ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) одним из ключевых моментов является установка на формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся на уроках математики. Обобщения опыта работы по формированию личностных образовательных результов на уроках математики. Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Когда пятый класс впервые пришли ко мне на уроки, я провела диагностику развития личностных результатов учащихся.
3.Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
4.Представление о математической науке.
Личностные результаты рассматриваемые мной, взяты из программой основного общего образования по математике.
Хочу показать каким образом на уроках я добиваюсь роста показателей сформированности личностных результатов.
1. Не у всех учащихся сформированны положительные мотивы учения и труда. Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач. Для мотивации я использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога.Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Пример вы видите на слайде. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.
Для мотивации к обучению и познанию включаю в содержание задач новых для учащихся общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны, города, школы, класса; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др.)
Для формированию у учащихся интереса к предмету, воспитания положительного отношения к предмету использую творческие самостоятельные работы. Здесь они открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в неожиданных нестандартных ситуациях. Вот те виды самостоятельных творческих работ, которые я использую на уроках: - решение задач нестандартным способом - решение задач несколькими способами - составление задач и примеров - решение задач на нахождение и составление закономерностей - задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, заполнить таблицу - математические сочинения (стихи, сказки) - исследовательские работы - конструирование и моделирование.
Отдельно хочу остановиться на проблеме домашних заданий. Необходима чёткая, планомерная работа учителя в этом направлении. У меня существует два вида таких заданий: краткосрочное домашнее задание и домашнее задание на длительный срок. Краткосрочные домашние задания задаются мною раз в неделю (как правило в один и тот же день) и принимаются в тот же день недели через неделю. Например, со вторника до вторника. В задание включаются задания, которые мы разбираем в течение всей недели на уроках. Домашние задания на длительный срок: это задания целого раздела, на выполнение которых даётся примерно месяц.
Таким образом, я учу ребят не только математике, но и умению планировать своё время, умению выбирать из списка задач те, которые он может решить на данном этапе. То есть я учу ребят учиться.
2. Для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности я использую парную работу:
1)ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;
2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;
3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки.
Плюсы такого вида работы:
● повышается учебная и познавательная мотивация учащихся, они стараются занять место лидера в паре и перейти в группу более высокого уровня подготовленности;
● снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, все учащиеся в парах справляются с предложенным заданием;
● обученность повышается, т.к. каждый ученик старается наиболее грамотно выполнить задание, вовремя устранить пробелы;
● в паре происходит взаимообучение, каждый вносит вклад в общую работу, помогает ликвидировать пробелы;
● развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
● улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении затруднений, у товарища легче спросить, чем у учителя, развивается толерантность;
● каждый ученик на уроке получает оценку, старается более качественно подготовится к уроку;
● развивается умение правильно оценивать себя и одноклассников, анализировать процесс работы, формируются первые педагогические умения.
Для развития коммуникативных компетенций важна хорошо развитая речь. Курсы, чтение методической литературы, наблюдения, участие в различных семинарах помогли мне понять, что необходимо соблюдать несколько условий:
–Создавать ситуации, вызывающие у ученика потребности высказываний (устно и письменно).
–Подбирать задания по интересам учащихся.
–Учебная книга должна дать образцы языка, т.е. вооружить средствами математического языка.
–Совершенствовать теоретические знания о математическом языке, его закономерностях.
3. Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры один из главных личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Одной из форм работы для развития данных компетенций является решение текстовых задач. На уроке я отрабатываю ряд умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи по готовым рисункам.
Для формирование первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации а также формирования целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню развития науки я использую онлайн экскурсии в научные музеи, математические викторины.
4. Я использую современные информационных технологий в обучении математике. Сюда относятся визуализация математических понятий, подготовка компьютерных тестов, работа с готовыми программными продуктами по математике (в том числе электронными учебниками, справочниками, программами для математических расчетов и пр.). Хочу отметить, что осознание учащимися огромной роли прикладной математики в современном обществе приводит к актуализации изучения математики в школе. Математика из сухой, абстрактной науки превращается в сложный инструмент решения множества самых различных задач, владение которым, несомненно, пригодится в жизни.
И в заключение.
Информация на каждого ученика у меня хранится в моем предметном математическом портфолио класса (индивидуальнаяк и сводная). Информация о сформированности личностных результатов доступна родителям при индивидуальной беседе. При этом отслеживая личностные результаты я стараюсь помочь всем ученикам быть успешными.
Хочется, чтобы детям было действительно интересно учиться, и чтобы увеличивающиеся нагрузки не влияли негативно на их здоровье.