ИКТ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ИКТ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИКТ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ (ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ) НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
г.Астана, Смаилова Х.Р., учитель математики школы-гимназии №65 со статусом «Инклюзивная школа».
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
В нашей школе-гимназии №65 со статусом «Инклюзивная школа» в коррекционных классах обучаются дети с нарушениями слуха, дети после хохлярной имплантации (дети после операции со слуховыми аппаратами). И, представьте каково им обяснять темы по математике? Слабослышащие дети- дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15 — 20 дб до 75 дб. В отличие от глухих слабослышащие дети обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению. У глухих детей всегда наблюдается поражение звуковоспринимающие части слухового аппарата (внутреннее ухо с кортиевым органом, слуховой нерв), у слабослышащих детей нередко бывает поражена одна звукопроводящая часть (обычно среднее ухо). Понижение слуха может быть выражено в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. Слуховое восприятие слабослышащего ребенка не находится в стабильном состоянии. Под влиянием специальных тренировочных упражнений слабослышащий ребенок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха. Он учится лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражения. Слуховое восприятие слабослышащего ребенка особенно развивается в процессе овладения речью. Специальное обучение речи с детальным анализом ее звукового состава вырабатывает у ребенка навыки более дифференцированного восприятия доступных ему звуков. Постепенное обогащение словарного запаса дает возможность слабослышащему ребенку анализировать и синтезировать воспринимаемые элементы речи.
C целью интенсификации обучения, наряду с раннее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в таких классах и в самостоятельной работе учеников всё чаще использую программное обеспечение учебных дисциплин: учебники, программы-тренажёры, справочники, библиотеки электронных наглядных пособий.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно проводить:
1. Демонстрационные уроки.
На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. Поэтому создание презентации к урокам становится всё более популярным. («Обыкновенные дроби», «Равные треугольники», «Формулы сокращенного умножения», «Формулы приведения»)
2. Уроки компьютерного тестирования.
Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках математики детьми с нарушениями слуха не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В своей педагогической деятельности выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках математики:
1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.
2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по математики внешкольных занятий.
3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:
- мультимедиа-учебники.
- демонстрационные
- учебные
- тренажеры
- контролирующие
- справочно-информационные.
Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно стала включать в уроки новые интерактивные средства обучения математики — это электронные мультимедиа -учебники и программно-методические комплекты. На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание детей с ограниченными возможностями на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса и спосвбствует развитю речи. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.
Для проверки знаний обучаемых с использованием ИКТ использую следующие подходы с применением информационных технологий:
- использую контролирующие компьютерные программы (тесты, индивидуальные задания), предназначенные для автоматизированной проверки уровня знаний и умений. Особый интерес учащиеся проявляют к работе на компьютере самостоятельно (выполнение практической работы, работа с номенклатурой на компьютере, выполнение индивидуальных тестов, работа со слайдами по составлению описания какой – либо местности), составление собственных тестов по изученному материалу. Такая форма работы привлекает даже слабоуспевающих учащихся и позволяет учителю заинтересовать их, привлечь к работе на уроке.
Список используемых источников.
1. Т.М.Грабенко, И.А.Михаленкова. Эмоциональное развитие слабошлышащих школьников.(диагностика и коррекция)
2. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
3. Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
4. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.