kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация обучения на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из составляющих технологий личностно-ориентированного развивающего обучения является дифференциация обучения. В статье раскрываются основные положения дифференциации обучения и приводятся примеры применения дифференциации на уроках математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация обучения на уроках математики»

Дифференциация обучения на уроках математики.

Чаплина Г.И.

Основное направление, установленное стандартами второго поколение, - реализация деятельностного подхода в обучении. Задача учителя – задействовать каждого ученика, создавая удобство организации его работы и учитывая его возможности. В стандартах второго поколения делается акцент на организацию обучения, учитывающего индивидуальное развитие каждого ученика.

Необходимость дифференцированного обучения математике обусловлена различием обучающихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. По проявляемым в этих отношениях различиям обучающиеся условно могут быть разделены на три группы:

І группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении (новый материал, схемы выполнения типовых задач усваивают после первичного их объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения изменённых типовых или усложнённых задач);

ІІ группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении (овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, решение типовых заданий усваивают после рассмотрения нескольких образцов, решают более сложные задачи, опираясь на указания учителя);

ІІІ группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении ( при усвоении нового материала испытывают затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, решать задачи с изменённым и усложнённым условием не могут).

Дифференцированный подход в обучении – это целенаправленное отношение учителя к обучающимся с учётом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике. При этом каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объёме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач. В то же время если для одних обучающихся необходимо продлить отработку основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Готовясь к уроку, учитель должен помнить, что класс - это три группы, а план урока – это три плана в одном. Составляя план урока, я стараюсь продумать, чем будет заниматься каждая группа на различных этапах.

І этап - изучение нового материала. При объяснении нового материала нужно дать проявить себя сильным учащимся. Для этого использую проблемное изложение материала, частично-поисковый способ обучения, обучение с опережением. Например, в 6-ом классе изучение темы «Решение уравнений» начинаю с постановки проблемы: в наборе упражнений для устного счёта дети сталкиваются с уравнением, способ решения которого им ещё неизвестен.

  • х + 12 = 28

  • 25 – у = 7

  • х – 18 = 23

  • 7х + 4х = 22

  • 3х = 4 - х

Проявив смекалку или прочитав пункт учебника, дети находят решение нового для них уравнения. В процессе обсуждения решения в первую очередь заслушиваются те учащиеся, которые работали без учебника. Итогом обсуждения должен стать способ решения уравнений и запись алгоритма решения в тетрадь. Затем один из учащихся решает данное уравнение на доске с подробным объяснением для тех, кто всё-таки не смог разобраться сам.

Применяя технологию обучение с опережением, я предлагаю детям разобрать следующий пункт учебника самостоятельно. На следующем уроке, как правило, сильные учащиеся помогают одноклассникам в изучении нового материала: доказывают теоремы, объясняют решение примеров из учебника.

ІІ этап –применение изученной теории к решению задач. После объяснения нового материала часто создаётся такая ситуация, когда значительное число учащихся ещё не освоили основные положения нового алгоритма вычислений (преобразований) или нового метода решения, и для них требуется организовать показ образцов выполнения тех или иных действий. Вместе с тем есть ученик (или группа учеников), который понял материал. Как правило такие учащиеся готовы двигаться дальше, им вредно топтаться на месте, они могут создать нерабочую атмосферу в классе. В этом случае я стараюсь организовать индивидуальную работу ученика или группы учеников. Обычно организация подобной индивидуальной работы планируется заранее, при подготовке к уроку. В индивидуальном задании может быть представлена технически более сложная ситуация, например, более сложные вычисления или преобразования, связанные с темой, которая изучается в классе. Проверить такие задания можно с помощью проектора по готовому решению или, если есть время ,дать возможность показать ученику своё решение на доске.

На уроках-практикумах можно организовать групповую дифференцированную работу. При этой форме деятельности обучающиеся одной типологической группы выполняют своё дифференцированное задание коллективно (по 3-4 человека), а затем организуется отчёт каждой типологической группы.

ІІІ этап – контроль знаний и умений. Для проведения самостоятельных и контрольных работ обучающихся использую разноуровневые дидактические материалы или составляю сама разноуровневые карточки. Для слабых учащихся можно составить карточки с образцами решения.

Анализ контрольной работы также провожу дифференцировано : учащиеся, допустившие много ошибок, работают совместно с учителем, остальные учащиеся решают более сложные задания. В конце урока проводится проверка ответов и решений.

ІV этап – домашнее задание. Для домашней работы подбираю задания, которые смогли бы более полно использовать возможности обучающихся и позволили бы организовать их проверку в классе. Принцип заключается в следующем: есть упражнения, предназначенные для всего класса, и есть упражнения, повышенной сложности, выполняемые по желанию. Проверку таких заданий организую через проектор.

К данному этапу можно отнести и проектную деятельность обучающихся, которая позволяет разнообразить изучение предмета, повысить интерес к нему, создаёт базу для межпредметных связей, тем самым способствуя разностороннему развитию и личностному росту школьников. Для участия в проекте подбираю обучающихся разных типологических групп.

Исходя из особенностей каждой типологической группы, учитель с помощью дифференцированных форм учебной деятельности, реализует различные цели:

с учащимися І группы – расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности, развитие умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, развитие умений решать нестандартные творческие задачи;

с учащимися ІІ группы – повторение, ликвидация пробелов для успешного изучения новой темы, развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей, доведения обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний;

с учащимися ІІІ группы – ликвидация пробелов в знаниях и умениях, развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу, воспроизводить изученный материал, решённую задачу, доведение учащихся до обязательного уровня усвоения знаний и способов деятельности.


Литература.

  • Т. В. Дорофеев, Л. В. КА. Н. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов. Дифференциация в обучении математике. Журнал «Математика в школе» №4 1990 г.

  • А. Н. Капиносов. Уровневая дифференциация при обучении математике. «Математика в школе» № 5 1990 г.

  • В. В. Куприянович. Изучение способностей направляет дифференциацию. «Математика в школе» №5 1991 г.

  • Н. Сотникова. Дифференцированный подход при объяснении нового материала. «Математика» №7 2010 г.

  • Р. А. Утеева. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся. «Математика в школе» № 9 1995 г.


Чаплина Галина Ивановна, МКОУ «Давыдовская СОШ», учитель математики І КК,

397940 Воронежская обл. Лискинский муниципальный район гп. Давыдовка ул. Почтовая д.64,

[email protected], 89515567724

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дифференциация обучения на уроках математики

Автор: Чаплина Галина Ивановна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Дифференцированный подход в обучении учащихся математике как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(115) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-matiematikie-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "148443"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419705515"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Дифференциация обучения на уроках математики."
    ["seo_title"] => string(51) "diffierientsiatsiiaobuchieniianaurokakhmatiematiki1"
    ["file_id"] => string(6) "331316"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464604617"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "статья  по теме " Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях полиэтнической "
    ["seo_title"] => string(129) "stat-ia-po-tiemie-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-urovnievoi-diffierientsiatsii-na-urokakh-matiematiki-v-usloviiakh-polietnichieskoi"
    ["file_id"] => string(6) "223189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437391795"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "статья по теме "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях полиэтнической среды" "
    ["seo_title"] => string(136) "stat-ia-po-tiemie-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-urovnievoi-diffierientsiatsii-na-urokakh-matiematiki-v-usloviiakh-polietnichieskoi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "223190"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437392276"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Доклад :Уровневая дифференциация. "
    ["seo_title"] => string(38) "doklad-urovnievaia-diffierientsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "131579"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416166554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства