Просмотр содержимого документа
«Дифференциация и индивидуализация на уроках контроля и коррекции знаний»
Дифференциация и индивидуализация на уроках контроля и коррекции знаний
В условиях современной школы диагностике знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения уделяется большое внимание. Процесс усвоения знаний—индивидуальный, поэтому необходимы такие формы контроля, которые учитывают уровни усвоения учебного материала каждым учеником класса.
Не умоляя ни в коем случае значения традиционных форм контроля, я пытаюсь найти свои, которые наряду с привычными формами, позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений каждого учащегося на данном этапе обучения с учетом не только их математических способностей или неспособностей, но и психологических особенностей.
Примером является урок—экзамен. Экзамен, потому что на нем проверяются не только практические навыки по той или иной теме, но и знания теоретического материала. Провожу я такой урок при осуществлении контроля знаний по теме, рассчитанной на большое количество часов.
Приведу пример такого урока-экзамена по теме «Умножение десятичных дробей» в 5 классе. В процессе его проведения проверяю качество усвоения знаний по вопросам:
Умножение десятичных дробей на натуральное число;
Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000,…;
Умножение десятичных дробей;
Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001;….
С самых первых уроков изучения темы вывешивается стенд «Готовься к экзамену», где отражены теоретические вопросы, выносимые на урок—экзамен и примеры основных заданий на применение этих вопросов.
Класс предварительно разделен на группы, которые я условно называю: первая, вторая, третья. Деление происходит по результатам обучения и отношения к делу. Это разбиение чаще всего остается стабильным в течение всего учебного года, хотя теоретически переход из группы в группу возможен. При изучении материала на разных этапах работы для каждой группы используются задания различной степени сложности. Соответственно, задания В1 рассчитаны на учащихся первой группы, в которой дети, испытывающие затруднения в изучении предмета . Задание проверяет достижение обязательного уровня подготовки, определенного стандартом математического образования. В2 рассчитан на учащихся второй группы и, наряду с заданиями, направленными на проверку основных умений и навыков содержит задания, связанные с применением этих умений при выполнении упражнений различного вида. В3 для учащихся третьей группы, т.е. для детей с хорошей математической подготовкой содержит задания, требующие не только свободного владения приобретенными знаниями, но и заданий, требующих более глубокого осмысления теории.
Учащиеся знают, что задания В1—на оценку «3»; В2— на оценку «4»; В3—на оценку «5» и что можно улучшить свою оценку, решив кроме своего варианта одно из заданий более высокого по сложности варианта. Это задание обведено в карточке кружочком синего цвета. Причем, каждый ученик на этом уроке вправе сам выбирать вариант для выполнения. Привожу примеры этих вариантов: карточки В1 - желтый цвет, В2 - зеленый цвет, В3—красный цвет. Первое задание в карточке любого варианта отмечено тремя звездочками красного цвета, оно проверяет знание теоретического материала. Остальные задания проверяют практические навыки.
Урок начинается с выбора каждым учащимся своего варианта. Выбрав его, они начинают работать в тетрадях для контрольных работ. В это время я приглашаю к себе по одному учащемуся и беседую с ним по первому вопросу, а именно, проверяю задания теории ( правила умножения десятичных дробей). Причем, из четырех правил по этой теме каждый отвечает три по желанию учителя. За урок бывают опрошены все учащиеся класса. Результаты урока—экзамена заносятся в таблицу.
Во второй части этой таблицы результаты следующего урока- урока работы над ошибками. В начале этого урока сообщаю результаты экзамена, затем каждый работает над своими ошибками. Т. к. учащимся первой группы я все ошибки исправляю, то их задача только понять суть каждой допущенной ошибки. После этого они получают другую карточку В1 и карточку консультант, с помощью которой выполняют те задания, в которых допустили ошибки. В случае успешного выполнения они имеют возможность повысить оценку.
Учащимся второй группы ошибки только подчеркиваются, поэтому, после выполнения работы над ошибками они работают с карточками В3, где выполняют задания с 4 по 6. Учащиеся третьей группы, выполнив работу над ошибками, получают любую другую карточку своего варианта и делают те задания, в которых допустили ошибку. Те учащиеся третьей группы, которые выполнили свою работу на «5», получают задания олимпиадного характера, по возможности, связанные с темой урока.
Анализ результатов такого контроля и коррекции показывает, что все учащиеся класса овладевают комплексом обязательных знаний и умений.