Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей (есть мнение) ведущую, роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты.
С симметрией мы встречаемся повсюду - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.
Герман Вейль
Пояснительная записка
Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей (есть мнение) ведущую, роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты.
С симметрией мы встречаемся повсюду - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности. Курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности.
Вопросы геометрического содержания рассматриваются на основе практических работ, связанных со сгибание листа бумаги, вычерчиванием фигур и пр.
Курс предполагает интеграцию между несколькими учебными предметами: геометрией, биологией, ИЗО, МХК, литературой и т. д.
Материал курса позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, инициировать исследовательскую деятельность учащихся, делать обобщения, высказывать собственные суждения, задумываться над загадками природы, и искать тропинку к истине.
Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры, получить дополнительную информацию из материалов (художественные альбомы,
3
видеоматериалы, информация Интернет), провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществления этой работы являются задания для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся.
Элективный курс «Мир симметрии» рассчитан на 17 часов. В программе приводится распределение учебного времени.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, беседа, практическая работа, презентация. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.
Элективный курс «Мир симметрии» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей. Материал данного курса может использован учителем, как на уроках математики, так и на занятиях кружков.
Цель курса
Подготовка учащихся к систематическому изучению геометрии в основной школе, создание условий для развивающего и непрерывного геометрического образования и расширение геометрических компетенций в процессе практической и исследовательской деятельности.
Задачи курса состоят в следующем:
- ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- приобретение навыков работы с различными чертежами инструментами;
-развитие конструкторской смекалки, точности, аккуратности при построении геометрических фигур.
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства, формировать общекультурные компетентности;
- показать возможности применения полученных знаний в профессии художника, архитектора, инженера-строителя.
4
Требования к уровню усвоения курса:
- знать первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;
- уметь изображать геометрические фигуры и определять геометрическое тело по рисунку, видеть его свойства;
-овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
- уметь приобретать знания из различных источников.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества обучения учащихся геометрии;
- развитие интереса у учащихся, предполагающих связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с математикой;
- умение проводить небольшие самостоятельные исследования и выполнять практические работы.
Результатами освоения учащимися 6 класса данного курса, могут стать следующие умения:
1) использовать геометрический материал для описания и решения задач в учебной деятельности;
2) применять приобретенные геометрические представления для описания закономерностей, существующих в окружающем мире;
3) владея геометрическим языком и изобразительными навыками, понимать и уметь изображать рисунки, схемы;
5) уметь находить информацию в разнообразных источниках;
6) уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
5
Содержание программы курса
Тема 1. Симметрия (8часа).
Симметрия. Виды симметрий: осевая симметрия, центральная симметрия, зеркальная симметрия.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, решение задач.
Форма контроля: практическая работа.
Тема 2. Симметрия в природе (8 часа).
Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Симметрияв технике, в быту. Асимметрия.
Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; презентация; обсуждение тем сообщений и рефератов; выступления.
Форма контроля: проверка творческих заданий и рефератов; практическая работа.
Тема 3. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства (6часа).
Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма. Орнамент. Бордюры.
Методы обучения: беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий; презентация.
Форма контроля: проверка творческих заданий.
Тема 4. Симметрия в искусстве (8 часа).
Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке. Работа в программе Microsoft Paint.
Методы обучения: учебная беседа с использованием компьютера; сообщения, работа на компьютере.
Форма контроля: проверка творческих заданий; практическая работа.
Защита творческих проектов учащихся (4часа).
6
Тематический план
№
п/п
Наименование тем курса
Количество
часов
Тема 1. Симметрия (8 часа).
1-2
Симметрия, ее виды. Презентация: «Удивительный мир симметрии»
Симметрия в неживой природе. Симметрияв технике, в быту.
2
15-16
Об асимметрии.
2
Тема 3. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства 6 часа).
17-18
Орнаменты.
2
19-20
Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма.
2
21-22
Паркеты. Бордюры.
2
Тема 4. Симметрия в искусстве (8 часа).
23-24
Симметрия в архитектуре.
2
25-26
Симметрия на улицах г. Саранска. Презентация.
2
27-28
Симметрия в литературе. Симметрия в алфавите.
2
29-30
Творческие работы по теме: «Симметричные фигуры на экране компьютера». Работа в программе Microsoft Paint.
2
31-32-33-34
Защита творческих проектов учащихся.
4
Итого:
34
7
Терминологический словарь
Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.
Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры.
Геометрия, раздел математики, занимающийся изучением свойств различных фигур, их размеров и взаимного расположения. Для удобства преподавания геометрию подразделяют на планиметрию и стереометрию. В планиметрии рассматриваются фигуры на плоскости; в стереометрии изучаются пространственные фигуры.
Окружностьюназывается геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, удалённых от данной точки на данное расстояние. Данная точка называется центром окружности, а данное расстояние - радиусом окружности.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных).
Паркет — натуральное деревянное напольное покрытие. Современный паркет многолик — от привычного штучного паркета, уложенного строгой палубой, до искусственного заменителя — ламинированного паркета (ламината).
Симметрия - [греч. symmetria] - полное зеркальное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра; соразмерность.
Словарь С.И. Ожегова: «Симметрия - соразмерность, пропорциональность частей чего-нибудь, расположенных по обе стороны от середины, центра».
8
Литература
Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 1982г.
Вейль Г. Симметрия. Изд.2-е, стереотипное - М.: Едиториал УРСС,2003.
Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 2000.
Зенкевич, И. Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.
Тарасов Л.В. Симметрия в окружающем мире/ Л.В.Тарасов.- М.:ООО Издательство “Мир и Образование”, 2005.