kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элементы воспитательной работы на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Что важнее всего для человека? «Здоровье», — не задумываясь ответит каждый. Но в современном мире всё труднее и труднее сохранить его. Причиной этого является сложная социально-экологическая обстановка. В свете современной экологической ситуации, которая приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле, по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения стоит задача экологического образования, воспитания и просвещения для всех слоёв населения. Школа в первую очередь не может оставаться в стороне в решении этого вопроса. Какова же роль математики, как одной из основных преподаваемых наук? Как посредством математики воспитывать в детях экологическую культуру?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элементы воспитательной работы на уроках математики »



Экологическое воспитание на уроках математики.

Обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Что важнее всего для человека? «Здоровье», — не задумываясь ответит каждый. Но в современном мире всё труднее и труднее сохранить его. Причиной этого является сложная социально-экологическая обстановка. В свете современной экологической ситуации, которая приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле, по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения стоит задача экологического образования, воспитания и просвещения для всех слоёв населения. Школа в первую очередь не может оставаться в стороне в решении этого вопроса. Какова же роль математики, как одной из основных преподаваемых наук? Как посредством математики воспитывать в детях экологическую культуру?

Особенностью современного урока является использование учителем в процессе обучения таких форм и методов, которые делают урок богаче, образнее, ярче. Всё это оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, способствует лучшему запоминанию материала, повышает интерес к предмету.

Общеизвестно, что обучение математике не сводится только к сообщению определённых фактов и к отработке специальных навыков и умений. Оно признано развивать познавательные способности ребёнка, его интеллект, культуру и, в конечном счете, должно быть направлено на формирование личности учащегося. Обучение математике должно способствовать развитию любознательности, критичности, самоконтролю, дисциплинированности и т.д.

Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики «работает» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики.

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Экологический компонент в математике может быть реализован при:

• решении задач с экологической тематикой,

• составлении задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды,

• построении и чтении графиков о динамике развития экосистем разных уровней,

• проведении измерительных практических работ,

• проведении уроков с экологической направленностью,

• проведении интегрированных уроков,

• проведении внеклассных занятий по математике.

Математические задачи могут быть направлены на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После решения таких задач необходимо проводить небольшое обсуждение или дискуссию, в ходе которых у обучающихся формируется экологическое сознание. При составлении задач, содержащих сведения экологического характера, материал можно взять не только из географических источников, справочников, но также может быть получен самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. А также можно обратить внимание детей на предметы, которые ежедневно его окружают. Например, дети знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Составляем и решаем задачи: сколько весит израсходованная тобой бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? А ещё предстоит узнать, сколько лет растет дерево. В итоге остаётся узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?

Я, как учитель математики, могу предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу. Например,

Задача 1: С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц, из них гибель 86% связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?

Задача 2: Ежегодно 40% прироста древесных пород идет на дрова. Вычислите территории лесничества 50 лет назад, если в настоящее время оно занимает площадь 40 544 га?

Задача 3: Известно, что убытки от выбросов в атмосферу, например, 1 тонны окиси углерода оцениваются от 20 до 100 рублей, 1 тонны сернистого ангидрида – от 85 до 200 рублей, а тонны нетоксичной пыли – от 90 до 185 рублей. Подсчитайте убытки нашей страны от загрязнения пылью атмосферы нашей страны, если в 2000 г. ее было выброшено 100 млн. тонн?

Задача 4: 36 млн. тонн вредных веществ выбрасывается за год автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже адсорбируется бензопирен (канцероген). За 1 час работы двигателя “Камаз” на холостом ходу выбрасывается в воздух 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводородов. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холостом ходу работают 100 двигателей стоящих там автомашин?

Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания. Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», в 6 классе: «Пропорции», «Положительные и отрицательные числа» «Диаграммы», в 7 классе «Графики функций», «Степень», в 8 классе «Квадратные корни», «Степень с целым показателем», «Осевая и центральная симметрии», в 9 классе: «Прогрессии».

Решение задач на экологическую тему развивает у обучающихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек — это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. Все узнанное и понятое детьми формирует внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому.

В ЕГЭ по математике тоже встречаются задачи с экологическим содержанием. Они больше связаны с радиоактивным распадом. Рассчитываются скорости радиоактивного распада различных изотопов, массы изотопов и т. д. Экологическая проблема – переработка и хранение радиоактивных отходов.

Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Элементы воспитательной работы на уроках математики

Автор: Солдатова Татьяна Павловна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Интегрированный урок математика+информатика "Среднее арифметическое, размах, мода" "
    ["seo_title"] => string(89) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-informatika-sriednieie-arifmietichieskoie-razmakh-moda"
    ["file_id"] => string(6) "126796"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415212232"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внеклассная работа по математике. "
    ["seo_title"] => string(36) "vnieklassnaia-rabota-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "172340"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423809635"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "281840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453611898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "развитие творческого потенциала на уроке математики "
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "167119"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423052466"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "урок математики с элементами интеграции самопознания "Осевая симметрия" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-matiematiki-s-eliemientami-intieghratsii-samopoznaniia-osievaia-simmietriia"
    ["file_id"] => string(6) "122387"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414235019"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства