kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективная подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы при подготовке к еГЭ и ГИА по математике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективная подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике»

«Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике»



       Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ГИА являются следующие:

-организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
-мониторинг качества;

-психологическая подготовка к ЕГЭ.

ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.
Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.

МО учителей  математики  нашей школы  пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами.

1.Информирование учителей на производственных совещаниях:
-нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;

-о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в районе и крае;

2.Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

-проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА;

-творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
-выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
-психологические особенности 9,11-классников.

3.Педагогический совет "ЕГЭ и ГИА – методические подходы к подготовке учащихся".
4.Направление учителей на районные  семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.

Содержание информационной работы с учащимися.
1.Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
-правила поведения на экзамене;

-правила заполнения бланков;

расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3.Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4.Пробные внутришкольные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.

Содержание информационной работы с родителями учащихся.

1. Родительские собрания:

-информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

-информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА;
-пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ГИА.
2. Индивидуальное консультирование родителей.

Мониторинг качества образования.

Наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. В школе  разработана    и утверждена  «Программа  повышения  качества  образования»  и Проект «Мониторинг качества образования». Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА.

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.

 Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

-использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;-

деятельности учителя, управляющего этими средствами;

-повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

-использование диагностических и контролирующих материалов;
-выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
-использование компьютера для вычислений, построения графиков;
-создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
-графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

-возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности
(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача – закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:
-стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
-повышению мотивации учащихся;

-развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
-развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
-осуществлению дифференцированного подхода;

-формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
-развитию вычислительных навыков учащихся;

 формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;

-реализации межпредметных связей;

-включению у учащихся всех каналов восприятия информации.
Применение информационных технологий помогают:
-создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;

-развить познавательный интерес к предмету;
-первично закрепить знания учащихся;

-проверить прочность усвоения знаний.

Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.

Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:

А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:

Б) Энциклопедические ресурсы:

http: // www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
http: // www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.

Роль математических олимпиад при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Цель математической олимпиады:

-дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности; развить интерес к учебе и уверенность в своих силах; привлечь внимание детей к математике; создать для одаренных детей атмосферу радости и праздника.

Основные принципы разработки заданий олимпиады.
Международная олимпиада по основам наук включает в себя 25 различных заданий, 5 заданий по 2 балла, 5 заданий по 3 балла, 15 заданий по 5 баллов.
Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом варианте даются легкие задачи, с которыми могут справиться большинство участников. Также даются задачи, с которыми заведомо могут справиться единицы. В целом задания подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы математики. Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее подготовленные дети могли решить все задания.
Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:
-числовые ряды, закономерности, ребусы;

-«текстовые» задачи (классические арифметические задачи);
-логика (в том числе алгоритмизация);

-геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки», развертки и т.д.);

-комбинаторика (задачи на перебор вариантов);

-творческое задание.

Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.
Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективная подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике

Автор: Панарина Ольга Ивановна

Дата: 28.09.2017

Номер свидетельства: 430035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Обеспечение повышения качества   подготовки  учащихся  к сдаче ЕГЭ и ГИА  по математике » "
    ["seo_title"] => string(104) "obiespiechieniie-povyshieniia-kachiestva-podghotovki-uchashchikhsia-k-sdachie-iege-i-gia-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "118327"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413111181"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Управленческая деятельность ОО по подготовке к ГИА. "
    ["seo_title"] => string(58) "upravlienchieskaia-dieiatiel-nost-oo-po-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "171139"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423646506"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Управленческая деятельность ОО по подготовке к ГИА "
    ["seo_title"] => string(60) "upravlienchieskaia-dieiatiel-nost-oo-po-podghotovkie-k-gia-1"
    ["file_id"] => string(6) "171178"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423649985"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-poghruzhieniia-rieshieniie-zadach-s-prikladnym-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "124594"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414748202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства