kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте заявлен как основной приоритетный результат образования. Нина Фёдоровна  Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики

«…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий» Нина Фёдоровна Талызина

«…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий»

Нина Фёдоровна Талызина

Универсальные учебные действия Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД общеучебные логические знаково -символические постановка и решение проблемы

Познавательные УУД

общеучебные

логические

знаково -символические

постановка и решение проблемы

Общеучебные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Общеучебные действия

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Логические действия анализ  объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;  доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Логические действия

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование

постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

постановка и решение проблемы

формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

знаково –символические действия моделирование – преобразование объекта в модель; преобразование модели с целью выявления общих законов

знаково –символические действия

моделирование – преобразование объекта в модель;

преобразование модели с целью выявления общих законов

Навыки пользования измерительными инструментамми Навыки вычисления Структурирование информации Осмысленное чтение Формирование понятия Создание алгоритмов деятельности Поиск информации Анализ информации, синтез информации, причинно – следственные связи Выбор эффективного способа решения общеучебные Формулировка проблем Выдвижение гипотез Постановка и решение проблемы Познавательные УУД логические Доказательство гипотез Знаково - символические Создание способов решения проблем Сравнение Классификация Хранение информации другими способами Кодирование и декодирование Запись информации и хранение ее с помощью компьютера моделирование

Навыки пользования измерительными инструментамми

Навыки вычисления

Структурирование информации

Осмысленное чтение

Формирование понятия

Создание алгоритмов деятельности

Поиск информации

Анализ информации, синтез информации, причинно – следственные связи

Выбор эффективного способа решения

общеучебные

Формулировка проблем

Выдвижение гипотез

Постановка и решение проблемы

Познавательные УУД

логические

Доказательство гипотез

Знаково - символические

Создание способов решения проблем

Сравнение

Классификация

Хранение информации другими способами

Кодирование и

декодирование

Запись информации и хранение ее с помощью компьютера

моделирование

Виды заданий

Виды

заданий

  • «Найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями
Метод Рассказ Личностные УУД + Коммуникативные УУД Беседа ++ Регулятивные УУД - Лекция - Дискуссия - Познавательные УУД ++ Работа с книгой ++ + ++ - Демонстрация + - ++ ++ - Упражнения ++ + - + ++ - + Практическая работа - Лабораторная работа + + + Познавательная игра + + + + Методы программированного обучения ++ ++ + ++ + ++ Обучающий контроль ++ ++ Ситуационный метод ++ + - ++ ++ ЭОР ++ ++ - ++ + ++ ++ ++ ++ + ++ ++ ++ ++ обеспечивает достаточно полное формирование УУД; + обеспечивает частичное формирование УУД; - не обеспечивает формирование УУД

Метод

Рассказ

Личностные УУД

+

Коммуникативные УУД

Беседа

++

Регулятивные УУД

-

Лекция

-

Дискуссия

-

Познавательные УУД

++

Работа с книгой

++

+

++

-

Демонстрация

+

-

++

++

-

Упражнения

++

+

-

+

++

-

+

Практическая работа

-

Лабораторная работа

+

+

+

Познавательная игра

+

+

+

+

Методы программированного обучения

++

++

+

++

+

++

Обучающий контроль

++

++

Ситуационный метод

++

+

-

++

++

ЭОР

++

++

-

++

+

++

++

++

++

+

++

++

++

++ обеспечивает достаточно полное формирование УУД;

+ обеспечивает частичное формирование УУД;

- не обеспечивает формирование УУД

Рекомендации по развитию познавательных УУД Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, научите их мыслить системно (например: основное  понятие (правило) – пример – значение материала)  Помните , что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания  Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; Познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи

Рекомендации по развитию познавательных УУД

Если вы хотите чтобы дети усвоили

материал, научите их мыслить

системно (например: основное

понятие (правило) – пример –

значение материала)

Помните , что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

Найдите способ научить ребенка применять свои знания

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем;

Познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи

«Если бы мне пришлось вновь прожить жизнь, я установил бы для себя правило; читать какое то количество стихов и слушать музыку по крайней мере раз в неделю, может быть путем таких упражнений мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».  Дарвин Ч.Р.

«Если бы мне пришлось вновь прожить жизнь, я установил бы для себя правило; читать какое то количество стихов и слушать музыку по крайней мере раз в неделю, может быть путем таких упражнений мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».

Дарвин Ч.Р.

Художник А.Б.Дюрер написал первый учебник геометрии на немецком языке. «МЕЛАНХОЛИЯ»  ДЮРЕР А.Б.

Художник А.Б.Дюрер написал первый учебник геометрии на немецком языке.

«МЕЛАНХОЛИЯ»

ДЮРЕР А.Б.

С.В.КОВАЛЕВСКАЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

С.В.КОВАЛЕВСКАЯ

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Профессор математики Латуидж Доджсон (1832-1898) являлся в тоже время Льюисом Кэрроллом- первоклассным детским писателем («Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье») Королева Виктория потребовала к себе все его сочинения и была удивлена, когда ей принесли, целую охапку учебников по геометрии .
  • Профессор математики Латуидж Доджсон (1832-1898) являлся в тоже время Льюисом Кэрроллом- первоклассным детским писателем («Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»)
  • Королева Виктория потребовала к себе все его сочинения и была удивлена, когда ей принесли, целую охапку учебников по геометрии .
Александр Мелентьевич Волков – доцент кафедры высшей математики Московского института – детский писатель , автор книг «Волшебник Изумрудного города» (1939, в основе - книга американского детского писателя Ф. Баума «Мудрец из страны Оз»), «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963), «Семь подземных королей» (1964), «Огненный бог Марранов» (1968) и др. Повести («Два брата», 1950; «Приключения двух друзей в стране прошлого», 1963; «Царьградская пленница», 1969) и романы («Зодчие», 1954; «Скитания», 1963, о Дж. Бруно) на исторические сюжеты. Книги научно-популярных рассказов («Земля и небо», 1957, и др.).

Александр Мелентьевич Волков – доцент

кафедры высшей математики Московского института – детский писатель , автор книг «Волшебник Изумрудного города» (1939, в основе - книга американского детского писателя Ф. Баума «Мудрец из страны Оз»), «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963), «Семь подземных королей» (1964), «Огненный бог Марранов» (1968) и др. Повести («Два брата», 1950; «Приключения двух друзей в стране прошлого», 1963; «Царьградская пленница», 1969) и романы («Зодчие», 1954; «Скитания», 1963, о Дж. Бруно) на исторические сюжеты. Книги научно-популярных рассказов («Земля и небо», 1957, и др.).

А. ЭЙНШТЕЙН ОТМЕЧАЛ ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО А.ЭЙНШТЕЙН

А. ЭЙНШТЕЙН ОТМЕЧАЛ ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

А.ЭЙНШТЕЙН

Тест И.П. Павлова Наглядный материал – 9 карточек , на каждой написано по одному слову:  ОРЁЛ, ЧЕШУЯ, БЕГАТЬ, ПЕРЬЯ,  ЛЕТАТЬ, РЫБА, ШЕРСТЬ, ПЛАВАТЬ, ОВЦА.

Тест И.П. Павлова

  • Наглядный материал – 9 карточек , на каждой написано по одному слову:

ОРЁЛ, ЧЕШУЯ, БЕГАТЬ, ПЕРЬЯ,

ЛЕТАТЬ, РЫБА, ШЕРСТЬ, ПЛАВАТЬ, ОВЦА.

  • Задание : разложите карточки по три на три группы так, чтобы в каждой было что –то общее.
Тест И.П.Павлова Вариант №1 1 –я ГРУППА КАРТОЧЕК:РЫБА, ОРЕЛ, ОВЦА. 2 –Я ГРУППА КАРТОЧЕК:БЕГАТЬ, ПЛАВАТЬ, ЛЕТАТЬ. 3-Я ГРУППА КАРТОЧЕК: ШЕРСТЬ, ПЕРЬЯ, ЧЕШУЯ. Вариант №2 1-я группа карточек: рыба, плавать, чешуя. 2-я группа карточек: орел, летать, перья. 3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть.

Тест И.П.Павлова

Вариант №1

1 –я ГРУППА КАРТОЧЕК:РЫБА, ОРЕЛ, ОВЦА.

2 –Я ГРУППА КАРТОЧЕК:БЕГАТЬ, ПЛАВАТЬ, ЛЕТАТЬ.

3-Я ГРУППА КАРТОЧЕК: ШЕРСТЬ, ПЕРЬЯ, ЧЕШУЯ.

Вариант №2

1-я группа карточек: рыба, плавать, чешуя.

2-я группа карточек: орел, летать, перья.

3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть.

  • Вывод: художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
  • Вывод: мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
«10 заповедей» педагогов – практиков («Мышление и творчество» авт. Александр Наумович Лук   — советский учёный-философ, специалист по теории творчества и науковедению, врач-невропатолог) 1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательств. 2. Никогда не разрешай спор учащихся самым лёгким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения. 3 . Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая, раскрыть для них что – то новое. 4. Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы , мотивы и чаяния школьника. 5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

«10 заповедей» педагогов – практиков

(«Мышление и творчество» авт. Александр Наумович Лук   — советский учёный-философ, специалист по теории

творчества и науковедению, врач-невропатолог)

1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательств.

2. Никогда не разрешай спор учащихся самым лёгким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.

3 . Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая, раскрыть для них что – то новое.

4. Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы , мотивы и чаяния школьника.

5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай другим вкус к нестандартному мышлению 7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею» 8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение 9. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз навсегда установленной программы 10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого

6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай другим вкус к нестандартному мышлению

7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею»

8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение

9. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз навсегда установленной программы

10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики

Автор: Гущина Анна Юрьевна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210220

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок математики: Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-matiematiki-pis-miennyi-priiem-umnozhieniia-triekhznachnogho-chisla-na-odnoznachnoie"
    ["file_id"] => string(6) "191403"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427300674"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Порядок действий в выражении" (урок введения нового знания) "
    ["seo_title"] => string(65) "poriadok-dieistvii-v-vyrazhienii-urok-vviedieniia-novogho-znaniia"
    ["file_id"] => string(6) "118240"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413085725"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства