Экспериментальная работа на тему: "Мотивация в процессе математизации"
Экспериментальная работа на тему: "Мотивация в процессе математизации"
Можно воспользоваться важной и неизбежной новацией, которая врывается в образование и воспитание независимо от нас, но уже от нас зависит, сделать ее полезной и эффективной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная работа на тему: "Мотивация в процессе математизации"»
Математика является универсальным языком, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности. На современном этапе ее роль в развитии общества резко возрастает, это приводит к усилению значимости математической подготовки всех специалистов, в том числе и специалистов среднего звена. Однако преподавать математику в среднем специальном учебном заведении стало намного труднее.
Во-первых, - острый дефицит учебного времени: сокращено количество часов на изучение дисциплины;
во-вторых, – очевидно несоответствие школьных базовых знаний и требований программного материала;
в-третьих, – по последним статистическим данным здоровых первокурсников к нам приходит учиться не более 5 %.
В связи с этим возникла необходимость поиска новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Кроме того, оказали бы помощь педагогу в достижении следующих целей: 1) привитие интереса к дисциплине; 2) добиваться прочного и сознательного овладения знаниями, умениями и навыками; 3) развитие творческих способностей.
Можно воспользоваться важной и неизбежной новацией, которая врывается в образование и воспитание независимо от нас, но уже от нас зависит, сделать ее полезной и эффективной. Я имею в виду компьютеризацию обучения. Казалось бы, преподавателям математики это особенно близко. По традиции прошлого века главным рабочим инструментом педагога были мел и тряпка. Были, правда, и таблицы, и слайды, но это не было главным. Сейчас в нашем распоряжении современная аудио и видеотехника, разнообразные учебные компьютерные программы, Интернет - ресурсы. Электронные носители вытесняют бумажные. Я считаю, что для школьного обучения и семейного воспитания нельзя этим слишком увлекаться. Во всем мире (и у нас – в самой когда-то читающей стране) дети разучились, да и не любят читать. Преподаватель математики не сможет научить ребенка решать математические задачи, если тот не понимает смысла, не умеет прочитать текст условия задачи. На мой взгляд, над этим следует задуматься и сделать вывод, что будущее не за учебным компьютером, не за электронным учебником, а за педагогически грамотным компьютерно оформленным обычным учебником, за методикой обучения математике, активно и эффективно использующей компьютерную технику для оснащения учебного процесса, и, конечно же, за живым словом преподавателя, которого никогда не заменит даже самый совершенный компьютер.
Все это вместе взятое подтолкнуло меня к проведению эксперимента по развитию мотивации и использованию игровых технологий в организации учебных занятий по математике.
Устойчивый познавательный интерес студентов, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность» (Р.Немов, Психология, М., Просвещение, 1995).
Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.
Мотивация - это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности (в соответствии с логическим словарем - справочником Н.И.Кондакова)
Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Уровни развития учебной мотивации:
1.Отрицательное отношение к учению.
2.Нейтральное отношение к учению.
3.Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению.
4.Положительное отношение к учению.
5.Активное, творческое отношение к учению.
6.Личностное, ответственное отношение к учению.
Мотив учения - это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней.
Виды мотивов: познавательные и социальные.
Уровни мотивов:
познавательные мотивы имеют уровни:
широкие познавательные мотивы;
учебно-познавательные мотивы;
мотивы самообразования;
социальные мотивы имеют уровни:
широкие социальные мотивы;
узкие социальные мотивы;
мотивы социального сотрудничества.
Качества мотивов:
содержательные, связанные с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность и др.);
динамические, связанные с психофизиологическими особенностями студента (устойчивость мотива, его сила и выраженность, эмоциональная окраска мотивов и др.);
Психолого-педагогические условия связаны с формированием личностных психологических механизмов развития мотивации (ощущение чувства успеха, компетентности в данном вопросе, понимание цели выполняемой работы и др.)
Организационно-педагогические условия связаны с уровнем организации и стимулирования образовательного процесса (оценка, отметка, право выбора задания, партнера, кружка, факультатива и др.)