Одной из составляющих технологий личностно-ориентированного развивающего обучения является дифференциация обучения. В статье раскрываются основные положения дифференциации обучения и приводятся примеры применения дифференциации на уроках математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация обучения на уроках математики»
Дифференциация обучения на уроках математики.
Чаплина Г.И.
Основное направление, установленное стандартами второго поколение, - реализация деятельностного подхода в обучении. Задача учителя – задействовать каждого ученика, создавая удобство организации его работы и учитывая его возможности. В стандартах второго поколения делается акцент на организацию обучения, учитывающего индивидуальное развитие каждого ученика.
Необходимость дифференцированного обучения математике обусловлена различием обучающихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. По проявляемым в этих отношениях различиям обучающиеся условно могут быть разделены на три группы:
І группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении (новый материал, схемы выполнения типовых задач усваивают после первичного их объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения изменённых типовых или усложнённых задач);
ІІ группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении (овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, решение типовых заданий усваивают после рассмотрения нескольких образцов, решают более сложные задачи, опираясь на указания учителя);
ІІІ группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении ( при усвоении нового материала испытывают затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, решать задачи с изменённым и усложнённым условием не могут).
Дифференцированный подход в обучении – это целенаправленное отношение учителя к обучающимся с учётом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике. При этом каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объёме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач. В то же время если для одних обучающихся необходимо продлить отработку основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Готовясь к уроку, учитель должен помнить, что класс - это три группы, а план урока – это три плана в одном. Составляя план урока, я стараюсь продумать, чем будет заниматься каждая группа на различных этапах.
І этап - изучение нового материала. При объяснении нового материала нужно дать проявить себя сильным учащимся. Для этого использую проблемное изложение материала, частично-поисковый способ обучения, обучение с опережением. Например, в 6-ом классе изучение темы «Решение уравнений» начинаю с постановки проблемы: в наборе упражнений для устного счёта дети сталкиваются с уравнением, способ решения которого им ещё неизвестен.
х + 12 = 28
25 – у = 7
х – 18 = 23
7х + 4х = 22
3х = 4 - х
Проявив смекалку или прочитав пункт учебника, дети находят решение нового для них уравнения. В процессе обсуждения решения в первую очередь заслушиваются те учащиеся, которые работали без учебника. Итогом обсуждения должен стать способ решения уравнений и запись алгоритма решения в тетрадь. Затем один из учащихся решает данное уравнение на доске с подробным объяснением для тех, кто всё-таки не смог разобраться сам.
Применяя технологию обучение с опережением, я предлагаю детям разобрать следующий пункт учебника самостоятельно. На следующем уроке, как правило, сильные учащиеся помогают одноклассникам в изучении нового материала: доказывают теоремы, объясняют решение примеров из учебника.
ІІ этап –применение изученной теории к решению задач. После объяснения нового материала часто создаётся такая ситуация, когда значительное число учащихся ещё не освоили основные положения нового алгоритма вычислений (преобразований) или нового метода решения, и для них требуется организовать показ образцов выполнения тех или иных действий. Вместе с тем есть ученик (или группа учеников), который понял материал. Как правило такие учащиеся готовы двигаться дальше, им вредно топтаться на месте, они могут создать нерабочую атмосферу в классе. В этом случае я стараюсь организовать индивидуальную работу ученика или группы учеников. Обычно организация подобной индивидуальной работы планируется заранее, при подготовке к уроку. В индивидуальном задании может быть представлена технически более сложная ситуация, например, более сложные вычисления или преобразования, связанные с темой, которая изучается в классе. Проверить такие задания можно с помощью проектора по готовому решению или, если есть время ,дать возможность показать ученику своё решение на доске.
На уроках-практикумах можно организовать групповую дифференцированную работу. При этой форме деятельности обучающиеся одной типологической группы выполняют своё дифференцированное задание коллективно (по 3-4 человека), а затем организуется отчёт каждой типологической группы.
ІІІ этап – контроль знаний и умений. Для проведения самостоятельных и контрольных работ обучающихся использую разноуровневые дидактические материалы или составляю сама разноуровневые карточки. Для слабых учащихся можно составить карточки с образцами решения.
Анализ контрольной работы также провожу дифференцировано : учащиеся, допустившие много ошибок, работают совместно с учителем, остальные учащиеся решают более сложные задания. В конце урока проводится проверка ответов и решений.
ІV этап – домашнее задание. Для домашней работы подбираю задания, которые смогли бы более полно использовать возможности обучающихся и позволили бы организовать их проверку в классе. Принцип заключается в следующем: есть упражнения, предназначенные для всего класса, и есть упражнения, повышенной сложности, выполняемые по желанию. Проверку таких заданий организую через проектор.
К данному этапу можно отнести и проектную деятельность обучающихся, которая позволяет разнообразить изучение предмета, повысить интерес к нему, создаёт базу для межпредметных связей, тем самым способствуя разностороннему развитию и личностному росту школьников. Для участия в проекте подбираю обучающихся разных типологических групп.
Исходя из особенностей каждой типологической группы, учитель с помощью дифференцированных форм учебной деятельности, реализует различные цели:
с учащимися І группы – расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности, развитие умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, развитие умений решать нестандартные творческие задачи;
с учащимися ІІ группы – повторение, ликвидация пробелов для успешного изучения новой темы, развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей, доведения обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний;
с учащимися ІІІ группы – ликвидация пробелов в знаниях и умениях, развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу, воспроизводить изученный материал, решённую задачу, доведение учащихся до обязательного уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Литература.
Т. В. Дорофеев, Л. В. КА. Н. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов. Дифференциация в обучении математике. Журнал «Математика в школе» №4 1990 г.
А. Н. Капиносов. Уровневая дифференциация при обучении математике. «Математика в школе» № 5 1990 г.
В. В. Куприянович. Изучение способностей направляет дифференциацию. «Математика в школе» №5 1991 г.
Н. Сотникова. Дифференцированный подход при объяснении нового материала. «Математика» №7 2010 г.
Р. А. Утеева. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся. «Математика в школе» № 9 1995 г.
Чаплина Галина Ивановна, МКОУ «Давыдовская СОШ», учитель математики І КК,
397940 Воронежская обл. Лискинский муниципальный район гп. Давыдовка ул. Почтовая д.64,