Формирование познавательных УУД на уроках математики через использование системы интерактивных приёмов
Формирование познавательных УУД на уроках математики через использование системы интерактивных приёмов
Данный материал содержит описание приемов по активизвции мыслительной деятельности учащихся на уроках математики, который будет полезен учителям-предметникам. Он соответсвует требованиям нового образовательного стандарта, т.к. формирует познавательные универсальные учебные действия.
В своей работе я применяю различные приемы активизации учебной деятельности, но есть наиболее полюбившиеся, те, которые уже отработаны.
Использую интерактивные приёмы во всех классах. Сложилась своя система использования на различных этапах урока. Все приёмы подбираются в соответствии с особенностями изучаемого материала, возраста детей и потенциала самого приёма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках математики через использование системы интерактивных приёмов »
«Развитие познавательных универсальных учебных действий
на уроках математики через использование системы интерактивных приёмов»
Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Необходимо обращать внимание не только на достижение предметных результатов в области «математика», но и личностных и метапредметных результатов.
В течение последних 3 лет круг вопросов моего педагогического поиска был направлен на отбор эффективных приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся. Круг поиска обозначен в теме «Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через использование системы интерактивных приёмов»
Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Дословный перевод данного понятия раскрывает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Использование таких приёмов позволяет на уроке построить взаимодействие всех обучающихся, включая педагога.
Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым и др. понятие, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Если проанализировать подходы к структурированию умений познавательных УУД, то можно выделить 4 направления: общеучебные, логические, знаково-символические, постановка и решение проблем. При анализе предметного содержания курса математики можно отметить благоприятную среду для развития всех перечисленных умений.
Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:
математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
логическое мышление (понятия и общепонятийные связи, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
пространственное мышление (пространственные абстракции, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
В сфере познавательных универсальных учебных действий в рамках преподавания предмета «математика» учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить);
использовать знаково-символьные средства для обработки информации,
осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования;
осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.
В своей работе я применяю различные приемы активизации учебной деятельности, но есть наиболее полюбившиеся, те, которые уже отработаны.
Использую интерактивные приёмы во всех классах. Сложилась своя система использования на различных этапах урока. Все приёмы подбираются в соответствии с особенностями изучаемого материала, возраста детей и потенциала самого приёма.
Например, на этапе актуализации знаний я применяю Приём "Ассоциативный ряд" и Приём “Шаг за шагом”.
На этапе целеполагания формирую с помощью создания проблемной ситуации умение выделять и формулировать познавательные цели.
Приведу пример.
Перед изучением темы «Сложение десятичных дробей» в 5 классе учащимся предлагаю решить задачу: «Сколько нужно купить ленты, если на отделку юбки необходимо 13,5 метра, а для пояса - 1,83 метра ленты?»
Ученики предлагают варианты ответа, я их записываю на доске (среди них есть как верный, так и неверные). Далее задаю ребятам вопросы:
- Задание было одно?
- Одно.
- А какие получились результаты?
- Разные.
- Как вы думаете, почему?
Один из вариантов ответа: «Возможно, мы чего-то ещё не знаем».
- Какова же цель нашей работы на уроке? - обращаюсь я к детям.
- Узнать, как сложить десятичные дроби.
- Для чего нам это необходимо?
- Чтобы правильно считать, например, в магазине.
В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
На тапе изучения нового материала. Выбор формы изучения нового материала на уроке зависит от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Мой опыт показывает, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана. Поэтому на каждом уроке я выделяю время для решения текстовой задачи, поскольку у многих ребят решение задач вызывает затруднения. Очень часто в этом помогает стратегия ИДЕАЛ.
При знакомстве детей со стратегией ИДЕАЛ необходимо обыграть каждую букву с детьми. Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Далее вывешивается опора и используется при необходимости на уроке.
Расшифровывается она следующим образом:
И ― Идентифицируйте проблему
Д ― Доберитесь до её сути
Е ― Есть варианты решения!
А ― А теперь за работу!
Л ― Логические выводы
На этапе решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей. На данном этапе эффективно решать не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники и задачники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, я использую некоторые педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся. Например, прием «Игровая цель».
Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
Формирует:
учебные умения;
умение работать в команде;
умение слушать и слышать друг друга.
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. В классе мы называем это «Математическая эстафета». Например, 8 класс. Тема «Решение уравнений с модулем». Задания для 1 ряда. Аналогично подбираются задания для 2 и 3 рядов. Какая команда справится быстрее и правильнее.
|2x – 3|= 4
|5x + 6|= 7
|9 – 3x |= 6
|4x + 2|= – 1
|8 – 2x|= 0
|10x + 3|= 16
|24 – 3x|= 12
|2x + 30|= 48
x1 = 3,5; x2 = – 0,5
x1 = 0,2; x2 = – 2,6
x1 = 1; x2 = 5
x Ø
x = 4
x1 = 1,3; x2 = – 1,9
x1 = 12; x2 = 4
x1 = 9; x2 = – 39
Для усвоения сути теорем при изучении курса «Геометрия» с положительной стороны зарекомендовал себя приём-конструктор «События». После изучения темы «Смежные и вертикальные углы» в 7 классе на следующем уроке даю заполнить таблицу (строки 1 и 2), учимся формулировать прямую и обратную теорему, выясняем вопрос об их истинности. При изучении свойств равнобедренного треугольника, равностороннего, параллельных прямых разграничиваем понятия «признак» и «свойство» (строки 3,4,5).
№
Если
Событие или состояние 1 (причина)
то
Событие или состояние 2 (следствие)
1.
Углы вертикальные
?
2.
?
Сумма этих углов равна 180º
3.
Треугольник равнобедренный
1.
2. ?
4.
?
Треугольник равносторонний
5.
Прямые параллельны
1.
2. ?
3.
6.
Ты ученик 8б класса «Образовательного центра»
Твоего классного руководителя зовут Наталья Анатольевна
7.
Сегодня 1 марта
Началась весна
Включаю в этот конструктор высказывания не только из области математики, но и из жизни (строки 6, 7). Ребята учатся формулировать прямые и обратные теоремы, высказывания и устанавливать их истинность, проговаривая при этом причинно-следственные связи между событиями.
При изучении математики в 10-11 классах при введении новых тем использую Прием «Лекция со стопами»
Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
При изучении темы «Взаимное расположение сферы и плоскости» в 11 классе сначала даю задание поработать с учебником, затем задаю вопросы по изученному материалу. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, то ученикам достаточно непросто бывает сразу разобраться в материале. Тогда я даю лекцию небольшими порциями. Предлагаю разделить страницу на 3 части и составить опорный конспект по теме. Сначала рассматриваем 1 случай, делаем рисунок и основные записи, разбираем формулу, тут же решаем задачу на применение этой формулы. Затем аналогично рассматриваем 2 случай и 3. Акцентирую внимание ребят на том, что создание схем, моделей позволяет компактно сжать информацию, делает ее наглядной, понятной, запоминающейся. Причем, когда схема создана самим человеком, то она запоминается лучше.
На обобщающих уроках использую приём «Корзина идей, понятий, имен…», хотя его можно использовать и на уроке изучения нового материала. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему и в качестве опоры при объяснении нового материала.
Например, на последнем уроке по теме «Пропорция» учащиеся называют все термины, слова, связанные с этим понятием. В результате мы повторяем не только определение, но и все, что связано с понятием пропорции: крайние и средние члены, отношение, равенство, основное свойство пропорции. Учащиеся проговаривают правила, а если кто-то что-то забыл, то вместе мы вспоминаем, создаем полную картину по теме.
В настоящее время накоплен достаточный материал по использованию интерактивных приёмов работы по формированию познавательных УУД. На ближайшие три года я определила для себя следующую цель: необходимо отработать систему использования интерактивных приёмов с привязкой к изучаемым темам. Это необходимо сделать при разработке специального раздела в рабочей программе педагога в календарно-тематическом планировании. Система будет охватывать преподавание математики в 5-6 классах, так как это благоприятный период для фундамента. В дальнейшем все умения необходимо будет только развивать.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности умений, обеспечивающих умение учиться, успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителем математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.