Формы и методы обучения математики в СПО. Обобщение опыта.Публикация.
Формы и методы обучения математики в СПО. Обобщение опыта.Публикация.
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения - это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы обучения математики в СПО. Обобщение опыта.Публикация.»
Активные формы работына уроках математики.
В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения - это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры: Математическое домино - состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано задание, на другой - ответ к другому заданию. Карточки обратной связи - состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединив . вместе в "книжку", куда вставляются карточки с ответом. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится - всё это делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку. Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра "в небылицы", которую можно проводить одновременно со всем классом. Задача преподавателя - не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра "Да" - "Нет". Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ "да" или "нет". Главное здесь - приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся. Важно будоражить ребят заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить. В проведение уроков включаются технические диктанты. "Мозговые атаки", "аукционы идей", бипарные уроки, пресс - конференции, уроки -конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.
1.Бипарный урок. Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого уч-ся, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются с бипарном уроке теоретическое и производственное обучение.
2.Бит-урок. Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Уч-ся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.
3.Урок - аукцион. До начала "аукциона" экспертами определяется "продажная стоимость" идей. Затем идеи "продаются", автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практич. задачах.
4. "Мозговая атака". Урок имеет сходство с "аукционом". Группа делится на "генераторов" и "экспертов". Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени "в бой" вступают "эксперты". В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает обучение "комфортным".
5. Урок типа "что? где? когда?" Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов. 1. Вступительное слово учителя. 2. Разминка - повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ. Выбираются орбиты. 4. Игра "что? где? когда?". 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя.
6. Уроки - деловые игры. Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 - 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.
7. Урок - экскурсия. Или заочное путешествие (может очное). План проведения. 1. Сообщение темы. 2. Вступительное слово ведущего. 3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии - проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др. 4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии. 5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее).
8. Уроки типа КВН. 1. Приветствие команд (домашнее задание). 2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы. 3. Домашнее задание (проверка). 4. Выполнение по 3 - 4 задания членами команды у доски. 5. Задания капитанам команд (по карточкам). 6. Подведение итогов.
9. Урок "за круглым столом". Выбирается ведущий и 5 - 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.
10. Урок семинар. Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.
11.Урок - зачет. Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменаторами свободные от уроков преподаватели. Второй - экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки - задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех. .
12.Использование учащихся для контроля. Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записываются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего задания,оценивают работы после Математического диктанта, самостоятельной работы, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадами повышают интерес и познавательную активность учащихся.