Деятельностный подход на уроках математики, как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
Деятельностный подход на уроках математики, как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
Практика работы показывает, что обучающиеся с нарушениями интеллекта испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в самостоятельной жизни и практической трудовой деятельности. Проблемы социализации выпускников коррекционных школ заключаются в частой смене работы, не всегда объективно обоснованной неудовлетворенности заработком; трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия, неумение правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Поэтому данная проблема ставит перед коррекционным учреждением серьезные задачи.
Включение в уроки математики некоторых элементов экономических понятий, сочетающих в себе интеграцию и координацию знаний по математике, труду и социально - бытовой ориентировке, будет способствовать более успешному усвоению обучающимися учебного материала, тем самым подготавливая их и социализируя к самостоятельной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход на уроках математики, как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта.»
Деятельностный подход на уроках математики, как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
Гарипова А.А., учитель математики
ГКОУ СО Касноуфимская школа интернат.
В коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта одним из основных направлений деятельности является оказание психолого-педагогической помощи в адаптации и социализации обучающихся в обществе.
Социализация – это процесс приспособления личности к оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью. Социализация– процесс педагогически корректируемый; может успешно осуществляться у обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
Реализация задачи подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально - трудовой адаптации и жизни в современных экономических условиях невозможна без тесной связи с решением жизненно необходимых проблем. Этот процесс является сложным и неоднозначным, требующим поиска педагогических путей своей реализации. Актуальность этой проблемы определяется недостаточной ориентированностью детей в окружающем мире.
Практика работы показывает, что обучающиеся с нарушениями интеллекта испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в самостоятельной жизни и практической трудовой деятельности. Проблемы социализации выпускников коррекционных школ заключаются в частой смене работы, не всегда объективно обоснованной неудовлетворенности заработком; трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия, неумение правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Поэтому данная проблема ставит перед коррекционным учреждением серьезные задачи.
Включение в уроки математики некоторых элементов экономических понятий, сочетающих в себе интеграцию и координацию знаний по математике, труду и социально - бытовой ориентировке, будет способствовать более успешному усвоению обучающимися учебного материала, тем самым подготавливая их и социализируя к самостоятельной жизни. Поэтому передо мной, как учителя математики, стоит задача добиться овладения обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. При планировании в своей работе использую задания, направленные на:
1.формирование экономических понятий, раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;
2. успешную адаптацию в быту, включение в производственную деятельность.
Первое, на что обращаю внимание, это знакомство обучающихся с важными понятиями, необходимыми для всей последующей работы:
Экономика, бюджет, доходы, расходы, налог, абонент, льгота, счётчик, коммунальные услуги и др.
Затем в работу обучающихся постепенно включаю задания, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, об условиях труда и его оплаты, формировании семейного бюджета и рациональном его использовании, например:
Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.
Рассортируйте записи в два столбика “доход”- “расход” и подсчитайте, какой результат ожидает семью (можно рассматривать, как домашнее задание).
Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если:
Папа получает зарплату-28750р.
Мама получает зарплату-15500р.
Бабушка получает пенсию-10800р.
Задача№3
Зарплата папы и мамы-45000р.
Пенсия бабушки-10500р.
Затраты на продукты-19300р.
Оплата за квартиру, свет, телефон-4200р.
Оплата за ремонт холодильника-1500р.
Оплата подарка сыну-2000р.
Остаток-…
Вывод.
Что означает термин “экономить”?
Чем отличается качество “экономный” от качества “жадный”?
Важным условием при решении подобных задач является знакомство с понятием «заработная плата» - это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.
Этот список можно расширить и усложнить (либо упростить), всё зависит от цели урока и состава класса. Конечно, все цифры и подсчёты используются символические, т.к. важно, чтобы обучающиеся поняли принцип подхода к данным вопросам и понятиям. Что касается количества предложенных заданий, их периодичности и систематизации в процессе обучения, то это также зависит от цели урока и состава класса. Динамика такого процесса заключатся в том, что от единичных заданий можно перейти к отдельным тематическим урокам, посвящённым одной проблеме, например:
Организации своего дела (бизнеса).
Как уже говорилось ранее, после окончания школы наши выпускники в силу психофизических особенностей часто остаются без средств к существованию. Не все работодатели готовы нанять такого работника. Поэтому, на уроках математики рассматриваю все возможности открытия своего дела, пусть даже примитивного, но доступного людям с ограниченными возможностями здоровья, которое будет приносить прибыль, при условии грамотной организации и ведения. Например, предоставление услуг населению (ремонт обуви, организация клининговой компании), аграрная деятельность (выращивание сельскохозяйственных культур) и т.д. Особое внимание следует обратить на законодательную базу при открытии предприятия (ведение документации, уплату налогов и т.д.)
Рациональному вложению и сбережению денежных средств - излишков семейного бюджета. На таких уроках целесообразно познакомить обучающихся с понятием «валюта». Арифметическими подсчетами можно предположить, в какой валюте перспективно хранить сбережения в нестабильных экономических условиях, также познакомиться с процентными ставками банков.
Таким образом, уроки математики с элементами экономики повышают мотивацию обучающихся, активизируют мыслительную деятельность, обладают большим воспитательным потенциалом, таким, как навыки взаимодействия с людьми, умение принимать самостоятельно решения, формируют ответственность за материальное будущее своё и своей семьи. В совокупности, всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности личности обучающихся с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.