Данная работа разработана учителем математики ЦДО. Раработка урока в виде мастер-класса, поможет учителям, работающим с детьми инвалидами дистанционно. Идея мастер класса помочь ученикам в освоении тем "Осевая и центральная симметрия", практическое применение. использованы игровые технологиии и проблемные ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня, уважаемые коллеги, мы с вами окунемся в удивительный мир - мир симметрииサ. Это одна из тем, которые входят в курс наглядной геометрии 5-6 класса. На примере этой темы я покажу некоторые элементы наглядной геометрии в курсе математики 5-6 классов. Пособибие, которым я пользуюсьэто Наглядная геометрия И.Ф. Шарыгина. Пособие, не имеющее аналогов в современной школьной практике, призвано способствовать развитию у учащихся геометрических представлений. Написанное живо и увлекательно, оно может быть использовано как на уроках, так и во внеклассной работе. Много полезного найдут в нем и школьники для самостоятельных занятий. Книга, которую вы только что открыли, не учебник. Во всяком случае, она не похожа на обычный учебник. Эта книга введет вас в мир геометрии. Впрочем, это не совсем так. На самом деле этот, мир окружает вас с самого рождения. Ведь все, что мы видим вокруг (прямоугольник- окна, загадочный узор- снежинки, дома-параллелепипеды, капля воды, велосипедная шина, узел на веревке, линия, по которой движется брошенный камень), так или иначе относится к геометрии, ничто не ускользает от ее внимательного взгляда. Я хотела бы, чтобы эта книга помогла вам идти по миру геометрии с широко открытыми глазами, научила внимательно смотреть вокруг и видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы.
И я попрошу Вас побыть моими учениками. Мы все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас на эту минуту. Это нечто мастер-класс. Так как я не знаю вашего уровня знаний по математике, я взяла тему ォСимметрия в пространствеサ, которую можно изучать как на уроках геометрии в 10 классе, так и при изучении математики в среднем звене, и с которой вы коллеги встречаетесь в повседневной жизни.
Цель моего выступления заключается в демонстрации приемов компетентностного подхода при формировании познавательного интереса у учащихся.
Цельученика: Формирование понятия о симметрии в пространстве и умения видеть явления симметрии в окружающем мире.
Целиучителя:
Образовательная: введение новых понятий: симметрия, симметрия фигур, виды симметрии, виды многогранников.
Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, навыков исследовательской работы, развитие внимания, наблюдательности и интереса к предмету, развитие математических способностей учащихся.
Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности и аккуратности в работе
Методы: демонстрация, рассказ, практическая работа, игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги, ножницы, карточки для выполнения заданий.
Программноеобеспечение: электронная презентация Microsoft PowerPoint,
Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: ォСимметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенствоサ.
Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному математическому явлению симметрии В древности слово ォсимметрияサ употреблялось как ォкрасотаサ, ォгармонияサ. Термин ォгармонияサ в переводе с греческого означает ォсоразмерность, одинаковость в расположении частейサ.
Рассмотрим два вида симметрии: осевую и центральную
Если сложить всех этих представителей живой и неживой природы пополам, то их части совпадут. Значит, ониобладаютосевойсимметрией
Ось симметрии делит предмет на две части
Осевая симметрия присутствует чуть ли не в каждом архитектурном объекте. Так же издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Симметрия придаёт древним храмам, башням замков, современным зданиям гармоничность и законченность
Осевая симметрия в живой природе. Симметрия широко распространена в природе. Мы можем видеть её, когда смотрим на жуков, бабочек, листья.
Центральная симметрия примеры
Центральную симметрию можно встретить повсюду
Осевую и центральную симметрию мы изучаем с обучающимся в I-школе . В разделе ォВведение в геометрииサ, где вводятся определения, свойства и примеры осевой и центральной симметрии. Заходим в I-школу и привожу в качестве примера определения, свойства и примеры осевой симметрии, также анимационные рисунки. Занимательные задания, например ォСделай елочку симметричнойサ, как работать с тестами в I-школе. Такие задания прививают у обучающихся интерес к математике.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и химии, биологии и математике, в моделировании одежды.
Химик скажет, что все тела состоят из молекул, а молекулы состоят из атомов. А многие атомы располагаются в пространстве по принципу симметрии (демонстрация молекул в увеличенном виде).
Единственная горизонтальная симметрия,которую мы встречаем в природе,- это отражение в зеркале воды
Часто такую симметрию называют зеркальной. А зеркало не просто копирует объект, но и меняет местами передние и задние части объекта по отношению к зеркалу.
Симметрия существует там, где её не видно на первый взгляд.
Физик скажет вам, что всякое твёрдое тело это кристалл. Знаменитый кристаллограф Евграф Степанович Фёдоров сказал: ォКристаллы блещут симметриейサ. Кристаллы это различные виды многогранников.
Примеры видов многогранников рассматриваем заходя в i школу.
У вас на столах имеется набор геометрических фигур. Работая совместно в группах, вы, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие фигуры обладают симметрией, а какие нет. Попробуйте определить и количество осей симметрии у каждой фигуры. А скажите, у всех ли фигур вам удалось соединить половинки так, чтобы они полностью совпали? Какой вывод можно сделать о таких фигурах? (Данные фигуры не симметричны, то есть не обладают свойствами симметрии и осей симметрии не имеют.)
Во всех рассмотренных случаях мы имели дело с симметрией, которая называется осевой, так как данные фигуры симметричны (расположены одинаково) относительно прямой (оси).
А знаете ли вы, что не только геометрические фигуры имеют оси симметрии? Если внимательно присмотреться к печатным буквам алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например ォНサ имеет горизонтальную и вертикальную ось симметрии
Практическаяработа ? 2
У вас на столах находиться алфавит. С использованием зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную, а также вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии. (В результате выполнения работы у учащихся должна получиться следующая картина)
Теперьпредлагаювамигру
ИграォСоставьсловоサ
Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии, можно составлять слова, которые тоже будут обладать горизонтальной симметрией. Например: КОФЕ.
Из букв, обладающих горизонтальной осью симметрии, составьте слова, которые также будут обладать горизонтальной симметрией. За 2 минуты составьте как можно больше слов.
Встретились ли кому слова, которые обладают вертикальной симметрией? Например, такие, как ТОПОТ. Мы рассмотрели проявление симметрии, на плоскости.
Симметрия в алгебре
Нетрадиционные виды симметрии: Винтоваясимметрия, симметрияповорота, переноснаясимметрия
Примеры нетрадиционных видов симметрии
А какая фигура имеет больше всего осей симметрии? Конечно же круг. А вы знаете, что ещё в Древней Греции круг считали венцом совершенства?
Орнамент вид симметрии.Орнаментация народной одежды хакасов занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. В ней своеобразно и самобытно проявляется художественный талант народа.
Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.
В курсе I-школы есть курс ォВведение в геометриюサ, там так же рассматривается тема ォСимметрияサ , ォВиды симметрииサ, много практических заданий, тестов, анимаций, которые делают процесс усвоения, познания увлекательным, творческим, продуктивным и конечно качественно оцененным.