Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачев, академик
Я учитель… Учитель – это профессия или призвание? Для кого-то - это профессия, для кого-то призвание. Я простой сельский учитель, нас тысячи в стране. Моя задача – профессионально выполнять свою работу, чтобы, уходя с моего урока, ребёнок хотел вернуться ещё.
Сегодня уже тридцать четвертый год я хожу в одну и ту же Ветошкинскую среднюю школу. Вначале как школьница. С детства в ней пропадала с утра до вечера: уроки, пионерские сборы, комсомольские собрания, вечера, субботники…
Как и все мои сверстники, я хорошо помню школьную веселую, интересную жизнь. Все это благодаря школьному родству. Оно, это школьное родство - особое. Духовное. Познавательное. Общественное. Светское. Интеллигентное. Именно оно вложило в сознание каждого из нас мысль о том, что человек - личность, индивидуальность, творец собственной судьбы, представитель нашего огромного государства, наконец, частица России.
Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. После окончания восьмого класса сомнений не было, Советское педучилище. Отговаривали родители и учителя: «Окончишь школу - поступишь в институт». Но так хотелось быстрее учить самой, что никого не послушала. И нисколько не жалею. Ведь это преподаватели педучилища научили «как учить, чему учить». А первые уроки, проведенные в базовой школе, помню до сих пор.
И вот я снова в своей школе, но уже в роли учителя. Вспоминаю свой первый урок…Тревога, страх, неуверенность, получится ли? Смогу ли «дотронуться» до сердца каждого ребенка.
Проработав несколько лет учителем начальных классов, понимаю - надо учиться дальше. Специальность выбрала сразу – математика. Точные науки любила всегда, с удовольствием решала задачи, особенно неординарные. И радовалась отличным оценкам, которые мне ставила учитель Коржавина Светлана Ивановна.
Годы учебы в ВятГГУ пролетели быстро и вот я учитель математики. Как сделать, чтобы годы учения стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?
Ребенок – это «неразгаданная тайна - писал выдающийся польский педагог, Януш Корчак, – это пергамент, сплошь исписанный мелкими иероглифами, лишь часть из которых ты сумеешь прочесть…». Ведь, по существу, дети заняты тяжелым трудом, у них те же заботы и нужды, что и у взрослых, только жизненный опыт у них гораздо меньше и нам надо дать им возможность его приобрести. Мы знаем много того, чего не знают дети, но то, что думают и чувствуют наши дети, они знают лучше нас.
Ребенок идет в школу, к учителю, с безграничной доверчивостью, радостью. Смогу ли я научить тому, чему должна? Ведь я должна дать детям не только знания по математике, но и развить у них познавательный интерес, творческие способности, умение любить учиться. Беда, если учителю недоступны чувства ответственности за радость, за веру ребенка в себя. Огонек радости, доверия легко потушить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Если ребенок не видит никакого успеха в своей учебе, его сердце гаснет, он отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Он свыкается с мыслью, что ни на что не способен - у него притупляется чувство собственного достоинства. Дать ребенку радость учебного труда, радость успеха в учении, пробудить чувства чести, достоинства должен учитель.
На наших глазах изменяется страна, изменяется школа. С течением времени меняются требования, предъявляемые государством к личности учителя. Сегодня президентская инициатива «Наша новая школа» ставит перед учителем задачу - не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования, дать возможность ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни.
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».
«Новые» учителя - это мы, учителя с большим стажем, «понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет». Но как же быть с «открытые ко всему новому»?
Перелистывая страницы «Профессионального стандарта педагога», поймала себя на мысли о том, что суть его можно изложить достаточно просто: учитель должен уметь всё! Быть режиссёром, великолепно пишущим сценарий урока. Быть менеджером, умело представляющим свой предмет, а знания как самый «выгодный товар». Быть искусным кулинаром, способным приготовить уникальное блюдо, добавляя свой личный опыт, приправы (технологии), специи (приёмы). А всему этому необходимо учиться, напряженно, увлеченно, непрерывно.
Изучая массовый опыт, сделала вывод, что одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития креативного мышления.
Ученый математик Д.Пойа сказал: “Владение математикой – умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности”. Такими нестандартными задачами считаю открытые задачи, в своей практике использую открытые задачи на уроках в течение нескольких лет. Открытые задачи в моём предмете не только тренируют память, но будят воображение, заставляют искать альтернативы и приводят часто к парадоксальным открытиям. Думаю, что умение решать нестандартные, открытые задачи необходимо не только для овладения тем или иным предметом, но и для того, что бы стать успешным человеком.
Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. Выбрать специальность и место учебы, поменять место жительства или найти новую работу, даже просто сделать покупку – все это становится открытой задачей. Потому, что появилось огромное пространство выбора. В этом пространстве нужно учиться жить.
Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В. А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света!»
Люблю ли я свою профессию? Безусловно, да. Это не означает, что все и всегда у меня получается «на пять». Бывает всякое – огорчают ученики, устаю, опускаются руки. Но в моем окружении, всегда найдутся те, кто подставит плечо, одобрит, сумеет прийти на помощь. А как приятно, когда видишь, что удалось разбудить в детях желание узнать, найти, научиться!
Решившись на участие в конкурсе «Учитель года», я сделала еще один шаг вперед – сумела преодолеть свои страхи, неуверенность. А это значит – я стала на ступеньку выше себя прежней, значит, сумела победить себя. И этим можно гордиться!