Формирование когнитивной компетентности как главной составляющей государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 г. в днр
Формирование когнитивной компетентности как главной составляющей государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 г. в днр
Рассмотрены вопросы формирования когнитивной компетентности, решение проблемы преобразования традиционных форм на инновационные обучения, направленные на накопление знаний, умений, навыков в процессе развития личности ребенка; совокупности способов организации учебно-познавательной деятельности, направленной на достижение дидактических задач обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование когнитивной компетентности как главной составляющей государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 г. в днр»
ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ГЛАВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2015-2017 Г. В ДНР
Николаева Т.М.,
учитель математики,
МОУ «Школа №88 г. Донецка»
г. Донецк, ДНР
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить
и благородство чувств – необходимы для того,
что бы человек был образованным в полном смысле»
Чернышевский Н.Г.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, которая отличается такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образование стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.
Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.
Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: физики, химии, информатики. Развитие логического мышления учащихся при обучении математики, способствует усвоению предметов и гуманитарного цикла.
Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали не способными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами.
Перед современной школой возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умение, навыков, в процессе развития личности ребенка. Обучение в школе должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.
Принцип проблемности является основным, ведущим принципом развивающего обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще неизвестные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п. однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е.:
А) строят гипотезу;
Б) намечают и обсуждают способы проверки ее истинности;
В) аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим учителем. Поставив проблему, преподаватель вскрывает путь ее решения, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа .
Технологии проблемного обучения способствуют не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения [2, c.41-43; 5, c.24-26].
Перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, научить мыслить. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.
Исследования педагогов и психологов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо большой стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. И только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может только при условии, если дифференциация ему доступна.
Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющую инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, педагогический менталитет. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.
Наша задача состоит в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели.
Список литературы
1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск №3 4., М. УМЦ, 2002, с.55-75
2. "Продуктивное мышление", 1987, Вертгеймф М.
3. Приказ МОН ДНР № 327 от 17.07.2015г, «Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017 год».
4. Продуктивное мышление, как основа обучаемости, Калмыкова З.И., М., 1981.
5. "Развитие творческой активности школьника", А.Н. Матюшкина, М. Педагогика (99).