kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на ШМО учителей математики «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили

         Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является  проблемно-диалогическое обучение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО учителей математики «Технология проблемного обучения на уроках математики» »



МОУ ШУВОЙСКАЯ СОШ





Доклад


на ШМО




учителей математики




« Технология проблемного обучения

на уроках математики»













Подготовил учитель

математики Т.А. Бухарова





Технология проблемно-диалогического обучения


Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили


Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.


  1. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

  2. Место проблемно-диалогического обучения: урок изучения нового материала на любом предметном содержании и любой ступени

  3. Цели проблемно-диалогического обучения: - формировать знания;

- развивать интеллект и творческие способности;

- воспитывать активную личность

4. Задача проблемно-диалогического обучения: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.


Этап введения знаний организуется посредством методов – определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (творческой!) частью подготовки к уроку.


Классификация методов обучения



МЕТОДЫ


П Р

О Б Л Е

МНЫЕ


ТРАДИЦИ


«Классические»


«Сокращенные»

ОННЫЕ


сообщение

постановка

побуждаю-

подводящий

сообщение


Постановки

проблемы

проблемы

щий диалог

к теме

темы с


проблемы

учителем

учениками

от

диалог

мотивирующим

Сообщение


от

от

проблемной


приемом

темы


проблемной

проблемной

ситуации





ситуации

ситуации






сообщение

Выдвижение,

побуждаю-

подводящий

подводящий


Поиска

гипотез,

проверка

щий к гипо-

от проблемы

без проблемы


решения

проверки

гипотез

тезам и про-

диалог

диалог

Сообщение


учителем

учениками

верке диалог



знания


При проблемно-диалогическом введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию. Из них первые два приходятся на этап введения знаний, а остальные – на этап воспроизведения (проговаривания) знаний.


Этапы научной творческой деятельности

Проблемная

ситуация

Содержание – противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью

Признак - эмоциональная реакция: удивление, затруднение

Название

Содержание этапа

Результат этапа

1. Постановка проблемы

-Возникновение проблемной ситуации;

-осознание противоречия;

-формулирование проблемы

Проблема-вопрос, охватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для её решения

2. Поиск решения

-Выдвижение гипотез;

-проверка гипотез

Решение – понимание нового знания

3.Выражение решения

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Продукт – рукопись (книги, статьи, диссертации, доклада)

4.Реализация продукта

Публичное представление продукта

Реализация – публикация, выступление


Технология подготовки проблемно-диалогического урока

открытия нового знания.

I.                    Введение нового знания

1.      Постановка проблемы:

- побуждающий диалог;

- подводящий диалог;

- сообщение темы с мотивирующим эффектом.

2.      Поиск решения:

- если проблема есть: побуждающий и подводящий диалог

- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог

 

II.                 Воспроизведение новых знаний

  1. Продуктивные задания.





I. 1. Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» или «актуальность»). Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс, при этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

I. 2. Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог (причем существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный) и подводящий к знанию диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

II. 1. Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется вернуться с вновь открытым знанием к вопросу (и ответить на него!) или к формулировке темы урока (ключевые слова и т.п.).

Существуют некоторые опасения: при побуждающем к проблеме диалоге и побуждающем к проверке гипотез диалоге возможно появление неточных и даже ошибочных ученических формулировок учебной проблемы и ошибочной аргументации или неверного плана действий. Учителю необходимо в такой ситуации отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе? и т.п.». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль учащихся услышана и принята к сведению.

Так же следует опасаться того, что часто учителя используют довольно узкий диапазон проблемных методов, чаще всего – проблемно-монологические (сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации; сообщение темы с мотивирующим приемом; сообщение гипотезы и проверки), тем самым снижая обучающий и развивающий эффект введения знаний.

В технологии проблемно-диалогического обучения учитель лишь направляет деятельность учащихся, а в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемно-диалогическом обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.



Применяемая литература:

Е. Л. Мельникова Технология проблемно-диалогического обучения.// «Образовательная система «Школа 2100».Вып. 7. – М.: Баласс. 2003.

Е.Л. Мельникова. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.//Образовательная система «Школа 2100 – качественное образование для всех»: Сб. материалов. – М.; Баласс, 2006.

 

Е.Л. Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя М., 2002, 2006.



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бухарова Татьяна Андреевна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План работы ШМО учителей естественно - математического цикла на 2015 - 2016 уч.год "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-raboty-shmo-uchitieliei-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla-na-2015-2016-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "244712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445980188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2260 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства