Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через решение задач.»
Горчакова Наталья Николаевна
учитель математики
МБОУ Заборьевская СШ
Демидовского района Смоленской области
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через решение задач.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.
Основные функции УУД
Рассмотрим как формируются УУД на примере решения задач.
Личностные УУД
Задача 1.
Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего.
Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
Обеспечивает. Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
Задача 2.
Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год? Дополнительное задание: составить меню обеда из дикоросов Смоленской области.
Знание растительного мира родного края, дикоросов Смоленской области и формирование навыков здорового питания.
Формирование вычислительных навыков; мотивация учения- развитие интереса к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качесв: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
Регулятивные УУД
Тема «Проценты»
Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходиться на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек? Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них.
Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.
Регулятивные УУД
Тест «Найди ошибку»
1) 45-(25+17)=37
2) 90-67=23
3) 764- (264+40)=460
4) 301-(20+201)=120
5) 56 – 36 – 7=13
6) (200+67)-100=33
7) 1200-1100-40=1060
8) 32+13-5=40
9) 56+8+12-26=50
10) 75-31-9+15=50
Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы
математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c.
Сделай вывод.
Формируются Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации;
анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей;
знаково-символическое моделирование
Познавательные УУД
Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица ?
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.
Познавательные УУД
Одни животные встречаются в наших лесах часто другие редко.
Но есть очень редкие животные, которые занесены в Красную книгу.
В результате самостоятельной работы вы узнаете, какие это животные.
В результате самостоятельной работы по карточкам на доске должны появиться слова: барсук, беркут, косуля.
Барсук имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определённых областях запрещена.
Беркут – крупная птица. Строит огромное, до 3 метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесён в Красную книгу.
Косуля – маленький олень очень лёгкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды.
ДАВАЙТЕ И МЫ БУДЕМ ЛЮБИТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ НАС
ПРИРОДУ, БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Дополнительное задание.
Найдите какие животные Смоленской области занесены в Красную книгу.
Связав материал предметной задачи с реальной жизнью, создаются условия для формирования личностных и познавательных универсальных учебных действий.
Коммуникативные УУД
Групповая работа – класс делиться на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают: работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.
Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение со- трудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение ещё не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей
В качестве примера рассмотрим проектную задачу по математике в 5 классе «Здоровый образ жизни». Данная задача была поставлена перед детьми во время изучения темы «десятичные дроби»
и рассчитана на 2 учебных часа (90 минут).
Учащиеся предварительно разбиваются на группы по 3-4 человека, где распределяются роли, необходимые для работы в команде.
Учитель озвучивает проблему: потребление разнообразной пищи в правильном соотношении и получение удовлетворения от еды – ключ к здоровью!
А как узнать правильно ли мы питаемся? Для ответа на этот вопрос, рассмотрим следующие задания.
Учащиеся самостоятельно работают в группе (60 мин) по решению данных задач, учитель находится в роли тьютера и лишь направляет деятельность учащихся.
Калорийности продуктов
Наименование продукта
калорийность
Наименование продукта
калорийность
Яблоко 1 шт.
50,3
Жареный картофель 1 п.
338,2
Банан 1 шт.
89,2
Картофельное пюре 1 п.
161,5
Морковь 1 шт.
13,6
Белый хлеб 100гр.
82
Свекла 1 шт.
49,1
Черный хлеб 100 гр.
55,5
Помидор 1шт.
17,2
Рис 1 п.
300
Апельсин 1шт.
88,6
Гречка 1 п.
334,1
Курица жаренная 1 п.
390,3
Йогурт 1 стакан
360,9
Рыба запеченная 1 п.
210,9
Молоко 1 ст.
260,2
Котлеты 1 шт.
115,8
Кефир 1 ст.
100,8
Сосиски вареные 1 шт.
186,1
Ряженка 1 ст.
120,1
Суп 1 п.
126,2
Сок 250 мл.
150,4
Чипсы 100гр.
510,5
Сыр 100 гр.
110,6
Шоколад молочный 100 гр.
557
Творог 100 гр.
111,34
Шоколад горький 100 гр.
490
Мороженное 1 шт.
220,98
Задание 1. Количество калорий употребляемых человеком в день рассчитывается по формуле: 6,25 ×рост( в см) + 9,99 × массу( в кг) – 4,92 × возраст (в годах) Рассчитайте среднее количество калорий, необходимых к употреблению вашей группы в день (результат округлите до десятых).
Задание 2. В день необходимо потреблять следующее количество продуктов от ежедневного количества калорий: овощи и фрукты – 30 %; хлеб, крупы и картофель - 30 %; мясные и рыбные продукты – 15 %; молочные продукты – 15 %; жирная и сладкая пища – 10 %.
Используя таблицу калорийности продуктов, составьте меню из данных блюд, наиболее подходящее для вашей группы на день (5 приемов пищи).
Как вы считаете, то, что ты ешь каждый день, является полезным для здоровья?
Задание 3. Оформите полученные данные заданий 1-2 на отдельном листе и подготовьте презентацию вашей группы.
После выполнения всех предложенных заданий осуществляется презентация, где каждая группа показывает результат своей работы (30 мин).
В завершении проводится постановка домашнего задания каждому ученику: с учетом полученных знаний составить полезное меню.
Данный вид работы позволяет не только проверить уровень вычислительных умений учащихся по теме, но и задуматься о правильном питании .
Опыт использования системы проектных задач на уроках математики показал, что это способствует повышению мотивации, а также формированию у учащихся умений самостоятельно определять цели и пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, организовывать коммуникации и учебное сотрудничество в группе и в парах, которые являются актуальными метапредметными умениями.
Список литературы
III ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «НОВОЙ ШКОЛЕ – НОВОЕ КАЧЕСТВО». Часть 2.ФГОС ООО: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Петропавловск-Камчатский, 2012 г – 42 с
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Разработка урока по математике для 5 класса по теме "Вычитание. Решение задач с помощью действия вычитания" "
["seo_title"] => string(124) "razrabotka-uroka-po-matiematikie-dlia-5-klassa-po-tiemie-vychitaniie-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-dieistviia-vychitaniia"
["file_id"] => string(6) "113699"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410889193"
}
}