kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад - выступление на НПК школы по теме "Работа учителя математики по формированию универсальных действий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Тема моего выступления «Работа учителя математики по формированию универсальных учебных действий» (2)       

   Реализация принципа преемственности ФГОС общего образования ставит перед учителем новые цели и задачи. Какие технологии, формы, способы использовать в работе, чтобы максимально обеспечить успешность в учении каждого обучающегося? (3)

   В моей работе представлен материал по организации коллективного способа обучения путем общения в парах и в малых группах.  Фрагмент урока  математики «Числовые выражения», 5 класс, алгоритм работы в паре «Математический диктант», алгоритмы работы в паре и в группе  «Работа с учебником», 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НПК №2»

II педагогическая научно-практическая конференция

МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»

«Моя любимая школа: актуальный опыт инновационной педагогической деятельности в контексте реализации ФГОС ОО»










Тема «Работа учителя математики по

формированию универсальных

учебных действий»








Выполнила: Жданова Мария Власовна,

учитель математики высшей

квалификационной категории








д. Кондратово, 2013г.

Тема моего выступления «Работа учителя математики по формированию универсальных учебных действий» (2)

Реализация принципа преемственности ФГОС общего образования ставит перед учителем новые цели и задачи. Какие технологии, формы, способы использовать в работе, чтобы максимально обеспечить успешность в учении каждого обучающегося? (3)

В моей работе представлен материал по организации коллективного способа обучения путем общения в парах и в малых группах. Фрагмент урока математики «Числовые выражения», 5 класс, алгоритм работы в паре «Математический диктант», алгоритмы работы в паре и в группе «Работа с учебником»,

«Составление плана ответа», пример алгоритма работы в паре и в группе «Работа с текстом учебника», алгебра 7 класс по теме «Уравнение с одной переменной».

Применение элементов технологии КСО способствует продвижению от развития интереса к развитию познавательной активности обучающихся, социального и делового общения в диалоге и помогает учителю выполнить требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий. (4)

На мой взгляд, наиболее эффективны и удачны для включения учащихся в работу на уроке создают малые группы и работа в парах. Эти формы я использую на своих уроках. При организации такой работы каждый ученик старается предложить своё мнение. В парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение и самообучение. (5)

Работа в парах и в группах может состояться на уроке «открытия» нового знания, на уроке рефлексии, на уроке общеметодологической направленности, на уроке развивающего контроля. Важно научить учащихся задавать вопросы и отвечать на них. Научить работать с учебником, с дидактическими материалами, самим добывать знания из других источников. Правильно использовать в своей речи математические термины, работать по алгоритму и составлять алгоритмы решения учебной задачи. Важно научиться оценивать работу: осуществлять самопроверку и взаимопроверку. (6)

Какие умения формируются, работая в паре и в группе на уроках математики?

В направлении личностного развития, они представлены на этом слайде. (7)

На этом слайде представлены коммуникативные УУД: донести свое, понять других, договориться. (8)

Коммуникативные

УУД

УУД





Понять других





Договориться







Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи

Слушать и понимать других, управлять поведением партнера, принимать точку зрения партнера

Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация, выполнение различных ролей в группе











Я считаю, что основой развития коммуникативных умений служит систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

  • диалог в большой группе (учитель – ученики);

  • диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

  • диалог в паре (ученик – ученик). (9)

На этом слайде представлены регулятивные УУД, которые формируем на уроках математики: (10)

















На этом слайде представлены познавательные УУД: (11)













Формы парной работы и работы в малой группе, которые я использую на своих уроках: устный счёт; диктанты с использованием карточек-тренажеров, работа по учебнику, презентации; выполнение тестов и заданий по вариантам с последующей самопроверкой и взаимопроверкой, работа по алгоритму, составление алгоритмов и т.д.

Работая в парах, дети усваивают учебный материал быстрее и качественнее. Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала.

Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит, нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течении всего времени работы в паре или группе.

Дидактическая основа коллективного способа обучения – сотрудничество. Учитель и ученик должны сотрудничать. (12)

Бытует мнение, что большая роль при формировании познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. В меньшей степени можно формировать на уроках математики личностные универсальные учебные действия. (13)

Далее, я в работе привожу фрагмент урока « Числовые выражения».

На доске написано: «Говорим вполголоса! Общаемся культурно! Пересаживаемся тихо!»

Цель: Сформировать представление о числовом выражении.

Дайте двум ученикам задание: написать числовые выражения.

1. Первый ученик пишет числовые выражения, которые содержат скобки.

2. Второй ученик пишет числовые выражения, которые не содержат скобок.

Вопросы первого ученика второму:

1. Что ты называешь числовым выражением и почему?

2. Какая разница между числом и числовым выражением?

3. Где применяются числовые выражения в жизни?

4. Как найти значение числового выражения и где вычислить сложнее: которое содержит скобки или которое без скобок?

5. Что бы ты назвал значением числового выражения?

Вопросы второго ученика первому:

1. Может ли числовое выражение не иметь смысла и когда?

2. Как ты раскрываешь скобки в числовом выражении и почему ты так раскрываешь?

3. Сколько может существовать значений для числового выражения?

4. Можешь ли ты для любого числа построить числовое выражение, значением которого будет это число?

5.Какое самое большое значение числового выражения можно найти из трех равных чисел?

(14) На этом слайде представлен «Алгоритм работы в паре «Математический диктант"».

1. Р(1) диктует, а Р(2) пишет.

2. Р(2) диктует, а Р(1) пишет.

3. Взаимопроверка или самопроверка.

Выставляют отметку, согласно критериям. (15)

Также алгоритм работы в паре, в группе «Работа с учебником».

  1. Найти задание по оглавлению.

  2. Ответить на вопросы: о чем пойдет речь, что мне предстоит узнать, что я уже знаю об этом?

  3. Прочитать содержание пункта параграфа.

  4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре).

  5. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них:

о чем здесь говорится,  что мне уже известно об этом, что именно об этом сообщается, чем это можно объяснить, как это соотносится с тем, что я уже знаю, с чем это нужно не перепутать, что из этого должно получиться, к чему это можно применить?

  1.  Выделить основные понятия.

  2. Выделить основные теоремы или правила.

  3. Изучить определения понятий.

  4. Изучить теоремы (правила).

  5. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои.

  6. Самостоятельно провести доказательство теоремы.

  7. Составить схемы, рисунки, чертежи.

  8. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест).

  9.  Ответить на конкретные вопросы в тексте.

  10.  Придумать и задать себе такие вопросы. (16)


Алгоритм работы в паре, в группе «Составление плана ответа»


  1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.

  2. Выделить теоремы, определения, правила, которые нужно сформулировать.

  3. Выделить определения, теоремы, на которые нужно сослаться при доказательстве.

  4. Составить доказательство теоремы или правила.

  5. Продумать записи на доске во время ответа.

  6. Показать, где и как применяется теорема (правило).

  7. Сделать вывод.


(17) Пример: Алгоритм работы в паре, в группе «Работа с текстом учебника».

Тема:  «Уравнение с одной переменной»

(Алгебра-7, под редакцией Ю.Н. Макарычева).

Здесь происходит систематизация и обобщение изученного и определение основных понятий, уже знакомых учащимся. Поэтому работу с текстом учебника  можно организовать по плану:

  1. Выделите в тексте главные смысловые части.

  2. Найдите по тексту ответы на вопросы:

  • что такое линейное уравнение;

  • что называют корнем уравнения;

  • что значит решить уравнение;

  • сколько решений может иметь линейное уравнение;

  • сколько решений может иметь нелинейное уравнение?

  1. Найдите в тексте слова-ориентиры.

  2. Найдите в тексте учебника разъяснение того, как решается:

  • линейное уравнение;

  • задача с помощью линейного уравнения;

  1. Найдите в Интернет-ресурсах понятие «уравнение», исторические факты «как люди научились решать уравнения».

  2. Найдите в литературе, Интернет-ресурсах примеры старинных задач, решаемых с помощью уравнений. (18)

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Совмещая традиционные и иновационные технологии обучения, мы стремимся к высоким результатам.

Я считаю, что парная и групповая формы работы на уроках математики являются эффективными способами получения качественного образования. Способ обучения, путем общения в парах и в малых группах является одним из наиболее эффективных средств, которое , помогает учителю выполнить требования ФГОСОО по формированию универсальных учебных действий. (19)

Данное высказывание подтверждают следующие результаты моих учеников:

- за последние три года качество знаний составляет 36% - 93%;

- результаты сдачи ЕГЭ (2012-2013): успеваемость 100%, средний балл 45,31(выше районного), высокие баллы 74б ,70б ;

- результаты сдачи ГИА, 1 группа поточного обучения (2012-2013): успеваемость 100%, качество 95,24%, средний балл 59,3, средняя отметка 4,57;

- результаты сдачи ОГЭ, 2 группа поточного обучения (2013-2014): успеваемость 100%, качество – 44%, средний балл- 51,28;

- подготовка призёров районных олимпиад (Новикова Ульяна 11 класс 2-3 место 2012г.);

- подготовка призера и участников Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» (Белоусов Никита 9 класс 2013 г.);

- участие учащихся 5б, 5д, 7а, 7б и 10 классов в школьной олимпиаде от 50%-95% ;

-подготовка призера районного математического марафона (Орехов Д.7 класс, 3 место, 2013г);

- участие учащихся в количестве 84 чел., в международном математическом конкурсе «Кенгуру»(2014).: 5б – 25 чел., 5д – 9 чел, 6г – 18 чел, 7а – 5 чел, 7б- 14 чел. и 9(2 группа поточного обучения)-13 чел. (20)



Литература

1. Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса.

Санкт-Петербург АОЗТ: "Интерс", 1995.

2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы.

Книга для учителя. М.: "Просвещение", 1991.

3. Фотина И.В. Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения. Волгоград: "Учитель", 2015.

(21 ) Спасибо за внимание!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жданова Мария Власовна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 168058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства