавательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я рассматриваю цели и задачи дидактической игры на уроках математики. Считаю, что дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках математики как один из приёмов активизации познавательной деятельности »

Дидактические игры на уроках математики, как один из приёмов активизации познавательной деятельности.


Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, помогает преодолеть трудности в усвоении учебного материала. Урок – это живой творческий процесс, а всякому живому чужды статичность и однообразие. Урок должен рождаться каждый раз как маленькое чудо, вызывать удивление, открытие, удовлетворение. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются и определяются интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть привлекательность изучаемого предмета. Этому способствует дидактическая игра на уроке математики, обладающая образовательной, развивающей и воспитательной функциями. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, развивается фантазия, уверенность в своих способностях. Развивается чувство товарищества, взаимовыручки. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В то же время нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть математикой «легко и просто». Лёгких путей в науке нет. Но необходимо использовать всё для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры, вводится элемент соревнования.

Цель проведения дидактических игр на уроке:

1.Повысить интерес к предмету.

2.Расширить математический кругозор.

3.Оживить и сделать более интересным преподавание «сухой» математики.

4.Научить учащихся самостоятельности.

5.Совершенствовать вычислительные навыки.

6.Способствовать развитию логического мышления на уроке математики.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

1.Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.

2.Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.

3.Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

4.При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль за её результатом.

5.Каждый ученик должен быть активным участником игры.

6.Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

7.Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру.

8.В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.

Таким образом, применение дидактических игр на уроках помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, используя игру как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Приведу примеры использования дидактических игр на своих уроках.

Для устного счёта использую такие игры, как «Лесенка», «Молчанка», «Удивительная цепочка», круговые примеры, игра «Математическое лото», «Математический хоккей», всевозможные формы кодирования ответов. Например, на доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующему верному ответу. По окончании счёта у ребят появляется слово или какая-нибудь фраза.

Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение чётко и конкретно мыслить. В такие разминки включаю вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких-либо математических понятий и определений. Например (6 класс):

1.Число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.

2.Сотая часть числа.

3.Наименьшее натуральное число.

4.Дробь, равная 50%.

5.Числа, имеющие не более двух делителей.

6.Одна сотая часть метра.

7.Знак вычитания.

8.67 – это составное число?

9.Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.

10.Наибольшее двузначное число.

11.Сумма противоположных чисел.

12.Наибольшее отрицательное двузначное число.

Очень нравится ребятам игра «Лучший счётчик», которая заключается в следующем: учащиеся встают со своих мест, я называю любое натуральное число, например 5. Даю задание: «Прибавьте 0,3». Первый ученик говорит: «5,3». Второй ученик: «5,6». Третий ученик: «5,9» и т.д. Тот, кто ошибается, садится на своё место. Следующий отвечает за него. Далее по ходу игры меняю задание. Допустим, после седьмого ответа говорю: «Теперь отнимите 0,2», а после двенадцатого: «Прибавьте 0,5» и т.д. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся, естественно, он один останется стоять.

Неоценима на уроках математики роль физминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме. Например:

1.У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь – руки вверх, неправильную – руки в стороны.

2.У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна – присели, положительна – встали.

3.На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный – учащиеся хлопают в ладоши, а если неверный – топают ногами.

Цифровой диктант. Этот приём, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока). Например: тема «Решение уравнений» (5 класс).

1.Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти (1).

2.Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое (0).

3.Решить уравнение – значит найти все его корни, или доказать, что корней нет (1).

4.100 : 4 = 20 (0).

5.Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое (1).

6.Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство (1).

7.120 больше 60 на 2 (0).

Ответ: 1010110.

Для усвоения теоремы «Сумма углов выпуклого n-угольника» (8 класс) предлагаю игру «Диалог». Она направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему и создаёт проблемную ситуацию. Класс делится на команды, которые стараются решить эту проблему. Но им иногда недостаточно имеющихся знаний. По правилам игры каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов, чтобы извлечь из его ответов максимум информации. Учитель, как бы, не желает выдавать нужную информацию, а ученики умело поставленными вопросами вынуждают его к этому. И если в этом диалоге, при минимальном количестве вопросов, у учеников наступает «озарение», то учитель выполнил задачу по развитию творческого мышления учащихся. В данном примере игра носит обучающий характер.

Условия некоторых задач полезно переформулировать, так, чтобы получить условия жизненных ситуаций. С учащимися 5-6 классов мы решаем задачи на нахождение объёма и площади силостной ямы, на определение количества олифы для окраски вёдер цилиндрической формы, на нахождение объёма и массы кирпича и шлакоблока, на определение количества шлакоблоков для постройки жилого дома, на нахождение массы стога сена, урожайности различных культур и т.д.

Проводимые мною уроки-сказки, уроки-путешествия, интересны тем, что весь учебный процесс проходит в качестве путешествия, полного приключений и чудес. Перед детьми предстают различные сказочные герои, которым необходима помощь. Дети преодолевают препятствия, если справляются с заданиями, в которых нужно вспомнить правила, исправить, либо решить примеры, решить задачи. На таких уроках ученик выступает активным преобразователем действий, что способствует повышению активности в разы. Эти уроки позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонёк пытливости и любознательности, что в конечном счёте, облегчает процесс усвоения знаний.

Таким образом, дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включать в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Игра помогает учителю донести трудный материал в доступной форме. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Костенкова Елена Васильевна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ighra_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "461949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521049580"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Игры на уроках математики в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(51) "ighry-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "106839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403095743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства