Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ
Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ
Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ»
Выполнила:
учитель математики и информатики МБОУ Школа № 88 г.Уфа,
Магафурова Гузель Ильдаровна
Уфа - 2016
Оглавление
Введение 3
1) Актуальность проблемы 5
2) Цели и задачи использования ИКТ 9
3) Этапы обучения с использованием ИКТ и методы их реализации 11
4) Практическое применение средств ИКТ на уроках математики. 17
Вывод 22
Список использованных информационных источников 24
Введение
Давайте задумаемся, почему сегодня так много говорят об обновлении содержания образования и педагогических технологиях в общеобразовательной школе? Думаю, прежде всего, потому, что таков социальный заказ современного общества. Обществo, которое я вижу не абстрактно. Для меня это социальный заказ моей школы, родителей и детей.
Из общения с родителями обучающихся, я пришла к выводу, что родители учеников ждут, что мы воспитаем выпускников, которые будут владеть не только знаниями, но и будут способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.
Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.
Что такое «информационно- коммуникационные технологии» (ИКТ)?
Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи.
Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков».
Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений.
Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том, что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение.
1) Актуальность проблемы
В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 12-13 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для формирования познавательного интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя – повышение внутренней мотивации к обучению у учеников. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Конечные цели информатизации образования – обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Сегодня мы говорим о массовости и доступности персональных компьютеров в России, широком использовании телекоммуникаций, что позволяет внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
• на всех этапах проведения урока;
• в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
• при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;
• в процессе создания и передачи общешкольной информации;
• в процессе научной деятельности;
• при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
• для более глубокого восприятия учебного материала;
• в проектной деятельности;
• при создании мультимедийных сочинений;
• в презентационной деятельности;
• в локальной и глобальной сети.
Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.
Познавательная активность в опыте представлена как ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет решить одну из насущных проблем современного общества, а именно – повысить качество образования.
Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Анализ путей стимулирования познавательной активности в современной школе, позволил выделить несколько направлений: становление учащегося как субъекта учебной деятельности; диалогизация учебного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие; индивидуализация и дифференциация обучения; использование методов проблемного обучения; самостоятельная работа учащихся; связь их с личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классном коллективе; организация ситуации успеха (А. К. Маркова, И.С. Мелехина, Т.А. Ротанова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина и др.)
2) Цели и задачи использования ИКТ
Основной целью является повышение познавательной активности учащихся на уроках математики посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Главные задачи, способствующие достижению цели:
Определить совокупность психолого-педагогических условий повышения познавательной активности учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
Определить ведущие принципы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся;
Осуществить отбор эффективных способов и приёмов включения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
Разработать и реализовать алгоритм педагогического взаимодействия направленного на повышение познавательной активности учащихся посредством включения средств информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;
Определить совокупность показателей для достижения положительной динамики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средства повышения познавательной активности учащихся;
Разработать модели учебных занятий по математике на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Ю. К. Бабанским установлено, что активная работа мысли начинается у человека тогда, когда перед ним возникает проблема. Учитель должен стимулировать мыслительную деятельность учащихся, побуждать учеников осуществлять самостоятельные доказательства теорем, учить учащихся самостоятельно «открывать» новые для них знания, самостоятельно добывать часть информации, вести исследовательский поиск. Основной упор при этом делается не на память, а на умение ученика самостоятельно добывать знания и усваивать новое при высокой познавательной активности.
И. Я. Лернер считает, что усвоению знаний, приобретению умений и навыков эффективно способствует проявленная школьником самостоятельная познавательная активность. Возможность управления формированием познавательной самостоятельности возникает лишь тогда, когда учащиеся включаются в процесс самостоятельного решения субъективно новых для них проблем, благодаря которым у учащихся формируют необходимый творческий потенциал к решению новых задач.
Условия использования компьютерных средств на уроках математики:
готовность преподавателя использовать ИКТ, его комтетентность в данном вопросе;
готовность учеников к работе с использованием компьютера;
наличие соответствующего изучаемой теме программного обеспечения;
количество компьютеризированных рабочих мест;
возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.
Конструирование урока c использованием информационно-коммуникационных технологий осуществляется по алгоритму:
Постановка задачи на использование информационных технологий на уроке.
Определение информации, обеспечивающей решение учебных задач посредством информационных технологий.
Выбор средств информационных технологий, адекватных поставленным задачам.
Разработка методики использования информационных технологий в процессе решения задач.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности.
3) Этапы обучения с использованием ИКТ и методы их реализации
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы. Автор предлагает рассмотреть этапы урока.
Объяснение нового материала.
На этапе изучения нового материала воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Использование презентаций позволяет облегчить учащимся восприятие материала, повысить плотность урока, эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников. Задания, предложенные на уроке, подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся и способствуют развитию логического мышления, умения анализировать, применять знания в новых условиях.
Использование на уроках мультимедиа реализует следующие принципы:
Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип доступности. данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой информации. Ученик, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей ученик создаёт новое, оригинальное. Репродуктивная деятельность не мыслима без творческой деятельности. В процессе овладения знаниями и умениями ученик «переходит» из одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.
Применение знаний.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как они являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания. В процессе обучения применяются CD-диски «Уроки алгебры 7 класс».
В своей работе автор использует цифровые образовательные ресурсы, состоящие из набора учебных объектов: заданий, моделей, демонстраций, программных модулей. Они предназначены для поддержки школьного курса математики различными видами практической учебной деятельности – математическим моделированием и конструированием, заданиями для экспериментального и теоретического исследования. Эффективны модули-тренажеры, математические игры и головоломки, которые служат для отработки основных вычислительных навыков.
Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.
Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Преимущество использования компьютерного эксперимента:
программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные, автоматически получаем результаты вычислений;
за урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики;
построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу, но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие нескольких вариантов решения.
Таким образом, развивается логическое мышление учащихся, отрабатывается алгоритм решения задач, что позволяет легко решать конкурсные и олимпиадные задачи данного типа.
Материалы цифровых образовательных ресурсов могут быть использованы при изучении курсов планиметрии, стереометрии, алгебры и начал анализа, алгоритмики, элементов теории вероятностей и математической статистики на всех уровнях основной школы до старших классов профильной школы, на факультативах и кружках.
Контроль знаний.
При контроле применяются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». В настоящее время готовых тестов во всемирной сети Интернет много. Однако для ускорения процесса тестирования используется также система Вотум, в которой учитель использует самостоятельные заготовки тестов.
Также активно применяются электронные домашние задания, генерируемые учителем для учеников более старшего возраста на соответственных сайтах сети Интернет. Это очень актуально для подготовки обучающихся к сдаче экзаменов.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет развить коммуникативные умения обучающихся, повысить интенсивность учебного труда, развить познавательную активность, и, следовательно, желание изучать предмет. Применение ИКТ формирует навыки самостоятельной работы с материалом, позволяет вовлечь в учебную деятельность пассивных учеников, привить обучающимся навыки сотрудничества, организовать моментальную обратную связь с обучающимися, обеспечить учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают школьникам проявлять их творческие способности.
При проведении уроков математики автор использует мультимедийные презентации. Урок-презентация реализует принципы доступности, наглядности, обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период, эффективны своей эстетической привлекательностью. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, ускорить темп урока на 10% - 15%
Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, привлечь школьников к процессу активного получения и применения знаний, использовать широкую базу информационных источников, сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими, научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.
В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов автором используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.
Практическое применение средств ИКТ на уроках математики.
Технология применения ИКТ на уроках математики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.
Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение ИКТ должно быть методически обосновано.
Уроки должны включать организационные и содержательные моменты. Организационный момент состоит в продумывании способов применения компьютера на уроках как средства информации, средства наглядности, поиска информации в Сети, создания проектов, учебно- исследовательской работы учащихся, а содержательный этап – это проект урока: цель урока, задачи урока, организация деятельности ученика и учителя, анализ эффективности использования ИКТ на уроке, как средства активизации учебной, познавательной деятельности учащегося.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, библиотеки электронных наглядных пособий ит.д.
Возможности компьютера мною используются в следующих вариантах:
Использование видеопроектора и экрана
Чаще всего в своей работе использую программу PowerPoint. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.
Например, решение задач по готовым чертежам на уроках геометрии (на слайдах) позволяет увеличить наглядность подаваемого материала, развивает пространственное воображение. В ходе урока, благодаря заранее подготовленной презентации, можно выполнить значительно большее количество заданий.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы.
Это – озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы в презентациях, докладах, рефератах и других творческих работах учителя и ученика.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но хочется акцентировать внимание на двух коллекциях. Это: Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР)(http://fcior.edu.ru);
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) (http://school-collection.edu.ru)
На сайте ФЦИОР ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д.
В сети Интернет много вспомогательных сайтов с учебным материалом, который можно использовать в своей работе учителю. Я для объяснения нового материала некоторых тем по алгебре и геометрии в 7-8 классах использую электронный он-лайн учебник «Школьный помощник» (http://school-assistant.ru).
Так же возможно применение видеоуроков при изучении нового материала Использование видеоуроков при изучении нового материала экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса.
Учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:
они повышают информационную насыщенность урока
подача материала за счёт звука и движения становится наглядной
его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей
за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку
происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%
Диагностического тестирования качества усвоения материала
Основное направление в этой среде - создание компьютерных тестов. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный промежуток времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Так же тесты могут быть сформированы в системе Votum, в котором ученик выбирает варианты ответов из предложенных на экране, используя специальные пульты. Последний вариант значительно сокращает время тестирования и обработанные результаты могут быть проанализированы классом сразу же после завершения проверки знаний.
В старших классах, в рамках подготовки к основному государственному экзамену, на дом задаются интерактивные тестовые домашние задания на сайте «Сдам ГИА» ( http://sdamgia.ru/). На данном сайте учитель имеет возможность проанализировать ошибки, допускаемые учениками при решении вариантов ГИА и на дополнительных занятиях акцентировать на них свое внимание.
Использование средств ИКТ обучающимися.
Ещё одной сферой применения информационных технологий в моей практике является использование ресурсов громадной сети Интернет. Интернет содержит в себе огромные информационные, дидактические, методические возможности, объемы имеющейся текстовой, статистической, графической информации которого на несколько порядков превышают объемы любых печатных изданий (в том числе по математике). Центр тяжести в обучении математики переносится на методы поисковой и творческой деятельности. Но необходимо знать каталог ресурсов Интернет. Я и мои ученики используем следующие каталоги:
Сайт фирмы «Клио-софт» - библиотека электронных документов по математике (http://www.hist.msu.ru/)
Сайт Московского центра федерации Интернет-образования (http://www.centr.fio.ru/). Есть страница «В помощь учителю математики»
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа от компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - тестирование по всем школьным предметам.
Я постепенно воспитываю в детях правильное отношение к этой огромной свободе которую дает Internet, ставлю интересную цель и вооружаю средствами ее достижения. И обучение становится уже не утомительным трудом, а увлекательной игрой.
Использование ИКТ дает возможность:
для повышения мотивации обучения;
для индивидуальной активности;
для формирования информационной компетенции;
для свободы творчества;
для интерактивности обучения.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.
Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить ребенка мыслить, видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель математики, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта.
Применение информационных, компьютерных технологий на уроках математики не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Инновационные уроки с применением ИКТ учащиеся воспринимают с большим интересом.
Вывод
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.
Мы, учителя, не можем обеспечить учеников всем спектром отдельных знаний на всю жизнь, но мы в состоянии вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
С введением новых технологий произошли радикальные изменения в системе образования, и центром ее стал не учитель, а ученик. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Использование информационно - коммуникационных и личностно – ориентированных образовательных технологий позволяет учителям повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении математике, повысить познавательный интерес к предмету. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Таким образом, задача учителя организовать учебную деятельность так, чтобы полученные знания учащихся на уроке были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. И именно инновационные технологии позволяют учителям построить свои уроки таким образом, чтобы учить учащихся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, то есть – думать.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
Список использованных информационных источников
Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против» / Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 192
Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения/ О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель, 2008
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К.Селевко.-М.: Народное образование, 2009
Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2011. — 216 с.
Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2008
Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: Изд-во Просвещение,-2012
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.; Педагогика, 2007
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов иИПК/ Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 2005.
Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2010