kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Устный счет - этап урока для развития у учащихся математических способностей и логического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Устный счет – этап урока для развития у учащихся математических способностей и логического мышления»

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта - преодоление недостатков их познавательной деятельности и личных качеств. Учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида трудно ориентироваться в новых условиях, найти правильное решение поставленных перед ними проблем. В быту каждый человек сталкивается с необходимостью в устных вычислениях. Социальная адаптация учащихся коррекционной школы невозможна без прочного овладения необходимым навыком счёта.
        В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Поэтому, одним из этапов структуры урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида является устный счёт. Упражнения в устном счёте являются обязательной составной частью работы учителя с учеником на уроках математики, за исключением уроков - контрольных работ.
         Поэтому, одним из этапов структуры урока по математике является устный счёт. Он помогает развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, смекалку; прививает интерес к математике и другим предметам, с помощью устного счёта можно расширять знания учащихся об окружающем мире.
            Устный счёт тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Поэтому, проведение интересного, разнообразного устного счёта в начале урока помогает настроить учащихся на активную, успешную работу на уроке. Правильно подобранные задания могут подготовить учащихся к восприятию нового материала. Длительность этого этапа не должна превышать 10-12 минут, так как устный счёт требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил. Он , как правило, проходит в быстром темпе, происходят переключения с
 одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую.
       Задания для устного счёта подбираются в соответствии с программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, со способностями отдельного ученика и класса.


          Устный счёт по внешним формам может быть разделён на 3 группы:

     1) Зрительные упражнения. Предложенные на доске задания, решаются устно, а ответы записываются в тетради.

    2) Слуховые упражнения. Учитель даёт задания на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями.

    3) Зрительно- слуховые упражнения. При выполнении заданий используются таблицы, плакаты и другие наглядные пособия. Учитель читает задание и при этом использует наглядные пособия.

Задания для устного счёта:
                              Тема урока: Арифметические действия в пределах 1000.

1)Уменьшаемое 400, вычитаемое 150. Чему равна разность?
2) Увеличьте 350 на 120.
3) Найдите сумму чисел 520 и 180.
4)Сравните выражения 80 *3 и 3*80; 60*(3+2) и 60*3+ 60*2
5)Решите задачи:
       1.С участка собрали 250кг свёклы и разложили в 5 мешков поровну. Сколько килограммов свёклы в каждом мешке?
        2.С огорода собрали 420 кг картофеля, а капусты в 7 раз меньше. Сколько килограммов капусты собрали с огорода?

                        Тема урока: Сложение чисел в пределах 10000.

1) Решите примеры. В клеточки под ответами впишите буквы и прочитайте имя одного из героев мультфильма "Трое из Простоквашино"


                             46+23(е) 24+51(п) 31+26(к) 22+11(ч) 23+23(н) 13+42(и)

                  
                       75 69 33 57 55 46

2) Назовите числа, которые на 35 больше, чем 200, 105, 430, 815
3)Составьте примеры по данным ответам О О +О =35 О О+О = 35 О О+О =35
4)Решите задачу:
             1. За журнал заплатили 120 рублей, а за книгу на 150 рублей больше. Сколько рублей стоит книга?

                               Тема урока: Вычитание чисел в пределах 10000.

1)Назовите лишнее слово: вычитаемое, сумма, уменьшаемое, разность
2)Разделите данные примеры на 2 группы и решите их
            735-35 624-111 546-135 236- 26 753-23 489-189


3) Решите задачу: Водной книге 365 страниц, а в другой на 33 страницы меньше. Сколько страниц во второй книге?

                   Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10000.

1) Найдите сумму чисел 365+23
2) Найдите разность чисел 689-125
  3)Увеличьте число 354 на 25
 4) Уменьшите число 847 на 214
  5) Первое слагаемое 732, второе 225. Найдите сумму.
 6) Расставьте знаки "+" и "-",так чтобы равенство было верным
    134.....63=197
   358....120= 238
 7) Решите задачу: два брата шли в школу. Один брат сделал 856 шагов, а другой на 9 шагов больше. Сколько шагов сделал второй брат?

               Тема: Десятичные дроби

1).Даны числа 4 и 0,5 . Какие арифметические действия можно выполнить с этими числами? Выполните эти действия.

2). Между числами поставьте знак арифметического действия, чтобы равенство было верным

                 0,3 ... 4,3 = -4 2,6 ... 2 =1.3 0,5...1 =0,5 
3)Заполните пустые клетки
                   ---------- -2 --------- +3 ----------
                 [14,6] --------> [ ] --------> [ ]
 

4)Выбери правильный ответ:

                1,56 : 3 =       0,36 * 2 =       17,35 *10 =       25,3 : 100 = 

   ответы: 1 . 5,2 7.2 1,735 253
  
                 2. 0,52 72 1735 0,253

                 3, 52 0,72 173,5 2,53 

5). Расположите корни уравнений по возрастанию. Составь слово.

      2,3 + х =4,3 (у) 25, 5 - х = 25 (с) х - 9,5 = о,5 (м) 35,5+ х =25,5 (м) х + 7,3 = 27, 5 (а)

Ответ (сумма)

6)  Даны числа: 5, 8 24, 45 10 13,8 100 4,45 
      Подбери пару чисел, В результате выполнения арифметического действия получилось целое число.
 

   Кроме приведённых заданий можно использовать и логические задачи. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры- необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Например:

 1)Какую оценку получил Фома по математике, если известно, что она является числом не простым, а составным?
  2). Барон Мюнхаузен пересчитал число волос в бороде старика Хоттабыча. оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного числа. Что это за число?


  При устном счёте важно установить обратную связь между учителем и учащимися. Для этого можно использовать различные средства, например, таблички с цифрами, из которых составляются числа ответов, это могут быть и цветовые полоски.
 После проведения устного счёта подводится итог, учитель оценивает активность класса, учеников, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Устный счет - этап урока для развития у учащихся математических способностей и логического мышления" »

Тема: «Использование современных информационно – коммуникационных технологий для формирования навыков устного счета у учащихся на уроках математики»



Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта - преодоление недостатков их познавательной деятельности и личных качеств. Учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида трудно ориентироваться в новых условиях, найти правильное решение поставленных перед ними проблем. В быту каждый человек сталкивается с необходимостью в устных вычислениях. Социальная адаптация учащихся коррекционной школы невозможна без прочного овладения необходимым навыком счёта.
        В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Поэтому, одним из этапов структуры урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида является устный счёт. Упражнения в устном счёте являются обязательной составной частью работы учителя с учеником на уроках математики, за исключением уроков - контрольных работ.
         Поэтому, одним из этапов структуры урока по математике является устный счёт. Он помогает развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, смекалку; прививает интерес к математике и другим предметам, с помощью устного счёта можно расширять знания учащихся об окружающем мире.
            Устный счёт тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Поэтому, проведение интересного, разнообразного устного счёта в начале урока помогает настроить учащихся на активную, успешную работу на уроке. Правильно подобранные задания могут подготовить учащихся к восприятию нового материала. Длительность этого этапа не должна превышать 10-12 минут, так как устный счёт требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил. Он , как правило, проходит в быстром темпе, происходят переключения с
 одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую.
       Задания для устного счёта подбираются в соответствии с программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, со способностями отдельного ученика и класса.


          Устный счёт по внешним формам может быть разделён на 3 группы:

     1) Зрительные упражнения. Предложенные на доске задания, решаются устно, а ответы записываются в тетради.

    2) Слуховые упражнения. Учитель даёт задания на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями.

    3) Зрительно- слуховые упражнения. При выполнении заданий используются таблицы, плакаты и другие наглядные пособия. Учитель читает задание и при этом использует наглядные пособия.





Задания для устного счёта:
                              Тема урока: Арифметические действия в пределах 1000.

1)Уменьшаемое 400, вычитаемое 150. Чему равна разность?
2) Увеличьте 350 на 120.
3) Найдите сумму чисел 520 и 180.
4)Сравните выражения 80 *3 и 3*80; 60*(3+2) и 60*3+ 60*2
5)Решите задачи:
       1.С участка собрали 250кг свёклы и разложили в 5 мешков поровну. Сколько килограммов свёклы в каждом мешке?
        2.С огорода собрали 420 кг картофеля, а капусты в 7 раз меньше. Сколько килограммов капусты собрали с огорода?

                        Тема урока: Сложение чисел в пределах 10000.

1) Решите примеры. В клеточки под ответами впишите буквы и прочитайте имя одного из героев мультфильма "Трое из Простоквашино"


                             46+23(е) 24+51(п) 31+26(к) 22+11(ч) 23+23(н) 13+42(и)

                  
                       75 69 33 57 55 46

2) Назовите числа, которые на 35 больше, чем 200, 105, 430, 815
3)Составьте примеры по данным ответам О О +О =35 О О+О = 35 О О+О =35
4)Решите задачу:
             1. За журнал заплатили 120 рублей, а за книгу на 150 рублей больше. Сколько рублей стоит книга?

                               Тема урока: Вычитание чисел в пределах 10000.

1)Назовите лишнее слово: вычитаемое, сумма, уменьшаемое, разность
2)Разделите данные примеры на 2 группы и решите их
            735-35 624-111 546-135 236- 26 753-23 489-189


3) Решите задачу: Водной книге 365 страниц, а в другой на 33 страницы меньше. Сколько страниц во второй книге?

                   Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10000.

1) Найдите сумму чисел 365+23
2) Найдите разность чисел 689-125
  3)Увеличьте число 354 на 25
 4) Уменьшите число 847 на 214
  5) Первое слагаемое 732, второе 225. Найдите сумму.
 6) Расставьте знаки "+" и "-",так чтобы равенство было верным
    134.....63=197
   358....120= 238
 7) Решите задачу: два брата шли в школу. Один брат сделал 856 шагов, а другой на 9 шагов больше. Сколько шагов сделал второй брат?

               Тема: Десятичные дроби

1).Даны числа 4 и 0,5 . Какие арифметические действия можно выполнить с этими числами? Выполните эти действия.

2). Между числами поставьте знак арифметического действия, чтобы равенство было верным

                 0,3 ... 4,3 = -4 2,6 ... 2 =1.3 0,5...1 =0,5 
3)Заполните пустые клетки
                   ---------- -2 --------- +3 ----------
                 [14,6] -------- [ ] -------- [ ]

4)Выбери правильный ответ:

                1,56 : 3 = 0,36 * 2 = 17,35 *10 = 25,3 : 100 =

   ответы: 1 . 5,2 7.2 1,735 253
  
                 2. 0,52 72 1735 0,253

                 3, 52 0,72 173,5 2,53 

5). Расположите корни уравнений по возрастанию. Составь слово.

      2,3 + х =4,3 (у) 25, 5 - х = 25 (с) х - 9,5 = о,5 (м) 35,5+ х =25,5 (м) х + 7,3 = 27, 5 (а)

Ответ (сумма)

6) Даны числа: 5, 8 24, 45 10 13,8 100 4,45 
      Подбери пару чисел, В результате выполнения арифметического действия получилось целое число.

   Кроме приведённых заданий можно использовать и логические задачи. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры- необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Например:

1)Какую оценку получил Фома по математике, если известно, что она является числом не простым, а составным?
  2). Барон Мюнхаузен пересчитал число волос в бороде старика Хоттабыча. оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного числа. Что это за число?


  При устном счёте важно установить обратную связь между учителем и учащимися. Для этого можно использовать различные средства, например, таблички с цифрами, из которых составляются числа ответов, это могут быть и цветовые полоски.
 После проведения устного счёта подводится итог, учитель оценивает активность класса, учеников, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лазарева Татьяна Александровна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1280 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства